Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 24 октября 2005 г. N А29-5618/05А
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 февраля 2006 г. N А29-5618/2005а настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31 августа 2005 года, принятое судом в составе: судьи Полицинского В.Н., по заявлению открытого акционерного общества к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми о признании недействительным решения от 17 марта 2005 года N 37,
установил:
Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 31 мая 2005 года по делу N А29-5618/05А заявление открытого акционерного общества о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 17 марта 2005 года N 37 было оставлено без удовлетворения.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, указав на то, что при принятии обжалуемого решения были нарушены нормы материального права.
Налоговый орган возражает против удовлетворения поданной жалобы.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
14 апреля 2000 года Комиссия по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом Республики Коми (далее - Комиссия по реструктуризации) приняла решение о возможности проведения реструктуризации кредиторской задолженности открытого акционерного общества (далее сокращенно - ОАО) перед республиканским бюджетом.
На основании протокола Комиссия по реструктуризации Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Усинску приняла решение от 11 мая 2000 года о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам в республиканский бюджет Республики Коми по пеням и штрафам - на сумму 36452 тыс. рублей.
23 декабря 2002 года Инспекцией МНС РФ по городу Усинску в вышеуказанное решение были внесены изменения, в соответствии с которыми суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль (12603330 руб. 89 коп.) были исключены из суммы задолженности по пеням и штрафам.
На сумму задолженности по дополнительным платежам утверждены графики погашения задолженности и определен размер процентов за пользование бюджетными средствами. Согласно указанному решению сумма реструктуризированной задолженности по платежам в республиканский бюджет составляет 36448137 руб. 48 коп., в том числе по налогам и сборам - 12603330 руб. 89 коп. (из них дополнительные платежи по налогу на прибыль - 12603330 руб. 89 коп.), по пени и штрафам - 23844806 руб. 59 коп.
В обоснование своего решения от 23 декабря 2002 года налоговый орган сослался на пункт 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В 2003-2004 годах ОАО произвело уплату процентов в сумме 794908 руб. 56 коп., начисленных на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль.
17 февраля 2005 года ОАО обратилось в налоговый орган по месту учета налогоплательщика с заявлением о возврате 794908 руб. 56 коп., уплаченных в качестве процентов, начисленных на сумму дополнительных платежей.
По результатам рассмотрения указанного заявления Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми 17 марта 2005 года было вынесено решение N 37 об отказе в возврате переплаты.
Обжалуя вышеуказанное решение в судебном порядке, ОАО указывало на то, что Порядок проведения в 2000 году реструктуризации задолженности не предусматривал право налоговых органов вносить изменения в решения о реструктуризации; что дополнительные платежи не являются налогом, и, соответственно, проценты на них начисляться не могут.
Возражая против заявленных требований, ответчик указывал на то, что: а) факт переплаты процентов не доказан, поскольку уплата этих процентов производилась Обществом на основании решения от 23 декабря 2002 года, которое в установленном порядке недействительным не признано; б) Порядок проведения в 2000 году реструктуризации задолженности не содержит запрета на внесение изменений в решение в случае обнаружения ошибки; в) дополнительные платежи являются частью налога на прибыль.
Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции поддержал позицию налогового органа и отклонил заявленные Обществом требования.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей обеих сторон, считает, что судебный акт (решение от 31 августа 2005 года) по данному делу подлежит отмене, учитывая нижеследующее.
Согласно Указу Главы Республики Коми от 10 февраля 2000 года N 63 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед республиканским бюджетом Республики Коми и бюджетом территориального дорожного фонда Республики Коми" с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты, исходя из расчета одной двадцатой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка.
Из указанной нормы следует, при реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также пеням и штрафам, проценты начисляются только на сумму задолженности по налогам и сборам. Начисление же процентов на пени, штрафы и иные платежи, не являющиеся налогом, Указом Главы Республики Коми от 10 февраля 2000 года N 63 не было предусмотрено.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" было предусмотрено, что предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала в срок не позднее 15 числа каждого месяца авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Таким образом, дополнительные платежи по налогу на прибыль исчисляются в ином порядке, чем это установлено статьями 2, 4, 5, 6, пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предусматривающими порядок исчисления налога на прибыль.
Как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 225-О и от 10 января 2002 года N 5-О определение разницы между суммой уплаченных авансовых взносов и фактически полученной прибылью - налогооблагаемой базой по итогам отчетных и налоговых периодов направлено на уплату в бюджет налога в уточненных суммах и не является налоговой недоимкой, влекущей применение санкции. При этом излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления (пункт 4 статьи 8).
Применение ставки рефинансирования Банка России (ставки банковского кредита), действовавшей на 15 число второго месяца истекшего квартала, при установлении разницы суммы налога придает такому порядку исчисления и уплаты налога на прибыль признаки, присущие кредиту. Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый). Выявленная разница между суммой авансовых платежей и фактической подлежащей уплате суммой не является дополнительным платежом по налогу на прибыль, поскольку отражает суммы, недополученные государством либо переполученные им в результате периодического уточнения налогооблагаемой базы.
Таким образом, платежи по налогу на прибыль, рассчитанные в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с суммы разницы между суммой налога, подлежащей уплате по итогам отчетных (налогового) периода, и авансовыми платежами, налогом не являются; и не уплата налогоплательщиком указанных платежей не влечет возникновение недоимки по налогу на прибыль.
Поскольку в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 10 февраля 2000 года N 63 при реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц и по налогам и сборам, а также пеням и штрафам, проценты начисляются только на сумму задолженности по налогам и сборам, у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления процентов на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Пункт 7 утвержденного Указом Главы Республики Коми от 10 февраля 2000 года N 63 Порядка проведения в 2000 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц... предусматривал, что организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам, если в течение действия графика погашения реструктурируемой задолженности она осуществляет текущие платежи по налогам и сборам, погашение задолженности и уплату процентов не в полном объеме или с нарушением графика.
В соответствии с пунктом 8 Порядка... при возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка..., налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.
При нарушении условий проведения реструктуризации кредиторской задолженности по обязательным платежам перед одним уровнем бюджета и выполнении перед другим налоговый орган, принявший решение о реструктуризации, принимает решение о прекращении его действия только в части того бюджета, по которому нарушены условия проведения реструктуризации кредиторской задолженности.
Пункт 3 Порядка допускает возможность принятия на основании дополнительного заявления организации дополнительного решения о реструктуризации по пеням и штрафам, начисленным по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации.
Иные основания для отмены решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам или внесения дополнений в ранее принятые решения, а также возможность принимать налоговыми органами решения об изменении порядка проведения реструктуризации Указом Главы Республики Коми от 10 февраля 2000 года N 63 не были предусмотрены.
Поэтому правовые основания для принятия решения от 23 декабря 2002 года о внесении изменений в первоначальное решение о реструктуризации у Инспекции МНС РФ по городу Усинску отсутствовали.
В связи с этим следует признать, что начисление процентов на сумму дополнительных платежей по налогу на прибыль произведено налоговым органом незаконно.
Порядок возврата или зачета излишне уплаченных сумм процентов Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.
Однако отсутствие указанного порядка в данном случае не может лишить налогоплательщика права на возврат или зачет излишне уплаченных сумм процентов.
Поскольку порядок возврата или зачета излишне уплаченных сумм процентов Налоговым кодексом РФ не предусмотрен, по аналогии могут быть применены положения статьи 78 Налогового кодекса РФ, предусматривающей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога и пени.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса РФ обстоятельства, препятствующие возврату излишне уплаченных сумм (наличие недоимок), налоговый орган не указывает.
Доводы Межрайонной инспекции о том, что решение от 23 декабря 2002 года Обществом не оспаривалось и в установленном порядке недействительным не признано, поэтому факт переплаты процентов не доказан, не могут быть признаны обоснованными.
В этой части следует признать правомерными ссылки заявителя на пункт 13 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", которым разъяснено, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит специального указания на то, что непринятие налогоплательщиком мер к оспариванию требования налогового органа об уплате недоимки и пеней должно расцениваться как его согласие с предъявленным требованием, а также - доводы Общества о том, что не принятие мер к оспариванию ненормативного акта налогового органа и ошибочная уплата процентов не означает, что налогоплательщик в дальнейшем лишается возможности защитить свои права, и не ограничивает его выбор в способе защиты.
При изложенных выше обстоятельствах судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права, что влечет отмену решения от 31 августа 2005 года по данному делу и удовлетворение поданной Обществом жалобы.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой и в суде апелляционной инстанций подлежат отнесению на налоговый орган. В связи с тем, что Межрайонная инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины в бюджет, заявителю должна быть выдана справка на возврат 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.110, 112, 258, 268-271 АПК РФ, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 31 августа 2005 года по делу N А29-5618/05А отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
2. Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 17 марта 2005 года N 37 об отказе в возврате уплаченных процентов на дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 794908 руб. 56 коп.
3. Выдать открытому акционерному обществу справку на возврат из федерального бюджета 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
4. Настоящее постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий |
Баублис С.Л. |
Протащук В.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 24 октября 2005 г. N А29-5618/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании