Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 12 августа 2005 г. N А29-3192/05-3э
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 октября 2005 г. N А29-3192/2005-3э настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителя от Министерства финансов Республики Коми,
рассмотрев 10 августа 2005 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 июня 2005 года по делу N А29-3192/05-3э, принятое судьей Егоровой Т.В. по иску: ОАО в лице филиала, г.Сыктывкар, к Управлению по социальным вопросам администрации МО "Троицко-Печорский район", Министерству финансов Республики Коми о взыскании убытков,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 17 июня 2005 года с Министерства финансов Республики Коми в пользу ОАО взыскано 16044,17 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по услугам связи (радио) за период с 01 января по 31 декабря 2003 года в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Не согласно с принятым судебным актом Министерство финансов Республики Коми, в апелляционной жалобе указывает, что судом дана ошибочная оценка обстоятельств дела и неправильно применены нормы материального права.
В частности, заявитель апелляционной жалобы полагает, что на него не может быть возложена ответственность за причинение ОАО убытков в виде недополученного дохода вследствие представления льгот гражданам по Закону Российской Федерации "О ветеранах" за пользование радиоточкой, поскольку Правительством Российской Федерации в спорный период не был разработан порядок возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, возникших в связи с реализацией льгот по рассматриваемому закону.
По мнению заявителя, ответственность в данном случае должна быть возложена на бюджет Российской Федерации, поскольку Федеральный закон "О ветеранах" противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, принятому позднее закона, и имеющему высшую юридическую силу, а потому к спорным правоотношениям должна быть применена статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой определены случаи возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
ОАО в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решения суда первой инстанции без изменения.
Управлением по социальным вопросам администрации МО "Троицко-Печорский район" отзыва на апелляционную жалобу не представлено.
Дело рассматривается в отсутствие представителей ОАО, Управления по социальным вопросам администрации МО "Троицко-Печорский район", извещенных надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество (правопредшественник ОАО) в 2003 году оказывало услуги связи (пользование радиоточкой) гражданам, проживающим в Троицко-Печорском районе, с учетом льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
По сведениям истца, убытки в виде неполученных доходов вследствие предоставления указанных льгот в 2003 году не были ему возмещены на сумму 16044,17 руб. (без НДС).
ОАО, полагая, что нарушены его права, обратилось в арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании данной денежной суммы с Министерства финансов Республики Коми и Управления по социальным вопросам администрации МО "Троицко-Печорский район".
В силу ст.30 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 16.02.1995 года N 15-ФЗ возмещение недополученных предприятиями связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункта "б" п.2 ст.10 Закона Российской Федерации "0 ветеранах", расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным законом, в том числе, на оплату услуг за пользование радио, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанной нормой определено, что финансирование мер социальной защиты ветеранов в части возмещения расходов на оплату услуг за пользование радио производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, то есть в силу прямого указания закона указанные расходы должны производится за счет казны субъекта Российской Федерации.
Последующее принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации не может служить основанием для освобождения Министерства финансов Республики Коми (за счет казны Республики Коми) от обязанности на возмещению убытков, возникших вследствие предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по Федеральном закону "О ветеранах", так как исходя из ст.85 Бюджетного кодекса расходы, возникшие при осуществлении социальной защиты населения, финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Доказательств того, что при формировании и исполнении бюджета Республики Коми на 2003 год на реализацию Федерального закона "О Ветеранах" предусматривались и выделялись денежные средства суду не представлено, а потому суд первой инстанции правомерно взыскал указанные убытки с Министерства финансов Республики Коми.
Доводы Министерства финансов Республики Коми об отсутствии в спорный период порядка возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, возникших в связи с реализацией льгот по рассматриваемому закону является несостоятельным, так как такой порядок определен Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 и 2003 годы.
Сумма возникших у истца убытков подтверждена актом сверки между Троицко-Печорским ОЭС Ухтинского ОУС филиала ОАО и отделом по социальным вопросам администрации МО "Троицко-Печорский район".
Согласно ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований ОАО за счет средств казны Республики Коми в лице Министерства финансов Республики Коми являются правильными.
Судебные расходы в силу ст.110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на Министерство финансов Республики Коми.
В соответствии со ст.333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Коми от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.06.2005 года по делу N А29-3192/05-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
О.А.Дончевская |
Л.Ю.Юркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 12 августа 2005 г. N А29-3192/05-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании