Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 2 ноября 2005 г. N А29-5535/05-3э
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании 01.11.2005. апелляционную жалобу МУП
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.09.2005. по делу N А29-5535/05-3э, принятое судьей Авфероновой О.В., по иску Муниципального унитарного предприятия к ответчикам: Филиалу N 4 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (г.Печора), ГУ - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о взыскании убытков,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.09.2005. МУП отказано в удовлетворении исковых требований к ГУ - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, в части исковых требований, заявленных к Филиалу N 4 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (г.Печора) производство по делу прекращено.
Не согласно с решением суда, МУП в апелляционной жалобе указывает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения ответственности на ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми является ошибочным.
Заявитель указывает на то обстоятельство, что при подаче иска он уточнял, что в случае если в ходе рассмотрения исковых требований будет установлено, что иск предъявлен не к тому ответчику, истец не возражает против замены ненадлежащего ответчика.
ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в отсутствии представителей сторон, извещенных о дате и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Проверка законности и обоснованности решения суда первой инстанции осуществлена судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что с января 2004 года по декабрь 2004 года Муниципальное унитарное предприятие во исполнение Закона Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" от 20.10.1992. производило своим работникам доплаты, размер которых по его расчетам составил 61405 руб. Данные расходы истца ему не были компенсированы.
Согласно указанному Закону для лиц, проживающих в Республике Коми, установлена доплата к ежемесячному пособию на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Указанная доплата производится работодателем по месту работы, службы лиц за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых Фонду социального страхования Республики Коми и органам по социальным вопросам (статьи 7, 8 данного Закона).
Считая, что нарушены его права МУП обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми о взыскании причиненных ему убытков с Филиала N 4 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Из смысла статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основанием для возмещения убытков являются незаконные действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации. Согласно п.4 раздела I указанного Положения в Фонд социального страхования Российской Федерации входят региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.01.1995 N 1 "Об утверждении Положения об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации" определено, что средства отделения Фонда направляются на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетом и сметой отделения Фонда.
При этом, денежные средства, находящиеся в оперативном управлении отделения Фонда, являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней.
Фонд социального страхования Республики Коми как самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение Республики Коми, учрежденное в соответствии с постановлением президиума Верховного Совета Республики Коми от 08.09.1992. существовал до 26.09.2001., так как постановлением Государственного совета Республики Коми от 26.09.2001. вышеуказанный нормативный акт утратил силу.
Таким образом, в настоящее время ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми является федеральной структурой и не может нести ответственность за невыполнение обязательств по возмещению расходов понесенных истцом, финансирование которых предусмотрено из республиканского бюджета Республики Коми Законом Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" от 20.10.1992.
Данным Законом не предусмотрено выделение денежных средств ГУ - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на реализацию предоставленных республиканским законом льгот.
В связи с этим убытки, возникшие у истца, должны быть компенсированы из бюджета Республики Коми.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Таким органом в рассматриваемом споре является Министерство финансов Республики Коми.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что исковые требования заявлены истцом к ненадлежащему ответчику.
Довод истца о том, что при подаче иска он уточнял, что в случае если в ходе рассмотрения исковых требований будет установлено, что иск предъявлен не к тому ответчику, истец не возражает против замены ненадлежащего ответчика, не основан на нормах права.
Судом первой инстанции было дважды предложено истцу уточнить ответчика по данному иску, чего в процессе рассмотрения дела не было сделано.
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Таким образом, суд не может по своей инициативе произвести замену одного ответчика на другого. Истцом ходатайства о замене ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на Министерство финансов Республики Коми не заявлялось.
Таким образом, со стороны ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми не допущено незаконных действий, повлекших для истца возникновение убытков.
Правильным является и вывод суда первой инстанции о прекращении производства по делу в отношении Филиала N 4 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как данный филиал не является юридическим лицом.
Судебные расходы в силу ст.110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на истца и составляют 1000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.09.2005. по делу N А29-5535/05-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП без удовлетворения.
Взыскать с МУП в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины. Выдать исполнительный лист.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
О.А.Дончевская |
Л.Ю.Юркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 2 ноября 2005 г. N А29-5535/05-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании