Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 9 августа 2005 г. N А29-2118/05-3э
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
с участием в заседании представителей от истца, от ответчиков и от третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании 08 августа 2005 года апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2005. по делу N А29-2118/05-3э, принятое по иску ОАО АЭК к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов РК третьи лица: Администрация МО "Город Сыктывкар", Финансовое управление Минфина РК в г.Сыктывкаре, Управление по социальным вопросам Администрации МО "Город Сыктывкар",
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2005. по делу N А29-2118/05-3э удовлетворены частично исковые требования ОАО АЭК, с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу истца взыскано 6575 руб. 91 коп. убытков, во взыскании убытков в остальной части отказано.
Министерство финансов Республики Коми, не согласившись с указанным решением, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе заявитель отмечает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок возмещения организациям недополученных доходов. По мнению Министерства финансов Республики Коми первоочередное возмещение указанных льгот в Республике Коми осуществляется за счет средств муниципальных образований.
В представленных суду отзывах на апелляционную жалобу Управление федерального казначейства по Республике Коми, Администрация МО "Город Сыктывкар", Финансовое управление Минфина РК в г.Сыктывкаре, ОАО АЭК считают, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Представитель Министерства финансов Республики Коми в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители ОАО АЭК, Министерства финансов Российской Федерации, администрации МО "Город Сыктывкар", финансового управления Минфина РК по г.Сыктывкару просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
ОАО АЭК обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Республики Коми о взыскании убытков на сумму 1222 руб., возникших в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Законом "О статусе Героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" от 15.01.1993. N 4301-1, а также убытков на сумму 6562,49 руб., причиненных в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997. N 5-ФЗ.
Как видно из материалов дела в течение 2004 года истцом предоставлены льготы по оплате электроэнергии на основании вышеназванных законов.
Факт предоставления указанных льгот подтверждается списками льготников с указанием суммы льгот за указанный период.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" герои, полные кавалеры ордена Славы и совместно проживающие с ними члены их семей освобождены от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) и оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление).
В силу статьи 11 вышеназванного Закона расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией данного Закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с указанным Законом, путем перечисления средств на счета соответствующих органов предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Согласно статьи 3 Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" граждане Российской Федерации, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы) и проживающие совместно с ними нетрудоспособные члены их семей освобождаются от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление).
В силу статьи 7 указанного Закона расходы, связанные с его реализацией, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" и Закона РФ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 г. N 333, действие которых продлено на 2003-2004 годы, расходы, связанные с реализацией указанного Закона финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Если расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, производятся за счет средств бюджетов муниципальных образований, то субвенции перечисляются с лицевых счетов финансовых органов субъектов Российской Федерации, открытых в органах федерального казначейства.
В соответствии с Законом Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год" N 82-РЗ предусмотрено, что субвенции из федерального бюджета на реализацию федеральных законов "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" и "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" в размере 75 тыс.руб. выделяются на возмещение фактически произведенных расходов местным бюджетам.
Таким образом, республиканским законодательством установлен порядок возмещения льгот, предоставляемых в соответствии с вышеуказанными законами, исходя из положений вышеназванных Правил, согласно которому первоочередное возмещение указанных льгот в Республике Коми осуществляется за счет средств муниципальных образований.
На основании вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о том, что убытки, причиненные ОАО АЭК в результате недофинансирования льгот на основании федеральных законов "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" и "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" подлежат взысканию с Министерства финансов Республики Коми, являются ошибочными.
Муниципальное образование "Город Сыктывкар" в качестве ответчика привлечено не было.
На основании вышеизложенного, апелляционная инстанция считает, что в удовлетворении исковых требований ОАО АЭК о взыскании 7784,49 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот согласно вышеназванным законам, следует отказать.
В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина возлагается на истца и подлежит взысканию в сумме 953,59 руб. с учетом излишне уплаченной государственной пошлины по первой инстанции на сумму 46,41 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
1. Апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.06.2005. по делу А29-2118/05-3э удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 15 июня 2005 года по делу N А29-2118/05-3э отменить.
В удовлетворении иска ОАО АЭК к Министерству финансов Республики Коми и Министерству финансов РФ отказать.
Взыскать с ОАО АЭК в доход федерального бюджета Российской Федерации 953,59 руб. государственной пошлины. Выдать исполнительный лист.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 9 августа 2005 г. N А29-2118/05-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании