Указ Главы Республики Коми от 3 июля 1998 г. N 233
"Об утверждении Концепции развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы и мероприятий по ее реализации"
Указом Главы Республики Коми от 19 августа 2002 г. N 249 настоящий Указ признан утратившим силу
В целях дальнейшего развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития финно-угорского факультета Сыктывкарскою государственного университета на 1998-2000 годы (далее именуется Концепция) согласно приложению N 1.
2. Утвердить Мероприятия по реализации Концепции развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы согласно приложению N 2.
3. Министерству финансов Республики Коми предусмотреть финансирование на 1998 год Мероприятий по реализации Концепции развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы.
пунктов 4, 7, 10 раздела 1, пунктов 1, 2, 4, 7, 8, 9, 12, 13, 14 раздела 2, пунктов 3, 4 раздела 3 - за счет средств республиканского бюджета Республики Коми предусмотренных на реализацию Государственной программы реализации Закона Республики Коми "О государственных языках Республики Коми - "Сохранение и развитие коми языка на 1997-1999 годы",
пунктов 6, 9 раздела 1, пунктов 3, 5 раздела 2, пунктов 1, 2, 5, 6 раздела 3 за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на реализацию Мероприятий по подготовке и проведению Международного десятилетия коренных народов мира в Республике Коми.
4. Министерству финансов Республики Коми при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми на 1999 год и последующие годы предусматривать расходы на реализацию Мероприятий по реализации Концепции развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы отдельной строкой в разделе "Государственная национальная политика".
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Министерство образования и высшей школы Республики Коми и Министерство по делам национальностей Республики Коми.
Глава Республики Коми |
Ю.Спиридонов |
г.Сыктывкар
3 июля 1998 г.
N 233
Концепция
развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы
Введение
Концепция развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета отражает основное содержание процесса закономерного совершенствования всех сторон деятельности факультета и идеологию, нормативную базу, практику деятельности органов государственной власти и управления Республики Коми и университета по планомерной реализации этого процесса.
В соответствии со статьей 3 Конституции Республики Коми коми народ - источник государственности республики. Политика государства направлена на поддержание и развитие языка культуры и жизненного уклада коми народа в соответствии с международными нормами и принципами, действующими в отношении коренных народов. Концепция государственной национальной политики Республики Коми, утвержденная постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 октября 1996 г. N 1-7/27, определяет как приоритетные учет национального фактора в социально-экономическом развитии районов и городов республики, совершенствование форм природопользования коренного населения в условиях рыночных отношений, а также создание системы коми национального образования, воспитание молодого поколения в духе уважения к национальным культурам традициям и обычаям.
Финно-угорский факультет Сыктывкарского государственного университета образован в 1994 году. Его создание отразило поворот в государственной национальной политике по отношению к языку и культуре коренного народа Республики Коми.
Развитие финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета невозможно без государственной поддержки со стороны Республики Коми. Эта поддержка определяется как долговременная система мер в сфере учебно-научной деятельности факультета по укреплению его материально-технической базы, социальной защите студентов и преподавателей, как целенаправленный процесс обеспечивающий высокий уровень подготовки специалистов.
Создание национальной гуманитарной и технической интеллигенции является важной задачей финно-угорского факультета и университета в целом. Цель - подготовка квалифицированных кадров с учетом национально-региональных особенностей и исторической этнокультуры для предприятий, организаций науки, образования, средств массовой информации, учреждений культуры и государственных учреждений Республики Коми.
Финно-угорский факультет, созданный для реализации национальной программы развития образования включает два отделения. Национальная филология и Регионоведение. На факультете работают четыре доктора наук, 20 кандидатов наук, открыта аспирантура, где ежегодно защищаются докторские и кандидатские диссертации. Велик вклад факультета в подготовку коми национальной интеллигенции и кадров для национальных образовательных и научных учреждений. Среди выпускников отделения "Национальная филология" есть видные ученые, педагоги, писатели. В учебной и научно-исследовательской работе активно участвуют ученые Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН.
Национально языковая политика как часть государственной национальной политики в Республике Коми направлена на сохранение и развитие коми-русского двуязычия, формирование бережного отношения к языковым традициям, воспитание сознательного отношения к коми языку как к национально-культурной ценности, воспитание уважения к языку и культуре коренного народа. Эти положения закреплены законами Республики Коми "О культуре", "О государственных языках Республики Коми", Концепцией государственной национальной политики в Республике Коми, утвержденной постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 октября 1996 г., и нашли свое отражение в резолюции V съезда коми народа.
Таким образом, приоритетами в деятельности факультета остаются развитие коми национальной культуры, усиление его роли в области финно-угорских исследований и решении задач развития коми языка, литературы и фольклора, подготовки кадров и развития Республики Коми как многонациональной культурной общности.
Основные направления развития финно-угорского факультета:
развитие структуры факультета и подготовка кадров,
научно исследовательская и учебно-методическая работа,
укрепление материально-технической базы факультета и социальная защита студентов, аспирантов и преподавателей.
Реализация указанных направлений приведет к использованию всех возможностей сотрудничества с финно-угорскими научными и образовательными центрами России и зарубежных стран а также вузами Северо-Запада Российской Федерации. Развитие международною сотрудничества способствует содержательному наполнению названия факультета, пропаганде коми культуры в странах финно-угорского мира и финно-угорской культуры в Республике Коми.
1. Развитие структуры факультета и подготовка кадров
Основным направлением в развитии структуры факультета остается подготовка специалистов по национальной филологии, коми языку и литературе для науки и образования, а также создание квалификационной модели специалиста-регионоведа с учетом основных направлений социально-экономического развития Республики Коми. Особую актуальность приобретает подготовка специалистов по комплексному развитию территории для сельских районов Республики Коми, где в основном сосредоточено коренное население, в меньшей степени подготовленное к изменениям политической и социально-экономической ситуации.
Государственная программа реализации Закона Республики Коми "О государственных языках Республики Коми" "Сохранение и развитие коми языка на 1997-1999 годы" ставит основной задачей постепенное расширение социальных функций коми языка и внедрение его в качестве государственного. Отделение "Национальная филология" играет важную роль в реализации данной Программы, поскольку она предусматривает расширенную и качественную подготовку кадров преподавателей коми языка и переводчиков, что вызывает необходимость открытия соответствующей специализации. Данное направление предполагает развитие сопоставительных научных исследований, подготовку и издание грамматических справочников и словарей, учебников и учебных пособий по коми языку.
Большое значение в деятельности факультета придается интеграции с научными и образовательными учреждениями.
Наиболее важным является сотрудничество с Институтом языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. Научный и кадровый потенциал Института, как признанного центра финно-угроведения, задействован на финно-угорском факультете. Предполагается развитие сотрудничества на качественно новой основе создание совместного учебно-научного центра. Подготовка специалистов финно-угроведов совместно с ведущим научным учреждением республики способствует повышению качества и престижа фундаментального образования, участию студентов, аспирантов и преподавателей в разработке фундаментальных и прикладных проблем финно-угорской филологии, этнологии и истории, концентрации и оптимальному использованию кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов вуза и академического института.
Столь же актуальной является интеграция с педагогическими колледжами, развитие сотрудничества с инновационными учебными заведениями республики с образовательными учреждениями Коми-Пермяцкого автономного округа.
В Российской Федерации происходит смена взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Перспективным является приобщение университета к делу подготовки профессионалов управления комплексным развитием территории. Появилось новое направление подготовки специалистов с высшим образованием - регионоведение - целостная система знаний о пропорциональности и взаимодействии всех сфер территориальной жизнедеятельности человека и народа региона. Настоятельная необходимость в специалистах, владеющих комплексом знаний о регионе, - регионоведах, обусловлена процессами развития федерализма, повышением ответственности регионов за принятие и реализацию политических и социально-экономических решений. Соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные между субъектами Российской Федерации и Центром, придают особую актуальность глубокому и всестороннему пониманию специфики регионов, учету разнообразных аспектов и факторов региональной жизни. Учебный план и образовательная программа регионоведа включают в себя опорные, базовые блоки наук и учебных дисциплин, отражающих составные части жизни регионального социума как целого, региональная культурология, региональное природопользование и региональная экология, региональная социология, система региональной экономики, блок демографических и этнографических дисциплин, правоведческая подготовка по государственному региональному и муниципальному управлению, подготовка по современным информационным технологиям.
При этом регионоведческие дисциплины опираются на фундаментальные теоретические естественно научные и гуманитарные знания, характерные для университетской подготовки специалистов.
Основные вопросы организации учебного процесса и трудоустройства студентов-регионоведов необходимо решать во взаимодействии с органами государственной власти и управления Республики Коми на основе заключенных с университетом договоров о сотрудничестве.
2. Научно-исследовательская и учебно-методическая работа
Это направление определяет стимулирование фундаментальных и прикладных исследований в области финно-угроведения, обмена результатами научных исследований, использование научного и образовательного потенциала республики, решение вопросов учебно-методического и информационного обеспечения, регулярное проведение научных конференций по проблемам финно-угроведения, регулярное издание научных трудов, расширение деятельности научной лаборатории "Коми этнологический фонд".
Ежегодное проведение фольклорных диалектологических культурологических археологических, этнографических экспедиций будет не только способствовать сохранению материальной и духовной культуры народа, но и являться средством приобщения студентов к научно-исследовательской работе. Предполагается создание на факультете Коми фольклорного фонда и восстановление деятельности коми фольклорного ансамбля.
Научные исследования тесно связаны с подготовкой научно-педагогических кадров, для этого необходимо создание благоприятных условий для преподавателей, работающих над докторскими диссертациями, повышение квалификации в ведущих научных и образовательных финно-угорских центрах России и зарубежья, развитие научного сотрудничества по линии международных и межвузовских обменов.
Учебно-методическая работа на финно-угорском факультете проводится силами преподавателей факультета и ученых республики. Совместно с учеными Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН планируются подготовка и издание учебников и учебных пособий по финно-угроведению, внедрение новых информационных технологий в учебный и научный процессы. Целью учебного и научно-исследовательского процессов на финно-угорском факультете является формирование информационной системы, имеющей интегральный характер, предполагающей широкий охват сферы гуманитарных знаний и системную ориентированность исследований, имеющих этно- и социолингвистическую, литературоведческую и регионоведческую направленность. Эта система должна стать общим информационным фондом, а также частью исследовательской и педагогической работы в качестве средства информационной поддержки.
3. Укрепление материально-технической базы факультета и социальная защита студентов, аспирантов и преподавателей
Важнейшими задачами по укреплению материально-технической базы и социальной защите студентов, аспирантов и преподавателей являются оснащение деканата и кафедр вычислительной техникой, компьютерным классом, что продиктовано потребностями информатизации учебно-научного процесса и активным внедрением автоматизированных технологий в управление учебным процессом в общеуниверситетском масштабе, аудио и видеотехникой, множительной техникой, адресная социальная поддержка малообеспеченных студентов из сельской местности и решение жилищных проблем преподавателей. Совместно с музеем истории просвещения Коми края предусматривается создание кабинета традиционной культуры финно-угорских народов. Факультет должен быть оформлен в духе государственной национальной символики, что имеет большое воспитательное значение.
Практическая реализация Концепции предусматривается в Мероприятиях по реализации Концепции по развитию финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы.
------------------------------
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Коми от 3 июля 1998 г. N 233 "Об утверждении Концепции развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы и мероприятий по ее реализации"
Текст Указа опубликован в газете "Республика" от 8 сентября 1998 г. N 178
Указом Главы Республики Коми от 19 августа 2002 г. N 249 настоящий Указ признан утратившим силу