Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Административный регламент
предоставления государственной услуги по установлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан
(утв. приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 16 февраля 2011 г. N 372)
5 октября, 27 декабря 2011 г.
1. Общие положения
1.1. Административный регламент предоставления государственной услуги по установлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (далее - Административный регламент, государственная услуга) устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Агентства Республики Коми по социальному развитию, которое является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим полномочия в области опеки и попечительства (далее - Агентство), его территориальных органов и территориально обособленных структурных подразделений по вопросам организации деятельности в области опеки и попечительства на территории Республики Коми (далее - территориальные органы и территориально обособленные структурные подразделения Агентства), порядок их взаимодействия с заявителями при предоставлении государственной услуги.
1.2. Описание заявителей при предоставлении государственной услуги.
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 27 декабря 2011 г. N 3740 пункт 1.2.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.2.1. Заявителями на предоставление государственной услуги являются граждане Российской Федерации, желающие принять несовершеннолетнего под опеку или попечительство (далее - граждане).
Опекунами или попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):
лица, лишенные родительских прав;
лица, ограниченные в родительских правах;
лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;
лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией.
1.2.2. Бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
1.2.3. Граждане обращаются в территориальные органы или территориально обособленные структурные подразделения Агентства непосредственно (лично) по месту своего жительства.
1.3. Порядок информирования о правилах предоставления государственной услуги.
1.3.1. Сведения о месте нахождения, справочных телефонах, электронных адресах Агентства (его территориальных органов и территориально обособленных структурных подразделений):
1) адрес Агентства: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 174;
2) справочные телефоны отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Агентства: (8212) 20-37-33, 20-37-32, факс - 20-37-33;
3) адрес официального Интернет-сайта Агентства: http://agentsoc.rkomi.ru;
4) адрес электронной почты отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Агентства: zabotark@rambler.ru.
Адреса, телефоны, адреса электронной почты территориальных органов и территориально обособленных структурных подразделений Агентства указаны в Приложении N 1 к настоящему Административному регламенту.
1.3.2. Гражданину по его желанию предоставляется возможность предварительной записи для приема документов, необходимых для решения вопроса о назначении опеки (попечительства) или постановки на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента. Предварительная запись осуществляется как при личном обращении заявителя в территориальный орган или территориально обособленное структурное подразделение Агентства по месту своего жительства (пребывания), так и по телефону.
При предварительной записи гражданин сообщает свои персональные данные, желаемое время представления документов.
Предварительная запись осуществляется путем внесения информации в журнал предварительной записи, который ведется в территориальном органе, территориально обособленном структурном подразделении Агентства. Заявителю сообщается время приема документов и номер кабинета, в котором осуществляется прием документов.
1.3.3. Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается на Интернет-сайте Агентства http://agentsoc.rkomi.ru, портале государственных услуг Республики Коми (pgu.rkomi.ru) и портале государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru).
Информация по вопросам предоставления государственной услуги доводится до сведения граждан:
1) непосредственно в Агентстве (его территориальных органах и территориально обособленных структурных подразделениях);
2) по почте (по письменным обращениям);
3) с использованием средств телефонной связи, электронной почты;
4) на информационных стендах, размещенных в Агентстве (его территориальных органах и территориально обособленных структурных подразделениях).
Если информация, полученная в территориальном органе или территориально обособленном структурном подразделении Агентства по месту обращения не удовлетворяет гражданина, он вправе обратиться в адрес Агентства:
в устной форме лично или по телефону к специалистам, в чьи должностные обязанности входит консультирование по исполнению государственной услуги;
в письменном виде на имя руководителя Агентства либо заместителя руководителя Агентства, курирующего вопросы предоставления государственной услуги.
Сведения о месте нахождения и номерах телефонов должностных лиц Агентства приводятся в Приложении N 2 к настоящему Административному регламенту.
1.3.4. На официальном Интернет-сайте Агентства, а также на информационных стендах Агентства (его территориальных органов и территориально обособленных структурных подразделений) размещается следующая информация:
1) информация, указанная в пункте 1.3.1 настоящего Административного регламента, а также информация о режиме работы Агентства (его территориальных органов и территориально обособленных структурных подразделений);
2) извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие вопросы предоставления государственной услуги;
3) текст настоящего Административного регламента с приложениями (полная версия - на официальном Интернет-сайте Агентства, извлечения - на информационных стендах);
4) образцы оформления документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
1.3.5. Порядок консультирования граждан по вопросу предоставления государственной услуги:
1) для получения сведений о ходе предоставления государственной услуги гражданином указываются (называются) фамилия, имя, отчество, дата подачи документов.
До гражданина доводятся сведения о том, на каком этапе (в процессе выполнения какой административной процедуры) предоставления государственной услуги находится представленный им пакет документов.
2) консультирование граждан при личном обращении в Агентство осуществляется с понедельника по четверг с 9.00 до 13.00 часов (кабинеты 19, 4).
Консультирование граждан, обратившихся лично, регистрируется специалистом территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства в журнале согласно Приложению N 3 к настоящему Административному регламенту.
3) по письменным обращениям гражданина ответ направляется почтой в адрес гражданина в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации письменного обращения;
4) при консультировании по телефону специалист Агентства (его территориального органа, территориально обособленного структурного подразделения), ответственный за консультирование граждан, называет свою должность, фамилию, имя и отчество, а также наименование структурного подразделения, в которое обратилось лицо, заинтересованное в предоставлении государственной услуги;
5) во время консультации специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства должен произносить слова четко, формулировать ответы корректно, по завершении консультирования - кратко подвести итог разговора и перечислить действия, которые следует предпринять обратившемуся гражданину;
6) информирование гражданина по вопросам предоставления государственной услуги по телефону не должно превышать 15 минут;
7) консультации осуществляются по следующим вопросам:
порядка передачи под опеку или попечительство несовершеннолетних, являющихся гражданами Российской Федерации;
прав и обязанностей опекунов (попечителей);
перечня документов, необходимых для предоставления государственной услуги, комплектности (достаточности) представленных документов;
источника получения документов, необходимых для установления, осуществления и прекращения опеки или попечительства (орган, организация и его местонахождение);
времени приема и выдачи документов;
сроков установления опеки или попечительства;
порядка прекращения опеки или попечительства;
порядка получения справок;
представления документов в целях получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, имеющих правовые основания для устройства под опеку или попечительство, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
сроков предоставления государственной услуги;
порядка обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых и принимаемых в ходе предоставления государственной услуги.
8) при обращении гражданина посредством электронной почты ответ направляется гражданину в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (если ответ в соответствии с обращением гражданина должен быть направлен ему в письменной форме по почте).
9) специалисты Агентства (его территориальных органов, территориально обособленных структурных подразделений), ответственные за консультирование граждан, обеспечиваются личной идентификационной карточкой и (или) настольной табличкой.
10) Все консультации оказываются на бесплатной основе.
2. Стандарт предоставления государственной услуги
2.1. Наименование государственной услуги - установление опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.
Государственная услуга предоставляется Агентством Республики Коми по социальному развитию, его территориальными органами, территориально обособленными структурными подразделениями (далее - Агентство).
2.2. Результатом предоставления государственной услуги являются: постановка (отказ в постановке) гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем, на учет в качестве кандидата в опекуны или попечители;
принятие решения о назначении опекуна или попечителя в отношении несовершеннолетнего гражданина;
принятия решения об отказе в назначении опекуна или попечителя в отношении несовершеннолетнего гражданина;
2.2.1. Процедура предоставления государственной услуги завершается получением гражданином соответственно:
Заключения Агентства, выданного по месту жительства гражданина, о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном (попечителем) или приемным родителем (Приложение N 4 к настоящему Административному регламенту);
Распоряжения Агентства о назначении опекуна (попечителя) над несовершеннолетним (Приложения NN 5-6 к настоящему Административному регламенту);
Распоряжения Агентства о назначении опекуна (попечителя) над несовершеннолетним, исполняющего свои обязанности возмездно (Приложение N 7 к настоящему Административному регламенту).
Распоряжения Агентства об отказе в назначении опекуна (попечителя) над несовершеннолетним (Приложение N 8 к настоящему Административному регламенту).
2.3. Сроки предоставления государственной услуги.
2.3.1. Общий срок предоставления государственной услуги не должен превышать 18-ти календарных дней со дня обращения гражданина и предоставления необходимых документов.
2.3.2. Датой обращения за государственной услугой считается дата подачи заявления гражданином в Агентство по месту своего жительства с полным пакетом документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента.
Факт и дата приема заявления со всеми необходимыми документами подтверждаются распиской (согласно Приложению N 9 к настоящему Административному регламенту), выдаваемой Агентством заявителю.
2.4. Максимальное время ожидания в очереди при подаче документов на предоставление государственной услуги или для получения консультации по вопросам предоставления государственной услуги не должно превышать 20 минут.
В целях обеспечения конфиденциальности сведений одновременное консультирование и (или) прием двух и более посетителей одним специалистом не допускается.
2.5. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:
Семейным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (Собрание законодательства, 1996, N 1, ст. 16);
Гражданским кодексом Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (Собрание законодательства, 1994, N 32, ст. 3301);
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532);
Жилищным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 1), ст. 14);
Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1643);
Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755);
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451);
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 15, ст. 1434);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2572);
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями" от 10 сентября 1996 г. N 332 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, N 8);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2008 г. N 347 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации" (далее - Административный регламент Минобрнауки России) (Российская газета, 2009, N 30);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 334 "О реализации постановления Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423" (Российская газета, 2009, N 252);
Указом Главы Республики Коми от 11 августа 2009 г. N 91 "Об Агентстве Республики Коми по социальному развитию" (Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми, 2009, N 27, ст. 490);
приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 24 декабря 2009 г. N 1997 "Об утверждении Положения о территориальном органе Агентства Республики Коми по социальному развитию - Отделе опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Ухта";
приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 24 декабря 2009 г. N 1998 "Об утверждении Положения о территориальном органе Агентства Республики Коми по социальному развитию - Отделе опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Воркута";
приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 24 декабря 2009 г. N 1999 "Об утверждении Положения о территориальном органе Агентства Республики Коми по социальному развитию - Управлении опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару".
2.6. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
2.6.1. Гражданин, выразивший желание стать опекуном или попечителем в отношении несовершеннолетнего гражданина, предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и представляет в Агентство по месту жительства следующие документы:
1) заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем над несовершеннолетним (Приложение N 10 к настоящему Административному регламенту
2) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение) (принимается в течение года со дня её выдачи);
3) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства (принимается в течение года со дня её выдачи);
4) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан (принимается в течение года со дня её выдачи);
5) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в соответствии с Приложением N 11 к настоящему Административному регламенту (принимается в течение трех месяцев со дня выдачи документа);
6) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
7) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью (составляется в произвольной форме);
8) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу Агентства) на безвозмездной основе и принимаются в течение года со дня их выдачи);
9) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном (при наличии);
10) автобиография (составляется в произвольной форме).
У несовершеннолетнего, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов. В случае назначения ему нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно.
2.7. Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
1) наличие сомнений в подлинности документов, выявление ошибок, несоответствий в сведениях, содержащихся в документах;
2) внесение хотя бы одной записи в памятку недостающих документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента.
2.8. Основаниями для отказа в выдаче положительного заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) или приемным родителем являются:
несоответствие документов требованиям законодательства, неполнота представленных документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента;
если назначение опеки (попечительства) не отвечает интересам несовершеннолетнего, а так же требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
2.9. Гражданин имеет право повторно обратиться в Агентство по месту своего жительства после устранения оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктами 2.7 и 2.8 настоящего Административного регламента.
2.10. Государственная услуга гражданам предоставляется бесплатно.
2.11. Требования к местам предоставления государственной услуги.
2.11.1. Требования к размещению и оформлению помещений Агентства, в которых предоставляется государственная услуга:
при проектировании и строительстве или выборе здания (строения), в котором планируется расположение территориального органа, территориально обособленного структурного подразделения Агентства, должна учитываться пешеходная доступность от остановок общественного транспорта;
прием граждан осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях (присутственных местах);
для удобства граждан присутственные места рекомендуется размещать на нижних этажах зданий (строений);
присутственные места включают места для ожидания, информирования и приема граждан;
у входа в каждое из помещений размещается вывеска с наименованием помещения (зал ожидания, приема документов и т.д.);
наличие доступных мест общего пользования (туалетов).
2.11.2. Требования к местам для ожидания.
Места ожидания должны находиться в холле или ином специально приспособленном помещении.
Для создания комфортных условий ожидания на столах (стойках) для письма могут размещаться газеты, журналы, печатная продукция (брошюры, буклеты) по вопросам предоставления государственной услуги.
2.11.3. Требования к оформлению входа в здание.
Центральный вход в здание территориального органа, территориально обособленного структурного подразделения Агентства по возможности должен быть оборудован пандусом, удобным для въезда в здание колясок с детьми и инвалидных кресел-колясок, а так же вывеской, содержащей следующую информацию:
наименование территориального органа, территориально обособленного структурного подразделения Агентства;
место нахождения;
режим работы;
телефонный номер для справок.
2.11.4. Требования к местам приема граждан.
В территориальных органах, территориально обособленных структурных подразделениях Агентства выделяются помещения для приема граждан.
При нахождении двух специалистов, осуществляющих прием документов от граждан в одном помещении, рабочее место каждого специалиста по возможности должно быть отделено перегородками.
Кабинеты приема заявителей должны быть оборудованы вывесками с указанием:
номера кабинета;
фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего прием граждан;
времени перерыва на обед.
Рабочее место специалиста должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим и сканирующим устройствами.
Специалисты, осуществляющие прием документов от граждан, обеспечиваются личными и (или) настольными идентификационными карточками.
Места для приема граждан оборудуются стульями и столами для оформления документов.
2.11.5. Требования к местам информирования заявителей и заполнения необходимых документов.
Предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами места информирования располагаются в непосредственной близости от сектора ожидания в очереди и оборудуются:
визуальной, текстовой информацией, размещаемой на информационных стендах;
стульями и столами (стойками) для оформления документов.
Информационные стенды, столы (стойки) размещаются в местах, обеспечивающих свободный доступ к ним.
Сектор для информирования граждан может быть оборудован световыми информационными табло, компьютером со справочно-информационными системами. Компьютер, предназначенный для пользования заявителями, не должен быть подключен к локальной сети Агентства.
Места для оформления документов оборудуются стульями, столами (стойками) и обеспечиваются образцами заполнения документов, бланками заявлений и письменными принадлежностями.
2.12. Показатели доступности и качества государственной услуги.
Наименование показателя |
Единица измерения |
Плановое значение показателя |
Показатели доступности | ||
Наличие возможности получения государственной услуги в электронном виде (в соответствии с этапами перевода государственных услуг на предоставление в электронном виде) |
да/нет |
да |
Показатели качества | ||
Удельный вес рассмотренных в установленный срок заявлений на предоставление государственной услуги в общем количестве заявлений на предоставление государственной услуги |
% |
100 |
Удельный вес количества обоснованных жалоб в общем количестве заявлений на предоставление государственной услуги |
% |
100 |
3. Административные процедуры (состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме)
3.1. Блок-схема последовательности административных процедур при предоставлении государственной услуги приводится в Приложении N 12 к настоящему Административному регламенту.
3.2. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные действия (процедуры):
1) прием, обработка и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
2) проведение обследования условий жизни заявителя, желающего принять под опеку (попечительство) несовершеннолетнего гражданина.
3) подготовка и утверждение заключения территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, выданного по месту жительства заявителя, о возможности (невозможности) заявителя быть опекуном (попечителем), являющегося основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем) над несовершеннолетним.
4) принятие решения о назначении (отказе в назначении) опекуна или попечителя в отношении несовершеннолетнего гражданина.
3.3. Прием, обработка и регистрация документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
3.3.1. Основанием для начала предоставления государственной услуги является личное обращение гражданина в территориальный орган или территориально обособленное структурное подразделение Агентства по месту жительства с заявлением и документами, указанными в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента.
3.3.2. При первичном обращении заявителя для предоставления государственной услуги специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, разъясняет заявителю нормы Федерального закона "О персональных данных" и предлагает заполнить заявление о согласии на обработку его персональных данных, согласно Приложению N 13 к настоящему Административному регламенту.
3.3.3. Специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, проверяет наличие необходимых реквизитов и подписей, правильность составления документов, непротиворечивость содержащихся в них сведений и полноту представленного заявителем комплекта документов.
Специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, изучает каждый представленный документ по отдельности, а затем сравнивает сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах.
При наличии сомнений в подлинности документов, выявлении ошибок, несоответствий в сведениях, содержащихся в документах, либо при неполноте комплекта документов, специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, сообщает об этом заявителю непосредственно на приеме, а также составляет памятку, в которую вносит следующую информацию:
о документах, которые заявителю необходимо предоставить взамен содержащих ошибки;
о перечне недостающих документов.
Специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, разъясняет гражданину правовые последствия удовлетворения заявления, а также основания для отказа.
Максимальная длительность выполнения административных действий составляет 20 минут.
3.3.4. Если в результате выполнения действий, указанных в пункте 3.3.3, была внесена хотя бы одна запись в памятку недостающих документов, специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, возвращает заявителю все представленные документы и передает ему заполненную памятку. Прием заявителя завершается.
3.3.5. При предоставлении соответствующих предъявляемым требованиям документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, выполняет копирование подлинников документов, представленных заявителем. Не выполняется копирование документов, которые предназначены для однократного предъявления. Полученные копии документов заверяются штампом "Копия верна" и подписью специалиста территориального органа и (или) структурного подразделения Агентства, ответственного за прием документов, с расшифровкой подписи и указанием даты.
Специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, возвращает заявителю подлинники документов, с которых была снята копия.
Максимальная длительность выполнения действия составляет 15 минут.
3.3.6. Специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, проверяет заполненное заявление. При представлении заявителем заявления, заполненного с ошибками, специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, предлагает заявителю устранить ошибки, заполнив заявление повторно в течение приема.
Максимальная длительность выполнения действия составляет 10 минут.
3.3.7. Специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, регистрирует заявление в журнале регистрации и контроля выполнения обращений заявителей, который ведется в территориальных органах и территориально обособленных структурных подразделениях Агентства на бумажном носителе.
Максимальная длительность выполнения действия составляет 15 минут.
3.3.8. Специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за прием документов, выдает заявителю расписку о приеме документов (согласно Приложению N 9 к настоящему Административному регламенту) и информирует заявителя о сроках принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги.
Максимальная длительность выполнения действия составляет 10 минут.
3.3.9. Результатом административной процедуры приема, обработки и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги является:
выдача заявителю расписки о приеме документов для предоставления государственной услуги, возврат заявителю подлинников документов, с которых была снята копия, и направление документов заявителя специалисту территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственному за экспертизу документов;
возврат заявителю представленных документов и выдача ему памятки, содержащей список недостающих документов.
3.4. Проведение обследования условий жизни заявителя, желающего принять под опеку (попечительство) несовершеннолетнего гражданина.
3.4.1. Основанием для проведения обследования условий жизни заявителя является его заявление о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители) в отношении несовершеннолетнего гражданина. Результаты обследования и основанный на них вывод, в ходе которого определяется отсутствие установленных Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению заявителя опекуном (попечителем), отражаются в акте обследования условий жизни заявителя (далее - акт обследования), в соответствии с Приложением N 14 к настоящему Административному регламенту).
3.4.2. Обследование условий жизни заявителя проводит специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства в течение 7 календарных дней со дня регистрации заявления гражданина.
3.4.3. Акт обследования оформляется в течение 3 календарных дней со дня проведения обследования условий жизни заявителя, выразившего желание стать опекуном (попечителем), подписывается специалистом территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, проводившим обследование условий жизни заявителя, утверждается уполномоченным Агентством должностным лицом территориального органа или территориально обособленного территориально обособленного структурного подразделения Агентства и заверяется печатью.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "территориально обособленного" повторяются дважды
Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых вручается (направляется) заявителю, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 календарных дней со дня утверждения акта, второй экземпляр хранится в территориальном органе или территориально обособленного# структурном подразделении Агентства.
3.5. Подготовка и утверждение заключения территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, выданного по месту жительства заявителя, о возможности (невозможности) заявителя быть опекуном (попечителем), являющегося основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем) в отношении несовершеннолетнего гражданина.
3.5.1. Основанием для начала выполнения административной процедуры является наличие акта обследования условий жизни заявителя, утвержденного уполномоченным Агентством должностным лицом территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства.
3.5.2. Специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за подготовку заключения, готовит проект заключения о возможности (невозможности) заявителя быть опекуном (попечителем) в отношении несовершеннолетнего и передает его на экспертизу и утверждение уполномоченному Агентством должностному лицу территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственному за принятие решения, с приложением всех представленных заявителем документов и акта обследования.
Срок подготовки проекта заключения и передачи его на экспертизу - 1 рабочий день.
3.5.3. Уполномоченное Агентством должностное лицо территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства проводит экспертизу представленных документов, проекта заключения о возможности (невозможности) заявителя быть опекуном (попечителем).
После проверки обоснованности заключения о возможности (невозможности) заявителя быть опекуном (попечителем) уполномоченное Агентством должностное лицо территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства подписывает заключение о возможности (невозможности) заявителя быть опекуном (попечителем) и заверяет документ печатью.
Срок выполнения административных действий - 1 рабочий день с момента представления уполномоченному Агентством должностному лицу территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства проекта заключения о возможности (невозможности) заявителя быть опекуном (попечителем) с приложением всех представленных заявителем документов и акта обследования.
3.5.4. Специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за подготовку заключения, на основании утвержденного положительного заключения о возможности заявителя быть опекуном (попечителем), в течение 1 рабочего дня со дня его подписания вносит сведения о гражданине, выразившем желание стать опекуном, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами, в соответствии с Приложением N 19 к Административному регламенту Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдачи предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования и науки N 347 от 12 ноября 2008 года.
3.5.5. Утвержденное заключение о возможности (невозможности) заявителя быть опекуном (попечителем) регистрируется специалистом территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственным за подготовку проекта заключения о возможности (невозможности) заявителя быть опекуном (попечителем), в журнале регистрации и контроля исходящей документации территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства и направляется (вручается) гражданину в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
3.5.6. Результатом административной процедуры является:
выдача заявителю заключения о возможности (невозможности) быть опекуном (попечителем).
3.6. Принятие решения о назначении (отказе в назначении) опекуна или попечителя в отношении несовершеннолетнего гражданина.
3.6.1. Основанием для начала административной процедуры принятия решения о назначении (отказе в назначении) опекуна или попечителя в отношении несовершеннолетнего гражданина является утвержденное заключение о возможности заявителя быть опекуном (попечителем) в отношении несовершеннолетнего, заявление гражданина, содержащее просьбу передать под его опеку несовершеннолетнего с приложением документов, указанных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, и акт обследования.
3.6.2. Специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственный за подготовку проекта решения о назначении (отказе в назначении) опекуна и попечителя в отношении несовершеннолетнего гражданина, готовит проект решения о назначении опекуна или попечителя в отношении несовершеннолетнего гражданина на основании документов, указанных в пункте 3.6.1. настоящего Административного регламента, в срок - 1 рабочий день с момента утверждения заключения о возможности заявителя быть опекуном (попечителем) в отношении несовершеннолетнего гражданина.
3.6.3. Решение о назначении (отказе в назначении) опекуна или попечителя в отношении несовершеннолетнего гражданина имеет установленную форму:
Распоряжения о назначении опекуна (попечителя) над несовершеннолетним в соответствии с Приложением N 5 к настоящему Административному регламенту, в случае закрепления за несовершеннолетним жилья;
Распоряжения о назначении опекуна (попечителя) над несовершеннолетним в соответствии с Приложением N 6 к настоящему Административному регламенту, в случае отсутствия у несовершеннолетнего жилья;
Распоряжения о назначении опекуна (попечителя) над несовершеннолетним, исполняющего свои обязанности возмездно в соответствии с Приложением N 7 к настоящему Административному регламенту;
3.6.4. В случае, если назначение опеки (попечительства) не отвечает интересам несовершеннолетнего, а так же требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", специалист территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства готовит проект решения об отказе в назначении опекуна (попечителя).
Проект решения об отказе в назначении заявителя опекуном (попечителем) над несовершеннолетним оформляется в соответствии с установленной формой (Приложение N 8 к настоящему Административному регламенту), в срок - 1 рабочий день.
3.6.5. Подготовленный специалистом территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства проект решения о назначении (отказе в назначении) опекуна или попечителя над несовершеннолетним утверждается уполномоченным Агентством должностным лицом территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственным за принятие решения, и заверяется печатью.
Срок выполнения административного действия по утверждению решения о назначении (отказе в назначении) опекуна или попечителя над несовершеннолетним составляет не более 2 рабочих дней со дня представления проекта решения о назначении (отказе в назначении) опекуна или попечителя.
3.6.6. Утвержденное решение о назначении (отказе в назначении) опекуна или попечителя над несовершеннолетним регистрируется специалистом территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства, ответственным за подготовку проекта решения о назначении (отказе в назначении) опекуна или попечителя над несовершеннолетним, в журнале регистрации и контроля выполнения обращений заявителей, который ведется в территориальном органе или территориально обособленном структурном подразделении Агентства на бумажном носителе.
3.6.7. Решение о назначении опекуна или попечителя над несовершеннолетним оформляется в 3-х экземплярах, один из которых хранится в личном деле заявителя, второй экземпляр в личном деле опекаемого в территориальном органе или территориально обособленном структурном подразделении Агентства по месту жительства (нахождения) опекуна или попечителя, третий вручается (направляется) заявителю в течение 3 календарных дней после утверждения соответствующего распоряжения.
3.6.8. Решение об отказе в назначении заявителя опекуном или попечителем над несовершеннолетним оформляется в 2-х экземплярах, один из которых хранится в личном деле заявителя в территориальном органе или территориально обособленном структурном подразделении Агентства, второй экземпляр направляется заявителю не позднее, чем через 3 рабочих дня со дня вынесения решения об отказе в назначении заявителя опекуном (попечителем) над несовершеннолетним.
3.6.9. Административная процедура принятия решения о назначении (отказе в назначении) опекуна или попечителя над несовершеннолетним выполняется в переделах срока, указанного в пункте 2.3. настоящего Административного регламента.
3.6.10. Результатом выполнения административной процедуры является направление заявителю решения территориального органа или территориально обособленного структурного подразделения Агентства о назначении (отказе в назначении) его опекуном или попечителем в отношении несовершеннолетнего гражданина.
4. Формы контроля за исполнением административного регламента
4.1. Специалисты территориального органа или структурного подразделения Агентства, участвующие в предоставлении государственной услуги, несут персональную ответственность за соблюдение порядка и сроков ее исполнения.
Персональная ответственность специалистов территориального органа или структурного подразделения Агентства закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства.
4.2. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, и принятием решений специалистами территориального органа или структурного подразделения Агентства осуществляется должностными лицами Агентства, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.
4.3. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверок соблюдения и исполнения специалистами положений настоящего Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми.
4.4. Периодичность осуществления текущего контроля (не менее 1 раза в год) устанавливается руководителем Агентства (заместителем руководителя).
4.5. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок.
При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги (комплексные проверки), или вопросы, связанные с исполнением той или иной административной процедуры (тематические проверки) в соответствии с планом не реже 1 раза в год. Внеплановая проверка также может проводиться по конкретному обращению гражданина.
4.6. По результатам проведенных проверок при выявлении нарушений прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа опеки и попечительства, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих
5.1. В случае нарушения прав заявителей они вправе обжаловать действия (бездействие) специалиста, уполномоченного должностного лица за принятие решения при предоставлении государственной услуги во внесудебном или судебном порядке.
5.2. Заявители могут обжаловать действия (бездействие) специалистов территориального органа и (или) структурного подразделения Агентства, уполномоченных должностных лиц за принятие решения при предоставлении государственной услуги во внесудебном порядке руководителю Агентства.
Заявители могут обратиться с жалобой в письменной форме лично или направить жалобу руководителю Агентства по почте.
5.3. Запись заявителей на личный прием руководителя осуществляется при личном обращении или при обращении по номерам телефонов, которые размещаются на Интернет-сайте Агентства, а также указаны в приложении N 2 к настоящему Административному регламенту.
5.4. Руководитель и уполномоченные должностные лица, участвующие в предоставлении государственной услуги, проводят личный прием заявителя и рассматривают поступившие в устном порядке жалобы в течение 1 дня. Содержание устной жалобы заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устной жалобе факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на жалобу с согласия гражданина может быть дан устно должностным лицом, проводившим личный прием заявителя, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
5.5. При обращении заявителя с жалобой в письменной форме срок рассмотрения жалобы заявителя не должен превышать 30 календарных дней с момента регистрации жалобы в территориальном органе и (или) структурном подразделении Агентства или в Агентстве.
В исключительных случаях (при проведении проверки), а также в случае направления запроса в иные органы и организации для получения документов, необходимых для рассмотрения жалобы, уполномоченное Агентством должностное лицо территориального органа или структурного подразделения Агентства или руководитель Агентства вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 календарных дней с письменным уведомлением об этом заявителя.
5.6. Жалоба заявителя в виде бумажного или электронного документа должна содержать следующую информацию:
фамилию, имя, отчество заявителя (наименование юридического лица), которым подается жалоба, его место жительства или пребывания;
наименование органа Агентства либо территориального органа или структурного подразделения Агентства, в который направляется жалоба, фамилию, имя и отчество специалиста территориального органа или структурного подразделения Агентства (при наличии информации), фамилию, имя и отчество специалиста Агентства решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
суть обжалуемого решения, действия (бездействия);
причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица, а также иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить;
личную подпись и дату.
Рекомендуемая форма жалобы приведена в Приложении N 15 к настоящему Административному регламенту.
К жалобе могут прилагаться копии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
5.7. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.
Если в указанной жалобе содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, жалоба подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Жалобу, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу специалиста территориального органа или структурного подразделения Агентства, или должностного лица Агентства, а также членов его семьи, уполномоченное Агентством должностное лицо территориального органа или структурного подразделения Агентства, либо руководитель Агентства вправе оставить без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем в течение 7 рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщается гражданину, ее направившему, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное Агентством должностное лицо территориального органа или структурного подразделения Агентства или руководитель (заместитель руководителя) Агентства вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.
Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь обратиться с жалобой в территориальный орган или структурное подразделение Агентства или в Агентство.
5.8. Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) специалистов территориального органа или структурного подразделения Агентства и уполномоченных должностных лиц Агентства, а также принимаемые ими решения при предоставлении государственной услуги в судебном порядке. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.