Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 28 января 2005 г. N А29-8441/04А
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от ответчика и от третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации МО "Эжвинский район г.Сыктывкара"
на решение арбитражного суда Республики Коми от 25.11.2004 г. по делу N А29-8441/04А, принятое по заявлению Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми к Администрации муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора: Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Эжвинском районе г.Сыктывкара о взыскании из бюджета муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2002-2003 годы в сумме, 15450000 руб. и пени за просрочку платежа в сумме 5684371 руб. 07 коп.,
установил:
Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми обратился с заявлением о взыскании из бюджета муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2002-2003 годы в сумме 15450000 руб. и пени за просрочку платежа в сумме 5684371 руб. 07 коп.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены частично, на сумму 4623000 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год и 739985 руб. 77 коп. пени. При этом суд исходил из обязанности по уплате страховых взносов установленной как договором, заключённым между сторонами, так и из обязанности по уплате данных платежей в силу Федерального закона. В остальной части иска отказано в связи с пропуском установленного срока на обращение в суд.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования "Эжвинский район" просит отменить судебное решение. По мнению заявителя, истцом пропущен шестимесячный срок на обращение в суд. Кроме того, судом не учтено отсутствие увеличения расходов бюджета ФОМСа или снижения его доходов. При этом истец фактически согласился с размером задолженности подлежащей погашению ответчиком. Судом также не были оценены доводы Финансового управления Министерства финансов РК в Эжвинском районе г.Сыктывкара, свидетельствующие об отсутствии убытков со стороны истца.
В отзыве на апелляционную жалобу Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Эжвинском районе г.Сыктывкара согласилось с доводами апелляционной жалобы, указав при этом, что обязательства перед ФОМС РК по оплате страховых взносов за неработающее население Эжвинского района выполнены. Задолженность в размере 133666 руб. 66 коп. возмещена за счёт субвенции, поступающей из Республиканского бюджета.
Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить судебное решение в силе, считая его законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации N 1499-1 от 28.06.1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страхователем неработающего населения при обязательном медицинском страховании выступает местная администрация, которая в силу статьи 17 Закона и осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
Согласно пункту 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Пунктом 5 Положения установлено, что органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
В соответствии с пунктами 7 и 10 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени с плательщиков страховых взносов, не являющихся работодателями, в судебном порядке.
Согласно статье 5 Федерального закона N 14-ФЗ от 02.01.2000 г. "О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год" пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В течение 2003 года, согласно бюджету муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" на 2003 год, подлежала перечислению в Фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми сумма страховых взносов 41626000 руб.
Договором обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 09.01.2003 г. N 2 размер страховых взносов на 2003 год установлен сторонами уже в размере 42017,8 тыс.руб. В установленном порядке договор сторонами не изменялся и не расторгался.
Однако в нарушение статей 10, 131, 228-230 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Совета Администрации от 25.12.2003 г. Сумма, подлежащая перечислению в Фонд в 2003 году уменьшена до 37003000 руб. без внесения изменений в соответствующие бюджеты.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 11.08.2004 г. ФОМС РК перечислено 37003000 руб. страховых взносов. Сумма недоимки за 2003 год составила 4623000 руб.
24.02.2004 г. в адрес Администрации МО "Эжвинский район" направлено требование об уплате страховых взносов и пени за 2003 год.
10.08.2004 г. Администрации муниципального образования "Эжвинский район г.Сыктывкара" направлено уточнённое требование об уплате в срок до 01.09.2004 г. страховых взносов и пени за 2002 и 2003 годы, что соответствует положениям статьи 71 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, срок на обращение в суд заявителем не нарушен, поскольку исчисление срока следует производить со 2 сентября 2004 года, в то время как заявление ФОМСа РК в Арбитражный суд РК поступило 04 октября 2004 года.
Ссылка на соглашение от 01.07.2004 г. о наличии задолженности в сумме 401000 руб. несостоятельна, поскольку из содержания данного соглашения, невозможно определить в каком периоде с 2001 по 2003 год образовалась указанная сумма задолженности.
С учетом изложенного, доводы изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены судебного решения, в связи с чем выводы суда о взыскании 4623000 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год и пени в сумме 739985 руб. 77 коп. следует признать обоснованными.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку ответчик на основании пункта 3 статьи 5 Закона российской Федерации "О государственной пошлине" освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение арбитражного суда Республики Коми от 25 ноября 2004 года по делу N А29-8441/04А оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 28 января 2005 г. N А29-8441/04А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании