Гражданину, являющемуся ветераном труда, с 1 января 2005 года установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии с региональным законодательством в размере 200 рублей. 20 апреля 2005 года он обращается за назначением ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". С какого срока назначается ежемесячная денежная выплата по федеральному законодательству?
Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 г.), а также федеральным законам, в которые внесены соответствующие изменения, меры социальной поддержки могут устанавливаться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
При этом, как показывает анализ положений названного Федерального закона, федеральное законодательство не запрещает субъектам Российской Федерации в числе мер социальной поддержки устанавливать выплату денежной суммы отдельным категориям граждан, которым ранее предоставлялись социальные гарантии по федеральному законодательству.
В соответствии с преамбулой Закона от 22.08.2004 г. при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:
при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;
предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;
не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.
Нормы указанного Закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Одновременно необходимо учитывать, что в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17.06.1999 г. N 178-ФЗ " государственной социальной помощи" (далее - Закон от 17.06.1999 г.)).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и название вышеупомянутого Федерального закона следует читать "17.07.1999 г. "О государственной социальной помощи"
Согласно статье 6.3 Закона 17.06.1999 г. учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 этого же закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплат.
Это означает, что основание для включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, соответствующей информации о гражданине, является установление гражданину ежемесячной денежной выплаты по федеральному законодательству, а прекращение указанной ежемесячной денежной выплаты является основанием для исключения информации о гражданине из указанного Регистра.
Правила назначения и прекращения ежемесячной денежной выплаты определены в Порядке осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 г. N 294 (зарегистрирован в Минюсте России 21.12.2004 г. N 6216) (далее - Порядок).
Согласно названному Порядку ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 этого же Порядка ежемесячная денежная выплата прекращается в случаях смерти гражданина либо утраты гражданином права на ежемесячную денежную выплату.
В контексте пункта 29 Порядка под утратой права на ежемесячную денежную выплату, в частности, понимается истечение срока признания лица инвалидом, истечение срока, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную выплату, и т.д.
В случае утраты права ежемесячная денежная выплата прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вследствие которых гражданином утрачено право на ежемесячную денежную выплату.
Прекращение выплаты ежемесячной денежной выплаты, установленной по федеральному законодательству, может быть произведено также на основании личного заявления получателя, по его желанию. Подача заявления гражданином, по существу, является обстоятельством, влекущим прекращение выплаты ежемесячной денежной выплаты и получение набора социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством. Оснований для отказа в удовлетворении такого заявления у территориальных органов ПФР не имеется. Однако предварительно гражданину необходимо разъяснить положения российского законодательства, в том числе и о порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В том случае, если гражданин принимает решение о подаче указанного заявления, ежемесячную денежную выплату следует прекратить с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором подано заявление.
Учитывая изложенное, нормы об условиях осуществления ежемесячной денежной выплаты, в том числе и об установлении одной указанной выплаты по выбору гражданина (в более высоком размере), предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нельзя распространить на случаи установления ежемесячной денежной выплаты по законодательству субъектов Российской Федерации.
В то же время в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации, принятом во исполнении Закона от 22.08.2004 г., содержаться прямые ограничительные нормы об условиях назначения денежной выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В частности, об отсутствии у гражданина ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за правильным применением законодательства органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять на основании данных о лицах, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В необходимых случаях территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации могут выдавать соответствующие сведения по запросам органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Отделение Пенсионного фонда
Российской Федерации
по Республике Коми
20 июля 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст ответа опубликован в журнале "Пенсия", 2005 г., N 5 (104)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационно-правовом сотрудничестве