Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 17 ноября 2005 г. N А29-5709/05А
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителя от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.09.2005 г. по делу N А29-5709/05а принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару о признании недействительным решения от 31.05.05 г. N 1399,
установил:
ООО обратилось с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару от 31.05.05 г. N 1399 которым на заявителя наложен штраф по ст.122 Налогового кодекса РФ в сумме 506 руб. 80 коп., а также предложено уплатить 2534 руб. единого налога уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и 61 руб. 83 коп. пени за просрочку уплаты указанной суммы налога.
Решением суда заявление Общества удовлетворено частично:
- признано недействительным вышеуказанное решение в части доначисленного налога в размере 2533 руб.; наличия обязанности уплатить пени в сумме 61 руб. 81 коп.; и штрафа в сумме 506 руб. 80 коп.
При этом суд исходил из того, что заявителем вся сумма исчисленных взносов уплачена в установленный срок, в связи с чем, на сумму страховых взносов, определенную к уплате за расчетный период и подлежит уменьшению сумма налога, исчисленная за налоговый период.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, указав, что оно вынесено с нарушением норм материального права, а именно: ст.ст.243, 246.21, 246.32 Налогового кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду статьи 346.21 и 346.32 Налогового кодекса РФ
Исследовав материалы дела, заслушав представителя налогового органа, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, объектом налогообложения являются доходы.
Согласно ст.346.19 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по данному налогу признается календарный год.
Налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации ответчика по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2004 год.
В ходе проведения проверки Инспекция пришла к выводу, что в нарушение п.3 ст.346.21 Налогового кодекса РФ Обществом неправомерно уменьшена исчисленная сумма единого налога на сумму начисленных но не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем Общество должно быть привлечено к налоговой ответственности по ст.122 НК РФ за неполную уплату в 2004 году единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системой налогообложения.
Как усматривается из решения N 1399 от 31.05.05 г., исчисленная сумма налога за 2004 год составила 53085 руб., сумма уплачиваемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 20715 руб., а сумма уплаченных взносов 18181 руб., о том, что Обществом неправильно исчислена сумма единого налога либо сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Инспекцией не заявлено, и в материалах дела таких данных не имеется.
Поскольку размер уплаченных страховых взносов за 2004 год составил 18181 руб., а налогоплательщиком сумма уплачиваемых за налоговый период страховых взносов, уменьшающая сумму исчисленного единого налога составила 20715 руб., инспекция доначислила Обществу 2534 руб. спорного налога так как полагает, что только на эту сумму могла быть уменьшена сумма налога.
В соответствии со ст.346.21 НК РФ налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Как следует из вышеизложенного сумма налога подлежит уменьшению на сумму страховых взносов, уплачиваемых, т.е. начисленных и подлежащих уплате, за этот же период времени, возможность уменьшения суммы единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленной за налоговый период, связывается законодателем не с периодом, в котором фактически уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а с периодом за который эти взносы исчисляются и уплачиваются.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями предусмотрен статьей 24 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", которой установлено, что ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса (14 процентов).
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган. Страхователи представляют декларацию по страховым взносам налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно платежным поручениям заявителя страховые взносы уплачены в размере 20715 руб. При этом платежными поручениями NN 2 и 3 от 20.01.05 г. уплачено 2534 руб. взносов за декабрь 2004 года.
Вся сумма исчисленных взносов уплачена заявителем в установленный срок, данный факт не оспаривается ответчиком.
Следовательно, именно на сумму страховых взносов, определенную к уплате за расчетный период и подлежит уменьшению сумма налога, исчисленная за налоговый период.
Установленного законом ограничения по сумме страховых взносов, на которую может быть уменьшена сумма налога, ответчик не превысил.
На основании изложенного вывод суда о том, что Общество было вправе уменьшить сумму налога на 20714 руб., т.е. на сумму начисленных и подлежащих уплате страховых взносов, отраженную в декларации 2004 года является законным и обоснованным.
Поскольку к моменту принятия решения о привлечении налогоплательщика к ответственности недоимка по налогу отсутствовала, то у Инспекции не было оснований для применения санкций, предусмотренных статьей 122 НК РФ и начисления пени в соответствии со ст.75 НК РФ.
Кроме того, в решении налогового органа не указана конкретная норма статьи Налогового кодекса РФ по которой налогоплательщик привлекается к ответственности, что не соответствует требованиям п.3 ст.101 НК РФ.
В связи с чем судом первой инстанции правомерно признано недействительным оспариваемое решение в части привлечения ООО к налоговой ответственности по ст.122 Налогового кодекса РФ как не соответствующее положениям пункта 3 ст.101 НК РФ.
Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права не установлено, оснований для отмены решения суда нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16 сентября 2005 года по делу N А29-5709/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 17 ноября 2005 г. N А29-5709/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании