Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 3 ноября 2005 г. N А29-2574/05-3э
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в судебном заседании представителей от истца и от ответчиков,
рассмотрев в судебном заседании 24, 26 октября 2005 года апелляционную жалобу ОАО
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.07.2005 г. по делу N А29-2574/05-Зэ, принятое по иску ОАО к Управлению по социальным вопросам Администрации МО "Город Воркута", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РК, Министерству финансов Республики Коми, третье лицо: Финансовое управление Министерства финансов РК в г.Воркута, о взыскании 2126821 руб. 49 коп. убытков,
установил:
ОАО обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Управлению по социальным вопросам Администрации МО "Город Воркута" о взыскании 2126821 руб. 49 коп., убытков в сумме возникших в связи с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам льготным категориям населения в период с ноября 2002 года по декабрь 2003 года в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми".
Определением суда от 31 марта 2005 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по инициативе суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов РФ, Министерство финансов РК, Финансовое управление Министерства финансов РК в г.Воркуте.
Определением арбитражного суда от 29 апреля 2005 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство финансов Республики Коми.
Решением суда от 25.07.2005 года исковые требования ОАО о взыскании убытков, связанных с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" удовлетворены частично за счет казны Республики Коми и взысканы с Министерства финансов Республики Коми в размере 927788 руб. 68 коп. Во взыскании убытков с Управления по социальным вопросам Администрации МО "Город Воркута" и Министерства финансов Российской Федерации, а также в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании с последнего убытков в размере 1199032 руб. 81 коп отменить, иск в указанной части удовлетворить.
В апелляционной жалобе истец указывает на необоснованность исключения судом первой инстанции 1013475 руб. 77 коп. из суммы убытков в связи с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам (техническое обслуживание и уборка лестничных клеток).
В обоснование своих возражений указывает, что уборка лестничных клеток является составной частью единого комплекса работ по содержанию и ремонту жилищного фонда (техническому обслуживанию).
Таким образом, предоставление льгот по оплате занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы, распространяются на уборку лестничных клеток и входит в состав оплаты жилья.
Кроме того, заявитель указывает на то, что в случае исключения сумм по предоставленным льготам по техническому обслуживанию и уборке лестничных клеток должна учитываться сумма оплаты за данные виды коммунальных услуг (техническое обслуживание и уборка лестничных клеток), тогда как при исключении суммы 695281 руб. 71 коп. суд не учел сумму оплаты в размере 121917 руб. 28 коп.; при исключении суммы 318194 руб. 06 коп. суд не учел сумму оплаты в размере 418172 руб. 18 коп.
Также ОАО не согласно с исключением из суммы убытков налога на добавленную стоимость, так как при выставлении Управлению по социальным вопросам счетов-фактур по возмещению убытков в связи с предоставлением льгот по квартплате и коммунальным услугам сумма НДС не учитывалась и в расчет по возмещению убытков не включалась, налог на добавленную стоимость был выделен только из суммы предоставленных коммунальных услуг.
Министерство финансов Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу указало, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В обоснование своих доводов и возражений указывает, что под оплатой занимаемой общей площади жилых помещений понимается плата за владение и пользование жилым помещением, то есть найм.
Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 года N 163 установлено, что в жилищные услуги входит содержание и текущий ремонт, а также капитальный ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях.
Следовательно, льгота по 50 (100)-процентному освобождению от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений не распространяется на оплату жилищных услуг (техническое обслуживание, уборка лестничных клеток).
Представители Министерства финансов Российской Федерации, Управления по социальным вопросам Администрации МО "Город Воркута" и Финансового управления Министерства финансов Республики Коми в г.Воркута в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая изложенное, суд считает возможным по имеющимся в деле материалам рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24 октября 2005 года объявлен перерыв до 26 октября 2005 года, о чем указано в протоколе судебного заседания.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено в порядке пункта 4 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела, Воркутинская дистанция гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения Сосногорского отделения Северной железной дороги ОАО в период с ноября 2002 года по декабрь 2003 года во исполнение Федерального закона "О ветеранах", Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК" предоставляло гражданам льготы по коммунальным услугам.
Затраты, произведенные истцом по предоставлению этих услуг, не были ему возмещены, что и послужило основанием для обращения в суд с требованием о взыскании убытков в принудительном порядке.
Согласно акту сверки взаимных расчетов между истцом и Управлением по социальным вопросам МО "Город Воркута" задолженность по льготам, предоставляемым на основании ФЗ "О ветеранах", Закона РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК" по состоянию на 01.01.2005 года составляет 2216821 руб. 49 коп.
Согласно расчету истца, счетов-фактур, представленных им, задолженность по льготам, предоставленным в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", составляет 1707771,42 руб.
Из расчета истца следует, что им предоставлялись льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, прямо не предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", в том числе по техническому обслуживанию и по уборке лестничных клеток.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 года N 163, в жилищные услуги входит содержание и текущий ремонт, а также капитальный ремонт, включая места общего пользования в жилых зданиях.
Таким образом, довод ОАО о том, что не подлежат взысканию убытки, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищных услуг, обоснован.
Уборка лестничных клеток не входит в перечень коммунальных услуг, указанных в Законе.
Следовательно, льготы по оплате коммунальных услуг не распространяются на оплату уборки лестничных клеток.
Поскольку льготы по оплате жилищных услуг и уборке лестничных клеток предоставлены истцом в нарушение Федерального закона "О ветеранах", то оснований для взыскания расходов, связанных с их предоставлением, не имеется, следовательно основания для удовлетворения исковых требований в указанной части отсутствуют.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан вывод о необоснованном предоставлении льгот по уборке лестничных клеток и техническое обслуживание на сумму 695281 руб. 71 коп, поэтому данные расходы правомерно исключены судом из суммы, подлежащей взысканию с ответчика.
Таким образом, убытки в размере 1012489 руб. 71 коп. (1707771 руб. 42 коп. - 695281 руб. 71 коп.) взысканы с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми правомерно.
Согласно расчету истца, счетов-фактур, представленных им, задолженность по льготам, предоставленным в соответствии с Законом РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК", составляет 419050,07 руб..
Из расчета истца следует, что им предоставлялись льготы по техническому обслуживанию и уборке лестничных клеток, предоставление которых Законом РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК", не предусмотрено.
Учитывая изложенное, суммы, поступившие от Управления по социальным вопросам МО "Город Воркута", нельзя зачесть в счет их оплаты.
Таким образом, данные расходы в размере 695281 руб. 71 коп. и 318194 руб. 06 коп. правомерно исключены судом первой инстанции из суммы, подлежащей взысканию с ответчика.
Операции по реализации коммунальных услуг на территории Российской Федерации согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, предусмотрен пунктом 2 статьи 154 Кодекса.
Согласно вышеуказанному пункту Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В связи с этим при реализации населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, коммунальных услуг, согласно вышеуказанной норме Кодекса, налоговая база определяется из фактической цены их реализации.
При этом суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен (тарифов), а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Согласно расчету задолженность Управления по социальным вопросам МО "Город Воркута" за предоставление гражданам, проживающим на территории МО "Город Воркута" льгот по оплате услуг по найму за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2003 года в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" составляет 36693 руб. 77 коп. и 16747 руб. 02 коп. соответственно.
Материалами дела подтверждается, что в сумму предъявленных ко взысканию убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по найму жилья в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Законом Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" налог на добавленную стоимость не включен, поэтому суд первой инстанции необоснованно исключил налог в размере 8906 руб. 80 коп. из подлежащей взысканию суммы убытков.
Учитывая изложенное, довод ОАО о несогласии с исключением из суммы убытков налога на добавленную стоимость в данной части обоснован, решение суда в указанной части подлежит изменению.
Таким образом, требование истца о взыскании убытков подлежит удовлетворению в размере 936694 руб. 80 коп. за счет казны Республики Коми.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Апелляционную жалобу ОАО удовлетворить частично, решение Арбитражного суда Республики Коми от 25 июля 2005 года по делу N А29-2574/05-Зэ изменить.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу ОАО 936694 руб. 80 коп. убытков.
Выдать исполнительный лист.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в пользу ОАО 9755 руб. 74 коп. судебных расходов.
Выдать исполнительный лист.
Выдать ОАО справку на возврат излишне уплаченной госпошлины в сумме 21207 руб. 87 коп.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 3 ноября 2005 г. N А29-2574/05-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании