Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 2 ноября 2005 г. N А29-4614/05А
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от заявителя и от Инспекции,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09 сентября 2005 года, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью к Инспекции Федеральной, налоговой службы по городу Сыктывкару о признании незаконным отказа в возврате запрашиваемых документов, не прошедших государственную регистрацию,
установил:
Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 09 сентября 2005 года по делу N А29-4614/05А требования общества с ограниченной ответственностью о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару в возврате запрашиваемых документов, не прошедших государственную регистрацию изменений в учредительных документах и в государственном реестре юридических лиц были оставлены без удовлетворения.
Заявитель, - общество с ограниченной ответственностью (далее сокращенно - ООО), не согласен с принятым решением и обратился в суд с апелляционной жалобой, указав на то, что решение суда было принято с нарушением норм материального права.
Инспекция возражает против удовлетворения жалобы, доводы изложены в отзыве на жалобу (письмо от 24 октября 2005 года N 04-11/2).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для удовлетворения поданной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее - Инспекция ФНС по городу Сыктывкару) в возврате запрашиваемых документов, не прошедших государственную регистрацию изменений в учредительных документах этого Общества и в государственном реестре юридических лиц.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предполагает действий по возврату (истребованию) документов, ранее представленных для регистрации изменений в учредительных документах в налоговый орган.
Обжалуя судебный акт, ООО ссылается на то, что: а) юридическое лицо не лишено права как подавать, так и отзывать поданные для регистрации документы; б) отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов не допускается; в) документы, представленные в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения о юридическом лице, до момента их регистрации являются собственностью Общества; г) возврат спорных документов необходим во избежание наступления неблагоприятных последствий, поскольку в них содержаться заведомо ложные сведения о составе учредителей ООО.
Перечисленные выше доводы не могут служить основанием для отмены решения суда от 09 сентября 2005 года, учитывая нижеследующее.
1. Согласно статье 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 4 названного выше Закона ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 438 "О едином реестре юридических лиц", основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются Правительством Российской Федерации.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статьи 17 и 18 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ содержат нормы, предусматривающие порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 19 Закона прямо предусмотрено, что в случаях, установленных федеральными законами, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения.
Учитывая положения перечисленных выше норм Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что названный выше Закон не предполагает действий по возврату (или истребованию) документов, ранее представленных в налоговый орган для регистрации. Ни Федеральным законом N 129-ФЗ, ни постановлением Правительства РФ N 438 не установлены также порядок и сроки такого возврата документов.
2. Ссылки Общества на то, что отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов не допускается, не могут быть признаны убедительными.
Действительно, в силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законом.
Однако, в данном случае изменения в учредительных документах, представленные ответчику 01 марта 2004 года, были оставлены без рассмотрения в связи с принятием обеспечительных мер по определению арбитражного суда.
Поэтому решение о государственной регистрации этих изменений в учредительных документах Общества, не было принято в установленном порядке, запись о таких изменениях в Единый государственный реестр юридических лиц не была внесена. Следовательно, поданные 01 марта 2004 года для государственной регистрации изменения в учредительных документах Общества, не вошли в состав сведений и документов, содержащихся в государственных реестрах, в предоставлении которых не могло быть отказано.
3. По мнению Общества, документы, представленные в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения о юридическом лице, до момента их регистрации являются собственностью Общества.
Между тем, из пояснений представителя заявителя и содержания апелляционной жалобы следует, что пакет документов, представленный ответчику 01 марта 2004 года для регистрации изменений в учредительные документы, является "заведомо подложным", документы составлены лицами, не имеющими никакого отношения к Обществу.
В связи с этим доводы Общества о том, что спорный пакет документов является его собственностью и может быть им истребован у налогового органа, документально не подтвержден.
4. Ссылки заявителя о том, что возврат спорных документов необходим во избежание наступления неблагоприятных последствий, поскольку в них содержаться заведомо ложные сведения о составе учредителей ООО, также не могут служить основанием для удовлетворения поданной жалобы.
Как пояснил представитель Инспекции ФНС по городу Сыктывкару, в настоящее время продолжают действовать обеспечительные меры в виде запрета на внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Общества. Права и интересы Общества спорными действиями (отказом в возврате документов) не нарушаются.
Кроме того, в случае внесения ответчиком изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Общества заявитель вправе обжаловать такие действия в судебном порядке.
С учетом изложенного выше решение суда от 09 сентября 2005 года по данному делу не подлежит отмене (изменению).
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой и в суде апелляционной инстанции относятся ООО по правилам статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. За рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции с Общества должно быть взыскано 1000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Указанную сумму госпошлины ответчику надлежит уплатить в федеральный бюджет добровольном порядке в 10-дневный срок с момента вступления постановления суда в законную силу, предоставив суду подлинные доказательства такой уплаты.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.110, 112, 258, 266, 268-271 АПК РФ, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 09 сентября 2005 года по делу N А29-4614/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1000 руб. 00 коп.
3. Исполнительный лист на взыскание с ООО государственной пошлины выдать по истечении 10 дней с момента вступления постановления в законную силу (в случае непредставления заявителем подлинных доказательств ее уплаты в федеральный бюджет).
4. Настоящее постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 2 ноября 2005 г. N А29-4614/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании