Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 23 июня 2005 г. N А29-8884/04-4э
(извлечение)
Настоящее постановление вступило в законную силу 23 июня 2005 г.
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителя от ответчика,
рассмотрев 20 июня 2005 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25 апреля 2005 года по делу N А29-8884/04-4э, принятое по иску Треста в лице ОАО, г.Емва к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г.Сыктывкар, Министерству финансов Республики Коми, г.Сыктывкар, Финансовому отделу Министерства финансов РК в Устъ-Вымском районе. Третье лицо: МУ, с.Айкино о взыскании 115355 руб. 91 коп.,
установил:
Трест в лице ОАО обратился в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, Министерства финансов Республики Коми, Финансового отдела Администрации МО "Усть-Вымский район" 115355 руб. 91 коп. убытков, причиненных предоставлением в 2001 году льгот по плате за газ в соответствии с Федеральными законами "О милиции" и "О статусе военнослужащих".
Определением арбитражного суда от 16 ноября 2004 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУ.
Определением арбитражного суда от 09 декабря 2004 года в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика - Финансового отдела Администрации МО "Усть-Вымский район" на надлежащего - Финансовый отдел Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25 апреля 2005 года исковые требования о взыскании убытков удовлетворены частично за счет казны Российской Федерации и взысканы с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО в размере 25272 руб. 74 коп., во взыскании убытков в размере 90083 руб. 17 коп. отказано, в отношении Финансового отдела Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе и Министерства финансов Республики Коми производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республики Коми обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части взыскания убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам сотрудникам милиции и членам их семей с Министерства финансов Российской Федерации отменить, поскольку считает, что указанная льгота компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
Что касается финансирования льгот при оплате жилых помещений, коммунальных услуг военнослужащим, то заявитель полагает, что финансирование указанной льготы производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В связи с чем апеллянт считает, что взыскав убытки с Министерства финансов Республики Коми, суд первой инстанции нарушил нормы материального права, что привело к принятию незаконного решения и является основанием для его отмены по правилам статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен, о чем указал в отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Согласно отзыву Финансовый отдел Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен, считает, что поскольку порядок финансирования в 2001 году определен не был, то источником финансирования является федеральный бюджет, следовательно, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг вышеперечисленной категории граждан производятся за счет средств бюджета Российской Федерации и обязанность по удовлетворению требований истца должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации.
Таким образом, Финансовый отдел Министерства финансов Республики Коми в Усть-Вымском районе просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Министерство финансов Республики Коми считает правомерным и обоснованным удовлетворение требований истца за счет федерального бюджета, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В течение 2001 года ОАО (трест) во исполнение Федеральных законов "О милиции", "О статусе военнослужащих" предоставляло сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим, а также перечисленным в них категориям граждан Усть-Вымского района льготы по оплате за потребленный бытовой и сжиженный газ.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Госстандартом Российской Федерации от 28.06.1993 г. N 163, услуги газоснабжения относятся к коммунальным услугам.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О милиции" сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений, технического обслуживания, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых домах (включая капитальный ремонт), коммунальных услуг, а также в оплате топлива в домах, не имеющих центрального отопления.
Пунктом 10 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающим с ними членам их семей, предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) независимо от вида жилищного фонда в размере 50 процентов.
Факт предоставления льгот по оплате услуг газоснабжения подтверждается ведомостями учета доставки жидкого газа абонентам, списками лиц, пользовавшихся данными услугами, составленными учреждением, осуществляющим функции по проведению расчетов за жилищно-коммунальные услуги, по предоставлению гражданам субсидий и льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги и проведению расчетов с поставщиками услуг - МУ, а также актами сверки лиц, пользовавшихся льготами по указанным основаниям, с ОВД Усть-Вымского района, Военным комиссариатом Усть-Вымского района и Учреждением МЮ РФ.
Данные о нормативах потребления коммунальных услуг населением, а также о розничной цене и размерах платы на сжиженный и природный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, использованные истцом при расчете стоимости оказанных услуг, соответствуют Указам Главы Республики Коми N 262 от 23.06.2000 г. "О розничной цене на газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам", N 515 от 05.12.2000 г. и N 227 от 29.05.2001 г. "О розничной цене и размерах платы за сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме отпуска газа для заправки автотранспортных средств)".
Основанием для обращения с исковым заявлением в суд послужили затраты, произведенные истцом во исполнение Федеральных законов "О милиции" и "О статусе военнослужащих".
Исковые требования по настоящему спору заявлены о взыскании убытков за период с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года.
В удовлетворении исковых требований на сумму 85028 руб. 62 коп. (с учетом НДС) за период с января по август 2001 года суд первой инстанции отказал за пропуском срока исковой давности.
В удовлетворении требований о взыскании сумм налога на добавленную стоимость, начисленных на стоимость услуг гозоснабжения и предъявленных к возмещению судом отказано в связи с тем, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен (тарифов), а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу в целях начисления налога на добавленную стоимость.
В остальной части исковые требования о взыскании убытков удовлетворены судом первой инстанции за счет казны Российской Федерации и взысканы с Министерства финансов РФ, поскольку убытки истца возникли в связи с исполнением им обязанностей, установленных федеральными законодательными актами, вследствие отсутствия финансирования из федерального бюджета.
Решение суда представляется суду апелляционной инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О милиции" финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Тем не менее, механизм и источники компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, не были определены федеральным законодателем, также как и не решен вопрос об их распределении между бюджетами различных уровней.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" от 27.12.2000 года N 150-ФЗ средства на реализацию Закона Российской Федерации "О милиции" в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг не предусматривались и из федерального бюджета не выделялись, что не оспаривается ответчиками.
Поскольку спорные льготы установлены федеральным законом, в отсутствие надлежащего урегулирования возникающих в связи с этим правоотношений федеральным законом (нормативно-правовым актом Российской Федерации), предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг сотрудникам органов внутренних дел должно производится за счет федерального бюджета.
В силу пункта 10 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, производятся по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета, а по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем Закон устанавливает компенсацию субъектам Российской Федерации указанных расходов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Однако, порядок компенсации субъектам Российской Федерации расходов по предоставлению жилищно-коммунальных льгот установлен не был.
Как усматривается из материалов дела, финансирование из федерального бюджета на оплату льгот по коммунальным услугам в республиканский и местный бюджет в 2001 году не поступало, в связи с чем в отсутствие порядка компенсации расходов, а также доказательств их финансирования в 2001 году предоставление льгот военнослужащим в соответствии с федеральным законом должно было производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При этом источником возмещения таких убытков является соответственно казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального образования.
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам, подлежат взысканию в данном случае с Министерства финансов Российской Федерации, как финансового органа, выступающего от имени казны Российской Федерации.
Таким образом, расходы на компенсацию затрат, связанных с предусмотренными нормативными актами льготами, являются особой формой бюджетных расходов и отсутствие в бюджете денежных средств, необходимых для возмещения названных расходов, не может повлечь переложения соответствующих финансовых затрат на вовлекаемые в механизм возмещения льгот иные лица.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 г. N 862 и от 15.08.2001 г. N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Учитывая данное обстоятельство, довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что компенсация затрат по указанным законам должна быть произведена за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации не обоснован и судом апелляционной инстанции не принимается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Министерство финансов Российской Федерации, но взысканию не подлежат на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.04.2005 года по делу N А29-8884/04-4э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 23 июня 2005 г. N А29-8884/04-4э (извлечение)
Настоящее постановление вступило в законную силу 23 июня 2005 г.
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании