Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 12 августа 2005 г. N А29-3694/05-3э
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев 10 августа 2005 года в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04 июля 2005 года по делу N А29-3694/05-3э, принятое судьей Егоровой Т.В. по иску: ОАО, г.Сыктывкар, к Отделу по социальным вопросам администрации МО "Сыктывдинский район", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, о взыскании убытков,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04 июля 2005 года с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО взыскано 16704,17 руб. убытков, составляющих задолженность, образовавшуюся в связи с предоставлением льгот по услугам связи согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Не согласно с принятым судебным актом Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, в апелляционной жалобе указывает, что судом дана ошибочная оценка обстоятельств дела и неправильно применены нормы материального права.
В частности, заявитель апелляционной жалобы полагает, что на него не может быть возложена ответственность за причинение ОАО убытков в виде недополученного дохода вследствие представления льгот гражданам по Закону Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку с его стороны не допущено виновных действий или бездействий.
Убытки, возникшие у истца, по мнению заявителя должны быть возложены на Министерство финансов Республики Коми, в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2001. N 536 финансирование спорных льгот осуществляется путем предоставления финансовой помощи субъекту России в виде субсидий.
Лица, участвующие в деле, отзывов на апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации не представили.
Дело рассматривается в отсутствии представителей сторон, извещенных о дате и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ОАО в 2003 году оказывало услуги связи гражданам, проживающим в Сыктывдинском районе с учетом льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу ст.28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29.12.2004.) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50% скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов в силу пункта 19 статьи 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001. N 536, действие которого продлено на 2002, 2003 годы, утвержден порядок предоставления и расходования Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно данному нормативному акту предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно приложению N 2 к федеральному закону "Об исполнении федерального бюджета на 2003 год" N 30-ФЗ от 04.04.2005. из Фонда компенсаций предоставлены субсидии бюджетам субъектов РФ на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 47111969 тыс.руб.
Из Закона Республики Коми "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за 2003 год" N 32-РК усматривается, что муниципальному образованию "Сыктывдинский район" предоставлена субсидия на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств федерального бюджета в сумме 1016 тыс.руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 32-РЗ"
Данные денежные средства распределены полностью, что подтверждается отчетом об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", представленном отделом по социальным вопросам администрации МО "Сыктывдинский район".
Согласно акту сверки между Сыктывкарским ОУС филиала ОАО и управлением по социальным вопросам МО "Сыктывдинский район" задолженность за 2003 год по льготам, предоставляемым на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств федерального бюджета составляет 20045 руб., при том, что профинансировано 407734,5 руб.
Таким образом, убытки возникли у истца в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета расходов, направленных на реализацию льгот, предусмотренных указанным выше законом.
На момент рассмотрения спора вышеуказанная сумма задолженности не была возмещена истцу управлением по социальным вопросам администрации МО "Сыктывдинский район" по причине невыделения средств.
Суд первой инстанции обоснованно исключил из заявленной суммы сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям.
Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2003 год Министерство финансов Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных для реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд полагает, что ответственность за причиненные ОАО убытки должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации за счет средств казны.
Взыскание денежных средств с Министерства финансов Республики Коми в возмещение убытков ОАО невозможно также по причине отсутствия денежных средств из-за недофинансирования со стороны федерального бюджета.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований ОАО о взыскании убытков, составляющих задолженность по льготам, предоставленным на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации являются правильными.
Судебные расходы в силу ст.110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию с него не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2005. по делу N А29-3694/05-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
О.А.Дончевская |
Л.Ю.Юркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 12 августа 2005 г. N А29-3694/05-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании