Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Развитие производства и переработки продукции оленеводства в Республике Коми (2015-2017 годы)"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 29 декабря 2014 г. N 508)
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие производства и переработки продукции оленеводства в Республике Коми (2015-2017 годы)"
Справочно:
Оленеводческое хозяйства - это хозяйства, имеющие оленье стадо, ведение которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в целях оленеводства, и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями - участниками реализации Программы.
I. Обоснование необходимости реализации ведомственной целевой программы
В Республике Коми оленеводство развивается четвёртое столетие. Коми-ижемцы стали заниматься оленеводством в конце XVII века. Постепенно оленеводство стало товарным не только за счёт продажи мяса, но и за счёт производства замши из оленьих шкур.
В настоящее время для коренных жителей северных районов Республики Коми оленеводство является главной традиционной отраслью сельского хозяйства, образом жизни, основным, а для большинства семей оленеводов единственным источником существования.
Специфика оленеводства заключается в том, что оно ведется в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, на обширной территории и является основной социальной и сохраняющей самобытную культуру северных жителей региона отраслью. Уникальностью отрасли является использование в качестве кормовой базы природной растительности на естественных пастбищах зоны тундры, лесотундры и северной тайги (тундровое и таежное оленеводство). Преимуществом северных оленей является их исключительная приспособленность к суровым условиям Заполярья.
Республика Коми относится к числу крупных оленеводческих регионов России. По численности поголовья регион занимает пятую позицию (из 20 субъектов Российской Федерации, в которых присутствует оленеводство) после Ямало-Ненецкого, Ненецкого, Чукотского автономных округов и Республики Саха (Якутия).
Оленеводство в Коми носит кочевой (полукочевой) характер, протяженность маршрутов кочевий достигает до 1000 км по направлению север-юг.
На начало 2014 года в Республике Коми в хозяйствах всех категорий насчитывалось оленей более 89,9 тыс. голов, из них в сельскохозяйственных организациях содержится три четверти республиканского поголовья - 69,0 тыс. голов, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 3,3 тыс. голов, в хозяйствах населения - 17,6 тыс. голов.
В сельскохозяйственных организациях республики сосредоточено основное поголовье оленей - 70% от республиканского поголовья. Доля производства оленей на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях республики в 2012 году составила 12% от объемов российского производства.
Наличие собственного стада оленей в оленеводческих хозяйствах населения коренных народов Севера всегда являлось основным условием выживания, а его размер - показателем социального статуса. Сохранение и увеличение стада у частников-оленеводов является и сейчас главной заботой. Стимулирование развития частного оленеводческого бизнеса в соседних с Республикой Коми регионах способствовало оттоку оленеводческих хозяйств из республики с последующим уменьшением численности оленей. По статистическим данным в Республике Коми на конец 2013 года в хозяйствах населения насчитывалось 17,5 тыс. голов оленей, тогда как в 2011 г. - 18,1 тыс. голов.
В хозяйствах всех категорий в Республике Коми максимальное число оленей насчитывалось в 1950 году (211 тыс. голов). К 2000 году оно сократилось в 2 раза - до 110,1 тыс. голов. За период реформ до 2009 года сохранялась тенденция уменьшения поголовья оленей: на конец 2009 г. имелось 82 тыс. голов, что ниже уровня 2000 года на 25%. С 2010 года удалось преломить ситуацию благодаря принимаемым мерам, остановить тенденцию уменьшения численности оленей.
В течение ряда последних лет Республика Коми является одним из регионов, в котором оленеводство развивается стабильно. Этому способствовала реализация мероприятий долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие оленеводства в Республике Коми (2011 - 2015 годы)" (утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 20 апреля 2011 г. N 161), а с 1 января 2014 года - подпрограммы "Поддержка оленеводства" Государственной программы Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми" (постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 424).
Участниками реализации подпрограммы являются пять сельскохозяйственных организаций и четыре крестьянских (фермерских) хозяйства из четырех муниципальных образований (МОГО "Инта", "Усинск", "Воркута" и МОМР "Ижемский"), заключивших соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере сельского хозяйства с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми.
В результате проводимых мероприятий за последние три года построено три кораля, продолжается укрепление материально-технической базы оленеводческих хозяйств, осуществлены работы по геоботаническому исследованию и внутрихозяйственному землеустройству оленьих пастбищ четырех сельскохозяйственных организаций.
Перспективы увеличения поголовья северных оленей, имеющихся в хозяйствах всех категорий (в статистическом учете применяется название "домашние северные олени"), ограничены, поскольку промышленное освоение тундры и земель лесного фонда ведет к сокращению пригодной для выпаса площади оленьих пастбищ. В настоящее время в условиях ограниченности пастбищных ресурсов основным направлением северного оленеводства является максимальное повышение его результативности за счет совершенствования организации и технологии производства в оленеводческих хозяйствах, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Фактором увеличения поголовья оленей в оленеводческих хозяйствах может послужить увеличение поголовья оленей в крестьянских фермерских хозяйствах за счет перехода хозяйств населения (оленеводов-частников) в организационно-правовую форму индивидуального предпринимательства - крестьянского (фермерского) хозяйства, которым предоставляется государственная поддержка в виде субсидий на содержание северных оленей и другие виды поддержки в соответствии с заключенными соглашениями о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере сельского хозяйства с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми.
В настоящее время для проведения забоя оленей в республике имеется три современных высокотехнологичных убойных комплекса. Два оленеводческих хозяйства имеют всю технологическую цепочку в производстве оленины - от выращивания оленей до осуществления глубокой переработки продукции оленеводства и ее реализации. Отсутствие посредников позволяет представлять на рынке конкурентоспособную по качеству продукцию, не содержащую заменителей мяса, чего не могут себе позволить производители, работающие на покупном сырье. Это для большинства потребителей является основным фактором при выборе продуктов потребления.
Однако существуют и определенные проблемы в дальнейшем развитии оленеводства.
Имеющиеся биологические ресурсы северного оленеводства используются пока не полностью. В целом производство оленеводческой продукции можно назвать производством без потерь, так как можно использовать все части животных.
В настоящее время доходы оленеводческих хозяйств формируются в основном за счет реализации мяса оленей, а также продукции подсобных промыслов в небольших объемах (изготовление пим из шкур оленей и сувенирной продукции).
Значительной проблемой в оленеводстве Республики Коми является отсутствие переработки кожевенного сырья. Республике необходимо производство по переработке шкур оленей и эндокринно-ферментного сырья, крови. Это позволит не только более полно использовать резервы оленеводства, но и повысить доходность оленеводческих хозяйств. С данной проблемой сталкиваются все регионы России, занимающиеся оленеводством.
Доходность оленеводства может быть повышена примерно в 1,5 раза не только за счет увеличения цен на переработанное мясо, но и увеличения объемов реализации субпродуктов, голов, сухих рогов, пантов, камусов, изготавливаемых изделий из шкур оленей (в том числе с организацией закупа шкур у населения (охотников на диких оленей), оленеводов-частников). В прежние годы в совхозах проводился предубойный откорм оленей с использованием комбикормов и минеральных добавок, за счет чего повышалась упитанность оленей и выход мяса.
В настоящее время в условиях ежегодного сокращения и ухудшения качества оленьих пастбищ перспективы оленеводства можно связывать с частичным переводом оленей на круглогодичное содержание в условиях леса (таежное оленеводство). Реализация проектов по организации лесных стад северных оленей позволит развивать на основе таких хозяйств туристическую деятельность и за счет туризма получать дополнительные доходы.
С конца 2014 года начала осуществляться реализация проекта по созданию лесного стада северных оленей в Княжпогостском районе с численностью 500 голов оленей. В рамках реализации проекта построен кораль, в дальнейшем планируется модернизировать производственную базу в двух оленеводческих хозяйствах.
По предварительным данным, к концу 2014 года поголовье северных оленей в оленеводческих хозяйствах республики составит 72,2 тыс. голов с небольшим приростом относительно 2013 года на 0,4%.
Состояние отрасли в оленеводческих хозяйствах за период с 2009 года по 2013 год характеризуется следующими показателями, приведенными в таблице 1:
Анализ
состояния оленеводства в оленеводческих хозяйствах Республики Коми в 2009-2013 годах
Показатели |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Поголовье северных оленей в хозяйствах всех категорий, на конец года |
тыс. гол |
82,031 |
83,784 |
88,928 |
89,636 |
89,862 |
в том числе, в оленеводческих хозяйствах |
тыс. гол |
64,942 |
66,064 |
70,830 |
71,990 |
72,298* |
из них, в сельскохозяйственных организациях |
тыс. голов |
64,018 |
64,131 |
67,056 |
68,635 |
69,030 |
Реализовано оленей на забой сельскохозяйственными организациями (в живом весе) |
тыс. голов |
14,404 |
15,051 |
17,110 |
21,010 |
20,383 |
ц ж. в. |
8370,0 |
8984,0 |
11490,0 |
14399,0 |
12519,0 |
|
Производство мяса в расчете на 100 январских оленей в сельхозорганизациях |
ц ж. в. |
15,8 |
13,7 |
19,3 |
20,8 |
16,6 |
Удельный вес маточного поголовья оленей в общем поголовье оленей в сельхозорганизациях |
% |
51,8 |
49,9 |
49,5 |
51,5 |
51,4 |
Сохранность взрослых оленей в сельхозорганизациях |
% |
94,3 |
88,7 |
93,3 |
93,7 |
93,5 |
Деловой выход телят в сельхозорганизациях |
% |
72,4 |
68,3 |
72,6 |
72,8 |
72,1 |
* - приведено поголовье оленей в оленеводческих хозяйствах по статистическим данным за 2013 год (в том числе в оленеводческих хозяйствах - участниках Программы поголовье оленей составляло в 2013 г 71,948 тыс. голов)
В 2013 году поголовье оленей увеличилось по состоянию на конец года в оленеводческих хозяйствах Республики Коми по сравнению с 2009 годом на 11,3%.
В сельскохозяйственных организациях наблюдался прирост поголовья оленей на 7,8% к уровню 2009 года. Больше произведено продукции оленеводства собственного производства:
- реализовано оленей на убой (в живом весе) - на 49,6%;
- произведено мяса оленей в расчете на 100 январских оленей - на 13,3%.
Настоящая Программа определяет направления развития оленеводства в Республике Коми на период 2015 - 2017 годов, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
В рамках Программы предусматривается создание производства по обработке шкур северного оленя до состояния WET-BLU (полуфабрикат), а также изготовление сувенирной продукции. На первом этапе (2015 - 2017 годы) предусматривается организация производства за счет собственных источников с приобретением части оборудования и изготовление в 2015 году пробной партии шкур (порядка 200 штук).
Следующим этапом (с 2018 г.) планируется строительство фабрики по переработке оленьих шкур полуфабриката WET-BLU до состояния готовой кожи или замши. Для этого предусматривается разработка инвестиционного проекта по техническому и технологическому дооснащению производства по переработке оленьих шкур и продуктов оленеводства и участие в конкурсном отборе инвестиционных проектов для привлечения средств государственной поддержки на приобретение технологического оборудования для переработки шкур северного оленя до состояния готовой кожи.
Важнейшим результатом Программы станет не только сохранение оленеводства как отрасли, но и увеличение производственного потенциала оленеводческих хозяйств, увеличение их доходов, сохранение используемых земельных ресурсов, решение экологических проблем.
2. Цели и задачи ведомственной целевой программы
Целью Программы является - развитие северного оленеводства как традиционного вида хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и других этнических общностей, проживающих на территории Республики Коми.
Для достижения цели намечено решение следующих задач:
- создание условий для обновления основных средств оленеводческих хозяйств;
- снижение рисков в оленеводстве и обеспечение сохранности оленьих пастбищ;
- организация системы переработки и сбыта продукции оленеводства.
3. Перечень программных мероприятий по производству и переработке продукции оленеводства
4. Срок реализации ведомственной целевой программы
Срок реализации Программы: 2015 - 2017 годы.
5. Ожидаемые результаты и последствия реализации ведомственной целевой программы. Целевые индикаторы (показатели) ведомственной целевой программы
Ожидаемые результаты реализации Программы:
В результате решения задачи 1 "Создание условий для обновления основных средств оленеводческих хозяйств":
Повышение технической оснащенности оленеводческих хозяйств:
- количество оленеводческих хозяйств, осуществляющих обновление основных средств - ежегодно по 1 хозяйству;
увеличение доходов оленеводческих хозяйств:
- прирост выручки от реализации продукции оленеводства в оленеводческих хозяйствах (в сопоставимых ценах) не менее чем на 4% ежегодно.
В результате решения задачи 2 "Снижение рисков в оленеводстве и обеспечение сохранности оленьих пастбищ":
- ежегодное сохранение поголовья северных оленей в оленеводческих хозяйствах на уровне не менее 72 тыс. голов;
- обеспечение удельного веса оленеводческих хозяйств, осуществивших меры противопожарной безопасности, от общего их количества в размере 100%;
В результате решения задачи 3 "Организация системы переработки и сбыта продукции оленеводства":
- сохранение численности занятого населения в сфере производства и переработки продукции оленеводства в оленеводческих хозяйствах - ежегодно в количестве 230 человек;
- увеличение объем реализации мяса оленей в переработанном виде (в пересчете на живой вес), произведенного в оленеводческих хозяйствах, в 2017 году на 19,9% к уровню 2013 г.;
- создание производства по переработке шкур с поэтапным освоением мощностей производства (максимальная расчетная мощность - 100 тыс. шкур в год).
Важнейшим результатом Программы станет не только сохранение отрасли оленеводства, но и увеличение производственного потенциала оленеводческих хозяйств и их доходов, сохранение используемых земельных ресурсов.
При условии финансирования программных мероприятий в полном объеме будут достигнуты целевые индикаторы (показатели) Программы, представленные в таблице 2:
Таблица 2
Система
целевых индикаторов (показателей) Программы
N |
Наименование целевого индикатора (показателя) |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора (показателя) по годам |
||||
2013 год (факт) |
2014 год (оценка) |
2015 год (прогноз) |
2016 год (прогноз) |
2017 год (прогноз) |
|||
|
Задача 1. Создание условий для обновления основных средств оленеводческих хозяйств |
||||||
1 |
Прирост выручки от реализации продукции оленеводства в оленеводческих хозяйствах (в сопоставимых ценах) |
% к предыдущему году |
- |
6,4 |
4,0 |
4,1 |
4,1 |
2 |
Количество оленеводческих хозяйств, осуществляющих обновление основных средств |
единиц |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
|
Задача 2. Снижение рисков в оленеводстве и обеспечение сохранности оленьих пастбищ |
||||||
3. |
Поголовье северных оленей в оленеводческих хозяйствах (участниках Программы) на конец года |
тыс. голов |
71,9 |
72,2 |
72,3 |
72,4 |
72,5 |
4. |
Удельный вес оленеводческих хозяйств, осуществивших меры противопожарной безопасности, от общего их количества |
% |
|
|
50 |
50 |
50 |
|
Задача 3. Организация системы переработки и сбыта продукции оленеводства |
||||||
5. |
Численность занятого населения в сфере производства и переработки продукции оленеводства |
чел. |
230 |
230 |
230 |
230 |
230 |
6. |
Объем реализованного мяса оленей в переработанном виде (в пересчете на живой вес) в оленеводческих хозяйствах |
тонн |
1240,4 |
1317,3 |
1372,6 |
1428,9 |
1488,1 |
7. |
Количество обработанных шкур оленей в год |
шт. |
- |
- |
200* |
- |
- |
* - опытная партия
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет заключаться в улучшении условий труда для работников оленеводства и повышении его престижности, в сохранности численности занятого населения в сфере производства и переработки продукции оленеводства, а также в повышении уровня заработной платы в сельскохозяйственных организациях.
Наличие Программы является одним из условий участия Республики Коми в отборе региональных программ для привлечения средств федерального бюджета в соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития традиционной для субъекта Российской Федерации подотрасли сельского хозяйства (северного оленеводства), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042.
Таблица 3
Показатели
эффективности реализации мероприятий Программы
Показатели |
Единица измерения |
2014 год (оценка) |
2015 год (прогноз) |
2016 год (прогноз) |
2017 год (прогноз) |
Всего за 3 года (2015-2017) |
Выручка от реализации продукции оленеводства в оленеводческих хозяйствах (в сопоставимых ценах) (ТП) |
тыс. рублей |
163226,6 |
169766,5 |
176726,9 |
184043,4 |
530536,7 |
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции оленеводства (в сопоставимых ценах) (дельта ТП) |
тыс. рублей |
9814,0 |
6539,8 |
6960,4 |
7316.5 |
20816,7 |
Темпы прироста выручки от реализации продукции оленеводства, к предыдущему году |
|
6,4 |
4,0 |
4,1 |
4.1 |
12,2 |
Объем финансирования на реализацию мероприятий Программы, всего (Ф), в том числе: |
тыс. рублей |
X |
177007,9 |
189602,6 |
201851,1 |
569461,6 |
- средства республиканского бюджета Республики Коми |
тыс. рублей |
X |
8313,0 |
8313,0 |
8313,0 |
24939,0 |
- внебюджетные источники, из них |
% |
X |
168694,9 |
181289,6 |
193538,1 |
543522,6 |
Показатель общей эффективности () |
% |
X |
3,7 |
3,7 |
3,6 |
3,7 |
, где:
- коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный прирост выручки от реализации продукции оленеводства;
- объем финансирования на реализацию мероприятий Программы.
6. Система управления реализацией ведомственной целевой программы
Управление реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 1 марта 2011 г. N 39 "О ведомственных целевых программах".
Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми оленеводческим хозяйствам в рамках реализации мероприятий Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 24 декабря 2012 г. N 576 "О мерах по реализации Государственной программы Республики Коми "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми".
Отдел финансов и бухгалтерского учета Министерства обеспечивает финансирование расходов на реализацию Программы в порядке, установленном для исполнения республиканского бюджета Республики Коми;
Отдел инвестиций обеспечивает проведение отбора заявок оленеводческих хозяйств на предоставление субсидий на обновление основных средств в части приобретения машин и оборудования;
Отдел животноводства и племенной работы Министерства:
является ответственным за исполнение программных мероприятий;
осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Программы. Результаты мониторинга предоставляются заместителю министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми в соответствии с распределением должностных обязанностей;
готовит и вносит в установленном порядке изменения в Программу;
представляет в Министерство экономического развития Республики Коми информацию для оценки эффективности реализации ведомственной целевой программы до 15 февраля года, следующего за отчетным;
предоставляет в установленные сроки в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет о ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.