Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 6 июля 2005 г. N А29-259/05А
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28 апреля 2005 года по делу N А29-259/05А, принятое по заявлению ООО, г.Сыктывкар к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару о возврате из бюджета 520547 руб. 35 коп. суммы налога на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 28 апреля 2005 года по делу N А29-259/05А заявленные требования удовлетворены.
Ответчик не согласен с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, вычету не подлежат, ранее принятые к вычету суммы налога подлежат восстановлению после перехода на упрощенную систему налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения не возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость и, следовательно, отсутствуют правовые основания для применения налоговых вычетов.
Заявитель не согласен с доводами жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, указав, что организация, не являющаяся плательщиком налога на добавленную стоимость, обязана исчислять и уплачивать в бюджет налог только в случае выставления счета-фактуры с выделением суммы налога, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания восстановления сумм налога на добавленную стоимость, правомерно предъявленных к вычету в предыдущих налоговых периодах, указанное восстановление не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В связи с наличием переплаты по налогу на добавленную стоимость (НДС) в размере 520547 руб. 35 коп (по состоянию на 24.06.2004 г.) ООО 28.06.2004 г. обратилось в инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам (МНС РФ) по г.Сыктывкару с заявлением о возврате из бюджета суммы переплаты по налогу на расчетный счет Общества.
Инспекция МНС РФ по г.Сыктывкару своим письмом от 01.07.2004 г. N 09-41/29673 фактически отказала в возврате сумм налога. Названным письмом предложено налогоплательщику восстановить суммы НДС по ранее приобретенным товарам и основным средствам, используемым в производственной деятельности в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения с 2003 года.
ООО, не согласившись с отказом в возврате сумм излишне уплаченного налога, обратилось с соответствующим требованием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правомерно удовлетворил заявленные требования, признав, что законодательство о налогах и сборах не содержит условие о восстановлении сумм НДС, заявленных к вычету по ранее приобретенным товарам и основным средствам при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Как усматривается из материалов дела и основательно установлено судом первой инстанции, сумма переплаты по НДС образовалась в результате представления в налоговый орган налоговых деклараций по НДС за декабрь 2001 года, январь, февраль, май 2002 года и заявления налоговых вычетов в соответствии со статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ по товарам (работам, услугам), в т.ч. основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с Главой 21 Кодекса.
Размер налоговых вычетов подтвержден документально и, по существу, признается ответчиком.
С 01.01.2003 г. ООО переведено на упрощенную систему налогообложения.
Одним из оснований к отказу в возврате сумм налога налоговым органом указан факт отсутствия выручки от реализации товаров (работ, услуг) в уточненной налоговой декларации по НДС за декабрь 2001 года и необоснованное применение Обществом в данном налоговом периоде налоговых вычетов в сумме 935748 руб. ввиду отсутствия у него в данном периоде операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 166 Налогового кодекса РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В пунктах 1 и 2 статьи 171 Кодекса установлено, что налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Названные нормы не содержа такого ограничения при исчислении налоговых вычетов, как отсутствие реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде.
Приведенный вывод налогового органа не соответствует положениям законодательства о налогах и сборах, поэтому не принимается судом.
Другим основанием к отказу в возврате налога налоговым органом указана обязанность налогоплательщика восстановить НДС по ранее приобретенным товарам и основным средствам, используемым в производственной деятельности после перехода на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение организациями упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе НДС, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с данным Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункта 5 статьи 173 Кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС.
Иные случаи, когда лица, не являющиеся плательщиками налога или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны уплатить данный налог в бюджет, нормами главы 21 Кодекса не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Таким образом, названный довод ответчика также не может быть принят судом, как не основанный на законе.
Исходя из вышеизложенного, оснований для отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 28 апреля 2005 года по делу N А29-259/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 6 июля 2005 г. N А29-259/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании