Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 8 сентября 2005 г. N А29-2500/05-3э
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в судебном заседании представителей от истца и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании 05 сентября 2005 г. апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2005 г. по делу N А29-2500/05-Зэ, принятое по иску ОАО к Управлению по социальным вопросам администрации МО "Город Инта", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РК, Министерству финансов РК, третье лицо: Финансовое управление Министерства финансов РК в г.Инте,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2005 г. по делу N А29-2500/05-3э удовлетворены исковые требования ОАО в части взыскания с Минфина Российской Федерации 11459 руб. 17 коп. убытков, связанных с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", с Министерства финансов Республики Коми - 1427 руб. 50 коп. убытков, связанных с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот в соответствии с Законом РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК", в остальной части иска отказано.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми обратилось в Арбитражный суд РК с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с министерства убытков, связанных с исполнением Федерального закона "О ветеранах". Заявитель считает, что истцом не доказан размер убытков, вина Министерства финансов Российской Федерации и причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникновением убытков.
ОАО в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывая, что убытки обществу причинены в результате бездействия государственных органов власти.
Министерство финансов Республики Коми с решением суда согласно и считает, что убытки, понесенные истцом при предоставлении льгот по услугам связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", подлежат возмещению из федерального бюджета.
Управление по социальным вопросам Администрации МО "Город Инта" в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что денежные средства, поступившие в 2004 году из федерального и республиканского бюджета на реализацию Федерального закона "О ветеранах" и Закона РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК", в полном объеме перечислены Управлением операторам связи.
Законность и обоснованность решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Управления по социальным вопросам администрации МО "Город Инта", Министерства финансов Российской Федерации и Финансового управления Министерства финансов РК в г.Инте в судебное заседание не явились. Управлением по социальным вопросам МО "Город Инта" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
В соответствии с п.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая изложенное, суд считает возможным по имеющимся в деле материалам рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Таким образом, суд апелляционной инстанций проверяет законность и обоснованность решения суда по настоящему делу в части взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителя истца и Министерства финансов Республики Коми, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, во исполнение Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ и Закона РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК" от 15.11.2001 г. N 70-РЗ оператор связи - Печорская дистанция сигнализации и связи Сосногорского отделения Северной железной дороги, являющийся филиалом ОАО, в течение 2004 года предоставлял льготы по оплате абонентской платы за пользование квартирным телефоном перечисленным в законах категориям граждан, проживающим в г.Инта.
29 марта 2005 года ОАО в лице Сосногорского отделения Северной железной дороги обратилось в арбитражный суд Республики Коми с исковыми требованиями о взыскании с Управления по социальным вопросам администрации МО "Город Инта" убытков, возникших в результате предоставления льгот населению муниципального образования "Город Инта" за 2004 год, в размере 15284 руб. (с учетом НДС).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истцом заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчиков Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов РК и уточнены требования в части суммы убытков, подлежащей взысканию, а именно: 13571 руб. (с учетом НДС) - размер убытков, возникших при реализации Федерального закона "О ветеранах" и 1713 руб. (с учетом НДС) - размер убытков, возникших при реализации Закона РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК".
В силу ст.47 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ для отдельных категорий пользователей услугами связи международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи, порядка и размера их оплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, в том числе ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Действие вышеуказанных Правил продлено на 2004 год согласно постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 г. N 80.
В соответствии с пунктом 2 Правил финансирование расходов, указанных в пункте 1 Правил, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам.
В силу данных правил Министерство труда и социального развития РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты субъектов РФ по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на год, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Исполнение федерального бюджета в этой части в 2004 году осуществлялось через Министерство труда и социального развития Республики Коми.
Как видно из материалов дела на реализацию Федерального закона "О ветеранах" муниципальному образованию "Город Инта" из средств федерального бюджета, поступивших в Республику Коми, в 2004 году перечислено 3085000 руб.
Управлением по социальным вопросам Администрации МО "Удорский район" денежные средства, полученные из федерального бюджета, в полном объеме направлены организациям, оказывающей услуги связи, в том числе Печорской дистанции сигнализации и связи Сосногорского отделения Северной железной дороги филиала ОАО - 40633 руб. 50 коп., в том числе 3507 руб. - задолженность предыдущих лет.
Перечисление истцу указанных денежных средств подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями и актом сверки за 2004 год между Печорской дистанцией сигнализации и связи и Управлением по социальным вопросам администрации МО "Город Инта".
Общая стоимость льгот по услугам связи, предоставленных истцом гражданам муниципального образования "Город Инта" на основании Федерального закона "О ветеранах", составила в 2004 году - 50697 руб. 50 коп. (с учетом НДС), что подтверждается списками льготников, согласованными с Управлением по социальным вопросам администрации МО "Город Инта", и предъявленными счетами-фактурами на оплату услуг связи.
Таким образом, истцу не возмещены расходы по предоставлению в 2004 году льгот гражданам, проживающим в г.Инта, в размере 13571 руб. с учетом НДС (50697 руб. 50 коп. - (40633 руб. 50 коп. - 3507 руб.) или 11459 руб. 17 коп. без НДС.
В силу ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы лица, чье право нарушено, которое оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно п.1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на оплату установки телефона и абонентскую плату за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Убытки истца возникли в связи с исполнением им установленных Федеральным законом "О ветеранах" обязанностей вследствие недофинансирования из федерального бюджета, что сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о наличии вины Российской Федерации в лице органов государственной власти, которая выражена в форме бездействия - непринятия мер по возмещению расходов оператору связи.
В силу статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" и "О Министерстве финансов Российской Федерации" от 30.06.2004 г. N 329 Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета.
Таким образом, убытки в размере 11459 руб. 17 коп., понесенные истцом при предоставлении льгот гражданам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранов", правомерно взысканы судом первой инстанции с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя.
В соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27 июля 2005 года по делу N А29-2500/05-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Разъяснить, что постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок с даты изготовления постановления в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 8 сентября 2005 г. N А29-2500/05-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании