Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 11 августа 2005 г. N А29-2937/05А
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от заявителя и от Инспекции,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару
на решение арбитражного суда от 06 июня 2005 года, принятое судом в составе: судьи Шипиловой Э.В., по заявлению Агентства Республики Коми по управлению имуществом к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару о признании недействительным решения от 05 апреля 2005 года N 898,
установил:
Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 06 июня 2005 года по делу N А29-2937/05А было удовлетворено заявление Агентства Республики Коми по управлению имуществом о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару от 05 апреля 2005 года N 898.
Инспекция не согласна с указанным выше решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушения норм материального.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 08 августа до 11 августа 2005 года.
Заслушав представителей обеих сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
С 12 ноября 2004 года по 11 января 2005 года Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее сокращенно - Инспекция ФНС по городу Сыктывкару, Инспекция) провела выездную налоговую проверку Министерства имущественных отношений Республики Коми (ныне - Агентство Республики Коми по управлению имуществом) по вопросу полноты и своевременности перечисления в бюджет налога с доходов в виде дивидендов за период с 01 января 2001 года по 31 декабря 2003 года.
В ходе проверки Инспекция установила, что по итогам 2002 года Министерством имущества Республики Коми было допущено неперечисление в бюджет налога с доходов в виде дивидендов за 2002 и 2003 годы в сумме всего 247516 руб. 00 коп.
По результатам проверки руководителем инспекции вынесено решение от 21 марта 2005 года N 11-31/9, которым на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказано в привлечении к налоговой ответственности Агентства Республики Коми по управлению имуществом (далее сокращенно - Агентство), но предложено уплатить сумму налога с доходов в виде дивидендов (247516 руб. 00 коп.) и пени за несвоевременную уплату этого налога (209504 руб. 70 коп.).
Поскольку предложения о добровольной уплате доначисленных сумм налога и пени не были исполнены, Инспекция вынесла решение от 05 апреля 2005 года N 898 о взыскании сумм налога и пени за счет денежных счет средств налогового агента.
Не согласившись с действиями налогового органа по вынесению решения N 898, Агентство обжаловало данный ненормативный акт в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал, что ни Российская Федерация, ни ее субъекты не могут выступать плательщиками налога на прибыль, в том числе с доходов от дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим государству.
Такой вывод суда нельзя признать правильным.
Из материалов дела следует, что Республика Коми (в лице Минимуществом РК) является акционером - владельцем акций ряда Обществ, в том числе Открытых акционерных обществ.
При перечислении в республиканский бюджет доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Республике Коми, названными выше акционерными обществами не были удержаны суммы налога и не перечислено в федеральный бюджет всего 247516 руб. 00 коп. за 2001-2002 годы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции Федерального закона от 09 мая 2001 года N 50-ФЗ) предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги с доходов в виде дивидендов, полученных организацией - акционером (участником) от организации по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе по привилегированным акциям), а также в виде процентного дохода, полученного владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.
В силу пункта 3 статьи 9 названного Закона налоги с доходов, указанных в подпункте "а" пункта 1 этой же статьи (в части, касающейся выплаты дивидендов по акциям и доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых не предусмотрено признание у продавца получения процентного дохода, а также в части, касающейся выплаты дивидендов и процентов, полученных нерезидентами Российской Федерации), удерживаются у источника выплаты указанных доходов. Ответственность за удержание и перечисление данных налогов в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход.
Расчеты по налогам с доходов в виде дивидендов представляют в налоговые органы по месту своего нахождения предприятия, выплачивающие доходы, в пятидневный срок, считая со дня начисления доходов акционерам, учредителям или иным получателям, но не позднее 10 дней после распределения этих доходов. Уплата налога с доходов в бюджет производится в пятидневный срок, считая со дня, установленного для представления указанного расчета.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации, облагаются налогом на прибыль по ставке 6 процентов.
В силу статьи 24 НК РФ и пункта 2 статьи 275 НК РФ, если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то указанная организация признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в федеральный бюджет сумм налога.
Поэтому Открытые акционерные общества, руководствуясь указанными выше нормами законов, должны были перечислять в республиканский бюджет Республики Коми причитающиеся республике дивиденды за вычетом сумм налога с доходов в виде дивидендов.
Доводы Агентства о том, что Республика Коми не может выступать плательщиком налога с доходов в виде дивидендов судом апелляционной инстанции не может быть принята во внимание.
Согласно определению, которое дается в пункте 2 статьи 11 НК РФ, организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К данным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Из указанного следует, что субъект Российской Федерации - Республика Коми, являясь акционером названных выше Обществ, выступает в отношениях, регулируемых Федеральным законом "Об акционерных обществах", на равных началах с гражданами и юридическими лицами и, следовательно, несет равные с ними обязанности.
Поскольку пунктом 3 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, то субъект Российской Федерации - Республика Коми, выступая акционером Общества, так же как и другие его акционеры, должна нести обязанность по уплате налога на прибыль с суммы полученных дивидендов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 3 НК РФ
Обязанность субъекта Российской Федерации уплачивать налог на прибыль с полученных дивидендов подтверждена и пунктом 1 статьи 42 БК РФ (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которому доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
При этом апелляционная инстанция отмечает, что осуществление прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности Республики Коми, от имени Республики Коми поручено осуществлять именно Агентству, ранее - Минимуществом РК, (а не Минфину РК).
Данные полномочия отражены в пункте 30 Положения об Агентстве..., в пункте 38 Положения о Министерстве имущественных отношений РК.
Вместе с тем, решение Инспекции N 898 могло быть признано недействительным по иным основаниям.
В соответствии с решением от 05 апреля 2005 года сумма налога с доходов в виде дивидендов и сумма пеней должны быть взысканы с расчетного счета заявителя (Агентства).
Между тем, как следует из материалов дела, суммы налога с доходов в виде дивидендов акционерными обществами перечислялись в республиканский бюджет без удержания спорного налога. В связи с этим, сумма налога в размере 6%, причитающаяся перечислению в федеральный бюджет, находится в бюджете Республики Коми. Доказательств того, что спорная сумма налога находится на счетах заявителя, суду не было представлено.
Инспекцией не представлены также доказательства того, что налоговым органом совместно с компетентными органами Республики Коми (в том числе с Минфином РК) до принятия решения N 898 был рассмотрен вопрос о возможности возврата налога в сумме 247516 руб. 00 коп. из бюджета РК и перечисления его в федеральный бюджет.
При изложенных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции от 06 июня 2005 года по данному делу подлежит оставлению без изменения, а жалоба - отклонению.
Руководствуясь ст.ст.110, 112, 258, 268-271 АПК РФ, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 06 июня 2005 года по делу N А29-2937/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Настоящее постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий |
Галаева Т.И. |
Полицинский В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 11 августа 2005 г. N А29-2937/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании