Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 18 мая 2005 г. N А29-10424/04-3э
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2005 г. N А29-10424/2004-3э настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в судебном заседании представителей от истца и от ответчиков,
рассмотрев в судебном заседании 17 мая 2005 года апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.03.2005. по делу N А29-10424/04-3э, принятое по иску ОАО в лице филиала к ответчикам: Министерству финансов Республики Коми, Министерству финансов Российской Федерации, Администрации МО "Сысольский район", третье лицо: МУП Сысольское ПО, Финансовый отдел Министерства финансов Республики Коми в Сысольском районе, Управление по социальным вопросам администрации МО "Сысольский район" о взыскании убытков,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21 марта 2005 года по делу N А29-10424/04-3э удовлетворены исковые требования ОАО, с Министерства финансов Республики Коми взысканы в его пользу убытки в сумме 283083,80 руб.
Министерство финансов Республики Коми не согласно с решением суда первой инстанции, указывает на то, что поскольку право на компенсации (субсидии) установлено нормами федерального законодательства, а источник и механизм возмещения затрат, связанных с их предоставлением надлежащим образом не урегулирован, то ответственность за убытки, возникшие у истца, следует возложить на федеральный бюджет.
ОАО в отзыве на апелляционную жалобу считает ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению, просит решение суда оставить без изменения.
Иными лицами, участвующими в деле, отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
Дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации МО "Сысольский район", МУП Сысольского ПО, Финансового отдела Министерства финансов Республики Коми в Сысольском районе, Управления по социальным вопросам администрации МО "Сысольский район", извещенных о дате и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Законность принятого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив правовые позиции сторон, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей истца, Министерства финансов Республики Коми и Министерства финансов Российской Федерации, данные в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
ОАО в лице филиала в течение 2003 года во исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" предоставляло гражданам субсидии по коммунальным услугам (электроэнергия). Затраты, произведенные истцом по предоставлению субсидий в размере 283083 руб. 80 коп. не были ему возмещены.
Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. N 887 предусмотрено предоставление семьям, в которых совокупный доход на одного человека не превышает прожиточного минимума, жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления указанных услуг, с учетом совокупного дохода семьи.
В соответствии со ст.15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Закона от 06.03.2003 г. N 52-ФЗ) возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого Закона РФ N 52-ФЗ следует читать "06.05.2003"
Для обеспечения исполнения своих обязательств по предоставлению жилищных субсидий субъектам Российской Федерации предоставляются дотации из Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Статьей 53 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5000 млн.руб.
Постановлением Правительства РФ N 179 от 01 апреля 2003 года "О правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" определяют порядок предоставления дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов консолидированным бюджетам субъектов РФ на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, и расчета размера указанных дотаций. Приложением N 1 к указанным Правилам предусмотрен уровень дотаций на выплату субсидий Республике Коми в размере 10%.
Постановлением Правительства Республики Коми N 51 от 02 апреля 2003 года "О региональном стандарте уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на 2003 год и о мерах по оптимизации бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство РК в 2003 году." установлен региональный стандарт уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 90% от экономически обоснованной стоимости.
Как следует из Закона Республики Коми от 14 июля 2004 года "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за 2003 год" получены дотации из федерального бюджета на частичное возмещение расходов на предоставление населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 13705 тыс.руб., из которых 329 тыс.руб. в виде дотаций перечислено в бюджет МО "Сысольский район".
Из справки финансового отдела МФ РК в Сысольском районе от 09.03.2005. усматривается, что на финансирование расходов по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2003 году было направлено 329 тыс.руб. за счет средств федерального бюджета и 5201 тыс.руб. за счет средств республиканского бюджета, поступивших в виде дотаций на выравнивание уровней бюджетов.
Вместе с тем, как следует из акта сверки МУП ПО и финотдела МФ РК по Сысольскому району за 2003 год задолженность по финансированию субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг составляет 1940 тыс.руб. с учетом задолженности на 01.01.2003. в размере 487 тыс.руб. При этом задолженность по финансированию субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг в размере 283083,80 руб. перед ОАО АЭК не включена в данный акт по причине отсутствия договора между истцом и МУП ПО.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Субъектом Российской Федерации - Республикой Коми в 2003 году не был установлен порядок выделения средств для софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления" и статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определение источника затрат, возникших в результате исполнения отдельных государственных полномочий, не относится к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, федеральный бюджет принятые на себя обязательства в части софинансирования указанных расходов субъектов Российской Федерации выполнил в соответствующей части в полном объеме.
Вместе с тем, порядок финансирования и возмещения расходов, понесенных в 2003 году в связи с предоставлением субсидий, республиканским законодательством разработан не был.
Доказательств того, что при формировании и исполнении бюджетов Республики Коми на 2003 год предусматривались и выделялись муниципальным образованиям денежные средства на предоставление малообеспеченным гражданам субсидий суду не представлено. Министерством финансов Республики Коми не представлено также доказательств, свидетельствующих о неполном финансировании предоставленных субсидий со стороны федерального бюджета.
Как следует из списков абонентов, в оплате которых прошла субсидия за период с 01.01.2003. по 31.12.2003., размер субсидии составляет 283083 руб. 80 коп. (без НДС). Правильность данных списков и размер субсидий подтвержден МУП ПО.
Согласно 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что убытки, возникшие у истца в результате предоставления субсидий по коммунальным услугам (электроэнергии), обоснованно возложены судом первой инстанции на республиканский бюджет.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В соответствии со ст.333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Коми освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 21 марта 2005 года по делу N А29-10424/04-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 18 мая 2005 г. N А29-10424/04-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании