Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Программа
Республики Коми "Доступная среда" на 2011-2015 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Коми от 21 ноября 2011 г. N 521)
15, 29 июня, 24 августа 2012 г.
Постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2012 г. N 358 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
программы Республики Коми "Доступная среда" на 2011-2015 годы
I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Коми
Программа Республики Коми "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы разработана в соответствии с посланиями Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и от 30 ноября 2010 года, поручениями Президента Российской Федерации от 15 ноября 2009 г. N Пр-3035 и Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2009 г. N ВП-П13-6734 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".
Программа разработана с учетом основных положений Конвенции ООН "О правах инвалидов", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года.
Поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации, повышение уровня жизни, формирование комфортной среды жизнедеятельности были, есть и останутся приоритетными направлениями государственной политики. Это прослеживается и в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. и от 30 ноября 2010 г., в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации от 25 мая 2009 г. и от 29 июня 2010 г.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, приоритетным направлением долгосрочной политики социальной поддержки населения является повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, транспорта. В целях ее реализации утверждены основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. Так, на первом этапе в разряде приоритетных социально-экономических задач на среднесрочную перспективу предстоит осуществить меры по интеграции инвалидов в общественную и трудовую деятельность, обеспечивающие для них доступность объектов социальной инфраструктуры, культуры, транспорта, средств связи и информации.
Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов, является неотъемлемой частью Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.
В марте 2011 года Правительством Российской Федерации в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию принята государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, направленная на комплексное решение наиболее острых проблем инвалидов.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов от общей численности населения. В силу целого ряда экономических, социальных, демографических причин во всем мире наблюдается неуклонный рост числа лиц, ставших инвалидами. В России ежегодно инвалидами признаются около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек - впервые.
На 1 января 2011 года численность лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Коми составила 74,5 тыс. человек, в том числе детей-инвалидов - 3,1 тыс. человек.
В расчете на 10 тыс. человек уровень инвалидности снизился по сравнению с 2008 годом на 0,5 процента, а по сравнению с 2005 годом вырос на 6 процентов. По состоянию на 1 января 2011 г. каждый тринадцатый житель республики - инвалид. По данным государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, на конец 2009 года в возрасте от 0 до 17 лет насчитывалось 3,0 тыс. детей-инвалидов, или 1,6 процента детского населения (2007 г. - 3177, 2008 г. - 3114). Общее число детей-инвалидов по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 3 процента.
Показатель распространенности детской инвалидности в среднем по республике на 2009 год составил 153,5 на 10 тыс. детского населения (2007 г. - 163,3; 2008 г. - 163).
В современных социально-экономических условиях на территории Республики Коми сложилась и развивается комплексная система реабилитации инвалидов, которая в целом обеспечивает потребности в получении ими реабилитационных услуг медицинской, социальной и образовательной направленности.
При этом проблема реабилитации инвалидов, направленной на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов и интеграции их в социальную среду, остается крайне актуальной.
Проблема доступности гарантированных государством услуг для инвалидов и маломобильных групп населения включает в себя 2 основные составляющие - доступность объектов социальной и транспортной инфраструктур, а также доступность услуг в достаточном объеме и соответствующего качества.
В настоящее время в республике недостаточно исполняются требования доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов.
Значительная часть ранее введенных в эксплуатацию магазинов, поликлиник, больниц, других объектов социальной сферы, транспортных сооружений улично-дорожной сети не учитывает посещение их гражданами с ограниченными возможностями. Между тем инвалиды в республике используют для передвижения кресла-коляски, костыли, другие специальные средства или постороннюю помощь и лишены возможности беспрепятственно пользоваться этими объектами в силу различных заболеваний опорно-двигательной системы или травм нижних конечностей. Кроме того, следует учитывать интересы инвалидов с дефектами слуха и зрения, престарелых граждан, значительная часть которых имеет заболевания опорно-двигательного аппарата и испытывает затруднения при пользовании перечисленными объектами. Учитывая, что граждане пожилого возраста и инвалиды составляют более 7,7 процента населения Республики Коми, вопрос обеспечения им беспрепятственного доступа к социально значимым объектам имеет первоочередное значение.
Нерешенность проблемы доступа инвалидов и маломобильных групп населения к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий:
1) дестимуляцию трудовой, социальной и гражданской активности инвалидов, негативно отражающуюся на занятости, образовательном и культурном уровнях инвалидов, уровне и качестве их жизни;
2) вынужденную самоизоляцию инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
3) негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
4) дискомфорт, ограничение жизнедеятельности иных маломобильных групп населения - лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детьми в колясках, детей дошкольного возраста.
Поэтому обеспечение доступности среды для инвалидов и маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических проблем, необходимость решения которой вытекает как из требований национального законодательства, так и из международных обязательств Российской Федерации.
Мероприятия Программы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации избирательных прав, для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество. Проблема обеспечения доступа к учреждениям - актуальная проблема, касающаяся всех ведомств социальной сферы. С целью создания в государственных учреждениях социальной сферы безбарьерной среды в рамках Программы планируются подготовка и проведение паспортизации, классификации этих объектов на основе разработанной системы критериев с целью их последующей модернизации (дооборудования) и обеспечения доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в целях соблюдения основных принципов законодательства и полномочий Республики Коми в области градостроительной деятельности согласно статьям 2 и 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации приказом от 29 января 2008 г. N 07-ОД утверждены Региональные нормативы градостроительного проектирования для Республики Коми, согласно которым субъекты градостроительной деятельности при организации застройки средовых районов обязаны соблюдать требования СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", учитываемые в проектах планировки территорий и градостроительных планах земельных участков.
Контроль за соблюдением нормативных требований с учетом потребностей инвалидов в проектах на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства социальной инфраструктуры, попадающих согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, обеспечивается автономным учреждением Республики Коми "Управление государственной экспертизы Республики Коми" при государственной экспертизе проектов.
Необходимо констатировать, что не во всех учреждениях социальной сферы созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов.
По состоянию на 1 марта 2011 г. в системе социальной защиты населения действуют 78 учреждений стационарного и нестационарного типа. Из 78 учреждений социальной защиты населения, подведомственных Агентству Республики Коми по социальному развитию, создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов обеспечено в 39 учреждениях, в том числе во всех учреждениях социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием престарелых граждан и инвалидов, расположенных на территории Республики Коми (психоневрологические интернаты, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей - 25 учреждений).
По результатам выборочного обследования, проведенного по государственным учреждениям здравоохранения Республики Коми, установлено, что здания и сооружения не в полной мере соответствуют требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа для инвалидов. Сохраняется недостаточное оснащение государственных учреждений здравоохранения приспособлениями для обеспечения доступности зданий для инвалидов: пандусами, поручнями и другими приспособлениями.
Так, из 64 объектов, в которых расположены государственные учреждения здравоохранения, в полной мере оборудованы специальными приспособлениями для доступа к ним инвалидов 34 здания, что составляет 53 процента; 27 зданий являются условно доступными, что составляет 42 процента; 3 здания являются недоступными для посещения инвалидами. Ряд учреждений здравоохранения располагаются в приспособленных зданиях, построенных в 50-60-е годы прошлого века, и их состояние не позволяет проводить реконструктивные работы для обустройства специальных приспособлений для инвалидов.
Муниципальные учреждения здравоохранения также не в полной мере обустроены поручнями, пандусами и другими приспособлениями, обеспечивающими доступность для инвалидов услуг в сфере здравоохранения. В ряде муниципальных образований Республики Коми приняты муниципальные программы, включающие мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в том числе учреждениям здравоохранения, однако они не могут решить в полной мере проблемы обустройства объектов специальными приспособлениями. Следует отметить, что во многих зданиях специальные приспособления для доступа к ним инвалидов не соответствуют требованиям нормативных документов либо нуждаются в замене по причине износа.
Министерство образования Республики Коми проводит ежегодный мониторинг по вопросу создания условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов к образовательной среде.
По данным на начало 2010-2011 учебного года только в 12 образовательных учреждениях пяти муниципальных образований созданы частичные условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов к образовательной среде.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в республике создаются условия для пребывания детей-инвалидов дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях различного вида.
По данным муниципальных управлений образования Республики Коми, в 2010-2011 учебном году в дошкольных образовательных учреждениях воспитывалось 363 ребенка-инвалида.
Наиболее благоприятные условия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья создаются в муниципальных образованиях городских округов "Сыктывкар", "Ухта", "Воркута", "Инта", "Усинск", муниципальных районах "Печора", "Сосногорск", "Усть-Вымский".
Кроме того, в 10 государственных образовательных учреждениях профессионального образования осуществляется обучение 504 человек по программам начального профессионального образования в специальных (коррекционных) группах для умственно отсталых детей.
У людей с ограниченными возможностями существует нереализованная потребность в социальной интеграции. Именно поэтому в осуществлении данной потребности велико значение культурно-досуговых учреждений, осуществляющих социальные и социокультурные функции.
Создание благоприятных условий для социокультурной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество в сочетании с организацией информационно-досуговой деятельности - это реальный путь адаптации людей с ограниченными возможностями ко многим процессам в отдельных сферах жизни. Работа с такой категорией населения регулярно проводится всеми учреждениями культуры и искусства Республики Коми.
В государственных учреждениях культуры и искусства республики приказами установлены льготы при посещении платных мероприятий (от 50% до 100%) для лиц, указанных в статье 1 Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 г. N 31-РЗ "О льготах, предоставляемых отдельным категориям граждан при посещении государственных учреждений культуры Республики Коми", в театрально-зрелищных и концертных учреждениях выделены по 2 ряда мест в зрительных залах для данных категорий граждан, в том числе инвалидов.
Библиотеки как учреждения, выполняющие социальную функцию, занимают свою нишу в процессе вовлечения людей с ограниченными возможностями в активную жизнь общества.
Центры социокультурной реабилитации инвалидов по зрению при муниципальных библиотеках в г. Воркута и г. Ухта оснащены специальными техническими средствами и адаптивными программами для самостоятельной работы незрячих пользователей на компьютере.
В рамках Программы назрела необходимость создания сети подобных центров на базе муниципальных библиотек городов: Печоры, Усинска, Инты и Сосногорска - всего 4 центра, оснащенных персональным компьютером, лицензионной программой синтеза речи, брайлевским принтером и дисплеем (брайлевской строкой). Кроме того, необходимо модернизировать существующие тифлоцентры "МИР" в городах Воркуте и Ухте брайлевским принтером и дисплеем (брайлевской строкой).
Деятельность государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Национальная библиотека Республики Коми" направлена на обеспечение права граждан на библиотечное обслуживание, равный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям всем категориям граждан.
Для обеспечения доступности, повышения оперативности и эффективности предоставления услуг для инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения в государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Национальная библиотека Республики Коми" необходим комплекс мероприятий по реконструкции внутренних площадей и помещений. Требуется установить подъемник для колясочников, пандусы для попадания через лестничные марши на другие этажи библиотеки, поручни для передвижения слепых и слабовидящих, специализированные служебные помещения.
Здание, в котором находится государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Национальная библиотека Республики Коми", является памятником архитектуры, поэтому перепланировки и преобразования внутренних помещений требуют согласований и финансовых вложений с разработкой проектно-сметной документации.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Национальная галерея Республики Коми" - единственный в республике художественный музей, обладающий уникальным собранием изобразительного искусства. При этом на сегодняшний день галерея остается почти недоступной для инвалидов-колясочников (особенно в зимний период).
По состоянию на 1 мая 2011 года в ведении Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту находится 13 государственных учреждений. На их балансе содержатся 28 объектов (здания, сооружения), на которых необходимо обеспечить условия доступности для лиц с ограниченными возможностями. Из 28 объектов на 18 обеспечены минимальные условия доступности для инвалидов путем оборудования входов в здания лестницами с поручнями и пандусами, а также расширением дверных проемов. На 10 объектах условия доступности для лиц с ограниченными возможностями отсутствуют.
В системе занятости населения из 20 подведомственных учреждений 12 оснащены пандусами; 3 являются условно доступными (возможно установление пандусов); 5 являются недоступными в связи с их расположением на верхних этажах зданий. Однако оказание государственных услуг всеми центрами занятости населения возможно посредством использования выездных форм (мобильные ЦЗН, ноутбуки). До 2015 года 3 объекта планируется оснастить пандусами (г. Печора, г. Сосногорск, Ижемский район).
Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям подведомственны 16 автономных учреждений Республики Коми, из них 15 осуществляют публикацию в периодических печатных изданиях материалов, направленных на освещение реализации в Республике Коми социально значимых проектов; 1 - размещение на информационной ленте "Коми-информ" материалов, направленных на освещение реализации в Республике Коми социально значимых проектов.
Все автономные учреждения Республики Коми, подведомственные Агентству Республики Коми по печати и массовым коммуникациям, располагаются в помещениях, не приспособленных для инвалидов (помещения являются либо республиканской собственностью, либо арендуются учреждением). На сегодняшний день указанные помещения не обеспечены беспрепятственным доступом для инвалидов и маломобильных групп населения, так как в них отсутствуют пандусы, проемы входных дверей уже размеров колясок для инвалидов и т.д.
Сложившаяся на сегодня инфраструктура городов и населенных пунктов Республики Коми не приспособлена для жизнедеятельности инвалидов, ограничивает их возможности передвижения и препятствует их активному участию во всех сферах жизни общества. Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, является не приспособленным для инвалидов. Наибольшие проблемы при этом возникают у инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Одной из основных проблем, с которыми встречаются инвалиды, имеющие работу, является недоступность транспорта.
Для обеспечения беспрепятственного пользования инвалидами пассажирским автотранспортом ОАО "Комиавтотранс" в 2009 - 2010 гг. приобретены низкопольные автобусы ЛиАЗ-5393 - 1 единица, ПАЗ-3237 - 2 единицы, приспособленные для перевозки инвалидов-колясочников и осуществляющие перевозку пассажиров по маршруту N 54 г. Сыктывкара. ООО "Гермес" приобрело микроавтобусы ГАЗ-3221 - 2 единицы, приспособленные для перевозки инвалидов-колясочников. Разработан социальный автобусный маршрут N 55, обеспечивающий подвоз инвалидов к наиболее значимым объектам социальной сферы. В рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" в 2011 году ООО "Альфа-Транс" и ООО "Сыктывкар-Транзит" приобрели 2 автобуса, приспособленных для перевозки инвалидов-колясочников.
На сегодняшний день ни одна остановка общественного транспорта в г. Сыктывкаре не приспособлена для беспрепятственного доступа инвалидов. Подобная ситуация сложилась и в целом по республике. Эти вопросы не могут быть решены без участия органов местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности.
Транспортные услуги службы "Социальное такси" востребованы среди лиц, имеющих инвалидность, и других маломобильных групп населения, особенно в сельской местности.
В аэропортах государственного унитарного предприятия Республики Коми "Комиавиатранс" созданы условия для беспрепятственного пользования услугами воздушного транспорта пассажирам-инвалидам, людям с ограниченными возможностями:
1) в аэропорту "Сыктывкар": крыльцо аэровокзала и зоны спецконтроля оборудованы пандусами и поручнями, в зале ожидания предусмотрены места для инвалидов, имеются специально оборудованные туалетные комнаты, на первом этаже аэровокзала расположен буфет; предусмотрена реконструкция фасадов аэровокзального комплекса в 2011 году, включая ремонт входных групп, крылец и устройств пандусов в соответствии с нормативами;
2) в аэропорту "Ухта": отдельный вход в аэровокзал, оборудованный пандусом и поручнями, дверями с доводчиками, в зале ожидания предусмотрены места для инвалидов, на первом этаже аэровокзала располагается буфет;
3) в аэропорту "Печора": вход в здание аэровокзала и выход на перрон для посадки в воздушное судно оборудованы пандусами и поручнями, в зале ожидания предусмотрены места для инвалидов;
4) в аэропортах "Усинск", "Усть-Цильма": в залах ожидания предусмотрены места для инвалидов, отработана доставка инвалидов к (от) воздушному судну автотранспортом "Скорая помощь";
5) в аэропорту "Воркута": в зале ожидания предусмотрены места для инвалидов, на первом этаже имеются специально оборудованные туалетные комнаты, со стороны привокзальной площади установлена кнопка вызова, помощь в проезде инвалидам-колясочникам до стойки регистрации оказывает контролер КПП.
В 2010 году разработан проект и в стадии завершения капитальный ремонт здания аэровокзала города Воркуты, выполненный с учетом требований доступа маломобильных групп населения к услугам аэровокзала, а именно:
а) приобретен гусеничный подъемник Т-09 "Робби" производства ООО "Роллифт" для подъема маломобильных групп населения и инвалидов по лестнице входного крыльца;
б) расширен дверной проем на входе в аэровокзал, приобретены и устанавливаются двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд.
Обслуживание данной категории пассажиров в аэропортах производится вне очереди, доставка и посадка на борт осуществляются до посадки остальных пассажиров, оказывается необходимая помощь при посадке на борт самолетов. Для организации встречи пассажиров в аэропорты пути следования пассажира направляются радиограммы. При получении информации о прибытии пассажиров с ограниченными возможностями назначаются ответственные лица, организующие встречу данной категории пассажиров.
В настоящее время в приписном парке вагонного участка "Сыктывкар" имеются два вагона, оборудованных специальными подъемниками для перевозки инвалидов-колясочников. В каждом из этих вагонов для перевозки инвалида-колясочника и лица, сопровождающего его, предназначено одно купе, имеющее два места для отдыха (нижняя и верхняя полки), расширенные проемы входных дверей купе и туалета, имеется услуга вызова проводника, видео- и речевая информация о текущем времени и о занятости туалета. Один из указанных вагонов задействован в фирменном поезде N 23/24 "Москва - Сыктывкар". Второй вагон в настоящее время проходит аттестацию.
Для приведения вокзалов к существующим требованиям в 2011 году начато проектирование строительства нового здания вокзала "Княжпогост", корректируется проект строительства нового здания вокзала "Сосногорск", прорабатывается вопрос организации туалетов в здании вокзала "Воркута". В адрес дирекции железнодорожных вокзалов в 2010 году направлены мероприятия для выделения денежных средств на устройство пандусов, оборудование кассовых окон для инвалидов с переговорными устройствами, поставку специального оборудования по вокзалам, расположенным на территории Республики Коми.
Транспортная коммуникация городов и районов республики в значительной степени не приспособлена для передвижения инвалидов и других маломобильных жителей. Переходная часть улиц в большинстве случаев не обеспечивает передвижение инвалидов в креслах-колясках, создает дополнительные трудности для женщин с детьми в колясках. Отсутствует транспорт общего пользования, оснащенный специальными подъемными устройствами для перевозки инвалидов.
Обеспечение индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности предусматривает, прежде всего, создание доступности транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе путем модернизации подвижного состава пассажирского транспорта, приспособленного для инвалидов.
Таким образом, доступность объектов социальной инфраструктуры на момент начала реализации Программы представлена следующим образом:
Наименование учреждений |
Общее количество |
Из них: |
|||||
доступные (шт.) |
условно доступные (шт.) |
недоступные (шт.) |
|||||
количество |
проценты |
количество |
проценты |
количество |
проценты |
||
Учреждения социальной защиты |
78 |
39 |
50,0 |
25 |
32,1 |
14 |
17,9 |
Учреждения здравоохранения |
64 |
34 |
53,1 |
27 |
42,2 |
3 |
4,7 |
Учреждения образования |
996 |
5 |
0,5 |
7 |
0,7 |
984 |
98,8 |
Учреждения культуры |
24 |
4 |
16,7 |
12 |
50,0 |
8 |
33,3 |
Учреждения спорта и физической культуры |
28 |
0 |
0 |
18 |
64,3 |
10 |
35,7 |
Учреждения занятости |
20 |
12 |
60,0 |
3 |
15,0 |
5 |
25,0 |
Учреждения средств массовой информации |
16 |
0 |
0 |
0 |
0 |
16 |
100,0 |
Итого |
1226 |
94 |
7,7 |
92 |
7,5 |
1040 |
84,8 |
Решение проблемы ограниченного доступа инвалидов к получению услуг в учреждениях путем реконструкции входов в здания, оборудования их пандусами, поручнями, создания специальных санитарных комнат позволит адаптировать объекты социальной инфраструктуры к потребностям инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечить доступность инвалидов к получению медицинских и социальных услуг, информации и связи, будет способствовать формированию позитивного общественного мнения по отношению к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Решение задачи по обеспечению доступности учреждений социальной сферы неразрывно связано с решением задачи по повышению качества и обеспечению доступности предоставляемых этими учреждениями услуг для инвалидов и маломобильных групп населения. На решение этой задачи направлены мероприятия по оснащению учреждений социальной сферы современным реабилитационным, медицинским оборудованием, компьютерной техникой, что позволит внедрить инновационные технологии реабилитации инвалидов.
В республике действуют учреждения, оказывающие помощь семье и детям, реабилитационные учреждения для инвалидов, учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Появились новые формы работы, связанные не только с оказанием социально-бытовых и специализированных медицинских услуг на дому. В муниципальных образованиях городских округов и муниципальных районов разрабатываются свои востребованные формы социального обслуживания. Стратегия развития услуг в области социального обслуживания - это предупреждение с их помощью различных социальных рисков, использование услуг как фактора системы социальной безопасности уязвимых групп населения.
Предоставление государственных и социальных услуг должно быть доступно для всех категорий граждан, проживающих как в городской, так и в сельской местности. В настоящее время отдельные виды услуг доступны далеко не всем гражданам. Об этом свидетельствует наличие устойчивой очередности на получение услуг на дому и на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.
Создание необходимых условий для повышения доступности государственных и социальных услуг требует не простого расширения сети учреждений социального обслуживания населения, а развития инфраструктуры системы социальной защиты населения с учетом конкурентной среды, позволяющей сохранять качество и приемлемый уровень цен на предоставляемые услуги. При этом необходимым условием должен быть выбор населением дополнительных социальных услуг за соответствующую плату.
В целях обеспечения доступности услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы, необходимо обеспечить доступность инвалидов различных категорий к информации об оказываемых этими учреждениями услугах, об условиях получения этих услуг. Одной из важных проблем для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к социальным услугам, предоставляемым учреждениями социального обслуживания, является создание условий для доступа инвалидов различных категорий к информации, в том числе к информации об оказываемых социальных услугах, о проводимых реабилитационных мероприятиях. Для обеспечения доступа инвалидов к информации в Программе предусматривается оборудование подведомственных учреждений Агентства Республики Коми по социальному развитию, осуществляющих предоставление мер социальной поддержки, информационно-справочными пунктами, доступными для инвалидов различных категорий, в том числе для инвалидов с нарушением функций слуха и зрения.
Одним из факторов, влияющих на повышение качества предоставляемых учреждениями социальной сферы услуг, является повышение квалификации специалистов, осуществляющих работу с инвалидами, поэтому в Программе намечены мероприятия по информационно-методической и кадровой работе, в том числе проведение семинаров, научно-практических конференций, тренингов по проблемам инвалидов, по внедрению инновационных технологий реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, издание информационно-методической литературы по вопросам реабилитации инвалидов.
Остается острой проблема получения образования детьми-инвалидами. До настоящего времени в республике не созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательные учреждения. В целях решения указанной проблемы требуется реконструкция входов в здания общеобразовательных учреждений, строительство пандусов с ограждениями, установка поручней.
В 2011 году на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар", муниципального образования муниципального района "Сосногорск", муниципального образования муниципального района "Усть-Куломский", муниципального образования муниципального района "Усть-Вымский", муниципального образования муниципального района "Удорский" планируется создание базовых школ, где будут созданы необходимые условия для беспрепятственного доступа к образовательной среде маломобильных детей-инвалидов.
Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Начиная с 2009 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы реализуется мероприятие "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", которое предусматривает создание в Республике Коми условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. В этих целях на базе государственного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения "Республиканский центр образования" создано структурное подразделение "Центр дистанционного обучения детей-инвалидов", основными задачами которого являются:
1) создание адаптивной модели образования, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их психофизическими возможностями;
2) создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества, расширению возможностей их последующей занятости;
3) оказание поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Однако отсутствует универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии.
Служба занятости населения республики осуществляет содействие в трудоустройстве гражданам, имеющим инвалидность, в соответствии с Законом Российской Федерации N 1032-I от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации".
Численность безработных инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости населения, по состоянию на 1 июля 2011 года составила 730 человек (на 1 января 2010 года составляла 1003 человека, на 1 января 2009 года - 812 человек). За 6 месяцев 2011 года обратились за содействием в поиске подходящей работы 980 граждан из числа инвалидов (за 9 месяцев 2010 года - 1,6 тысячи, за 9 месяцев 2009 года - 1,8 тысячи человек). В общей численности обратившихся в первом полугодии 2011 года женщины составили 50,4 процента. Трудоустроено 396 граждан, имеющих инвалидность, в том числе 148 женщин (за 10 месяцев 2010 года - 641, за 9 месяцев 2009 года - 675 граждан указанной категории).
Численность безработных граждан из числа инвалидов, зарегистрированных в центрах занятости населения республики, по состоянию на 1 июля 2011 года составила 804 человека (на 1 октября 2010 года составила 762 человека, на начало октября 2009 года - 835 человек).
Доступность государственных и социальных услуг повышается посредством применения информационно-коммуникационных технологий в системе социальной защиты населения: удаленный доступ к получению услуг - общепризнанный способ повышения их качества и доступности. Повышение информированности населения о деятельности учреждений, об их возможностях дают значительный эффект в направлении повышения доступности при минимуме затрат.
Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, сурдопереводческими услугами, создание диспетчерской службы видео- и телефонной связи.
По состоянию на 1 января 2011 года в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми состоят на учете 63 262 инвалида, что составляет 7 процентов от всего населения Республики Коми. По данным временной оперативной отчетности, за 2010 год были охвачены диспансерным наблюдением 47 853 инвалида (69 процентов от всех инвалидов, состоящих на учете в государственных учреждениях здравоохранения); в амбулаторно-поликлинических учреждениях обслужены 54 290 человек (85,8 процента); количество посещений к врачам амбулаторно-поликлинических учреждений составило 472 300; в круглосуточных стационарах пролечены 26 867 человек (42 процента); санаторно-курортным лечением обеспечены 2 435 человек (4 процента), в том числе по линии Министерства здравоохранения Республики Коми - 143 человека.
В структуре пролеченных больных в большинстве государственных учреждений здравоохранения Республики Коми лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе маломобильные, составляют значительную часть.
В рамках Программы модернизации здравоохранения Республики Коми на 2011 - 2012 годы планируется модернизация компьютерного парка 67 учреждений здравоохранения, приобретение и внедрение современной медицинской информационной системы, позволяющей вести медицинские карты пациентов в электронном виде, создание единой системы записи на прием к врачу, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Данный комплекс мероприятий обеспечит доступность услуг здравоохранения и повышение информированности населения в вопросах услуг, оказываемых медицинскими учреждениями. Кроме того, при ведении медицинских карт пациентов в электронном виде становится возможным организация межведомственного информационного взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы с использованием электронного документооборота.
Для повышения доступности медицинской помощи лицам с ограниченными возможностями и развития реабилитационной помощи необходимо оснащение лечебно-профилактических учреждений реабилитационным оборудованием, средствами малой механизации и специализированной мебелью для инвалидов.
В целях повышения качества и доступности медицинской помощи для лиц с ограниченными возможностями, включая обеспечение для них доступности учреждений здравоохранения, необходимо решить следующие задачи:
1) оборудование лечебно-профилактических учреждений пандусами, поручнями, установка специальных санузлов, оснащение подъемно-транспортным устройством для инвалидов;
2) оснащение государственных учреждений здравоохранения Республики Коми специальным оборудованием для облегчения проведения медицинских мероприятий инвалидам;
3) дальнейшее оснащение учреждений здравоохранения информационной техникой: серверное оборудование, программное обеспечение для ведения электронных медицинских карт, электронной регистратуры.
Организация для инвалидов доступа к информации и медицинским услугам является мероприятием социальной реабилитации и способствует повышению уровня качества жизни инвалидов, их интеграции в социум.
Для граждан с ограниченными физическими возможностями должны быть созданы условия для обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации избирательных прав.
В целях реализации этого в Республике Коми проводится большая работа, в том числе:
1) реализуется проект "Дорога на избирательный участок", в том числе способствующий созданию безбарьерной среды для избирателей, являющихся инвалидами;
2) проводится комплекс мероприятий по правовому обучению и правовому воспитанию избирателей с ограниченными физическими возможностями;
3) создаются оптимальные условия для реализации гражданами с ограниченными возможностями своих избирательных прав в помещении для голосования и вне помещения для голосования в период подготовки и проведения избирательных кампаний;
4) создается тематическая аудиовизуальная продукция, выпускаются тематические печатные издания с целью информирования о выборах, о политических партиях и кандидатах, о порядке голосования граждан с ограниченными физическими возможностями, а также с целью повышения правовой культуры избирателей с ограниченными физическими возможностями;
5) для слабовидящих избирателей на сайтах Избирательной комиссии Республики Коми создан специальный информационный ресурс;
6) в помещениях для голосования на избирательных участках устанавливается дополнительная мебель в целях обеспечения процесса голосования избирателей пожилого и престарелого возраста, организуется дополнительное освещение;
7) определяются избирательные участки, в помещении для голосования которых необходимо оборудовать специальные кабины для голосования избирателей, испытывающих трудности при передвижении и использующих инвалидные коляски;
8) определяются избирательные участки, в помещении для голосования которых необходимо разместить материалы, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля;
9) на избирательных участках в день голосования организуется дежурство социальных работников;
10) в день голосования гражданам, имеющим нарушения органов зрения, предоставляются лупы, которые в том числе размещаются в кабинах для тайного голосования, специальные трафареты с прорезями для избирательных бюллетеней.
Данная работа в Республике Коми проводится избирательными комиссиями совместно с органами государственной власти Республики Коми, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов.
В сфере обеспечения избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями основополагающими принципами являются комплексность и взаимодействие различных органов, организаций.
Острым для Республики Коми остается вопрос обустройства избирательных участков в целях их доступности для граждан с ограниченными физическими возможностями, дальнейшего совершенствования оборудования для голосования, обеспечения специальным транспортом.
Перспективным видится и ведение единого учета граждан с ограниченными физическими возможностями, в котором лица будут подразделяться на отдельные группы, в том числе по категории ограничений (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, маломобильные и другие), систематичное обновление этих данных.
Необходимо наладить работу по обеспечению специализированным транспортом для доставки избирателей с ограниченными физическими возможностями к месту голосования и обратно.
Важным является вопрос доступности и эффективности предоставления информационных услуг в период проведения избирательных кампаний. Актуальным является сопровождением# субтитрованием и/или бегущей текстовой строкой новостных и тематических передач, рассказывающих о ходе подготовки и проведения выборов, об особенностях избирательного процесса, о новеллах избирательного законодательства, а также агитационные выступления кандидатов, политических партий.
Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации избирательных прав является важной составляющей государственной политики, развития гражданского общества и способствует повышению гражданской активности и ответственности населения.
У людей с ограниченными возможностями существует нереализованная потребность в социальной интеграции. Именно поэтому в осуществлении данной потребности велико значение культурно-досуговых учреждений, осуществляющих социальные и социокультурные функции.
Создание благоприятных условий для социокультурной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество в сочетании с организацией информационно-досуговой деятельности - это реальный путь адаптации людей с ограниченными возможностями ко многим процессам в отдельных сферах жизни.
По данным Коми регионального отделения Всероссийского общества слепых, на 1 мая 2011 года в обществе состоит 891 инвалид по зрению, около 1400 человек имеют серьезные проблемы со зрением в Республике Коми, из них 450 - дети с инвалидностью по зрению. Многие дети имеют дополнительные заболевания, поэтому не могут быть направлены в специальные школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей. Им приходится обучаться по индивидуальным программам.
Для слепых и слабовидящих детей умение читать по Брайлю является ключом к успешной адаптации и интеграции в общество, поэтому необходимо на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Специальная библиотека для слепых республики Коми им.Луи Брайля" создание центра, популяризирующего систему чтения и письма по Брайлю, раскрывающего уникальный фонд брайлевской литературы. В центре будут работать кружок по подготовке детей к восприятию Брайля и школа обучения чтению и письму по Брайлю.
Сегодня в Республике Коми отсутствует литература коми писателей, изданная по Брайлю и озвученная в формате "говорящая" книга для незрячих. Проблему можно решить используя современные компьютерные технологии: брайлевский принтер и цифровую звукозаписывающую студию. В рамках деятельности центра будет налажено издание коми литературы. Создание единственного в республике центра и звукозаписывающей студии предоставит возможность обучения незрячих чтению и письму по Брайлю и сделает доступными книги коми писателей, в том числе на коми языке, всем жителям Республики Коми. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются инвалиды по зрению в библиотеках республики, - это отсутствие тифлотехники и литературы специальных форматов. Решением задач по обеспечению свободного и беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к информации является организация интегрированного библиотечного обслуживания.
Центры социокультурной реабилитации инвалидов по зрению при муниципальных библиотеках в г. Воркуте и в г. Ухте оснащены специальными техническими средствами и адаптивными программами для самостоятельной работы незрячих пользователей на компьютере. Для читателей, не владеющих персональным компьютером, организовано обучение. В фонде библиотек появится литература специальных форматов - рельефно-точечным шрифтом, "говорящие" книги, плоскопечатные с укрупненным шрифтом.
В рамках республиканской программы назрела необходимость создания сети подобных центров на базе муниципальных библиотек городов: Печоры, Усинска, Инты и Сосногорска - всего 4 центра, оснащенных персональным компьютером, лицензионной программой синтеза речи, брайлевским принтером и дисплеем (брайлевской строкой). А также необходимо модернизировать существующие тифлоцентры "МИР" в г. Воркуте и г. Ухте брайлевским принтером и дисплеем (брайлевской строкой).
Таким образом, реализация мероприятий Программы позволит повысить качество и доступность социальных услуг для незрячих и слабовидящих пользователей в библиотеках республики.
В настоящее время недостаточным остается уровень обеспеченности спортивными сооружениями для занятий адаптивной физической культурой и спортом среди спортсменов-инвалидов.
Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.
Кроме того, социальной интеграции инвалидов препятствует эмоциональный барьер, что затрудняет социальные контакты инвалида и его окружения.
Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей. В настоящее время назрела необходимость решения данной проблемы программными методами. Настоящая Программа объединяет усилия всех заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми в решении проблем инвалидов, а также определяет направления деятельности по созданию условий для реабилитации граждан с инвалидностью.
В конечном итоге обеспечение доступной для инвалидов среды жизнедеятельности позволит снизить потребность в специальных социальных учреждениях, создаст возможность для восстановления социального статуса инвалидов и условия для их полноценной жизни.
Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Необходимо расширить участие общественных организаций и объединений родителей в создании адаптивной среды для инвалидов. Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально значимые события и различные виды социальной, творческой деятельности. В общественной среде и образовательном пространстве наблюдается недостаточная информированность населения о правах и возможностях инвалидов, не сформировано необходимое толерантное отношение к ним.
Как показывает практика, эффективное решение проблем инвалидов республики и их реабилитация возможны только при активной государственной поддержке в рамках комплексных целевых программ, принимаемых Правительством Республики Коми на определенный период времени.
Формирование доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения требует комплексного подхода, планомерного и поэтапного достижения поставленных целей и задач во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Коми, участвующими в разработке Программы. Необходимость комплексного решения программноцелевым методом проблем, связанных с формированием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, обусловлена рядом причин, в том числе:
1) формированием эффективной комплексной системы государственной поддержки инвалидов как одной из категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включающей в себя создание для них оптимальной среды жизнедеятельности с целью повышения качества предоставляемых им услуг исполнительными органами государственной власти Республики Коми;
2) масштабностью, сложностью и многообразием проблем по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимодействующих по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
3) потребностью в координации усилий исполнительных органов государственной власти различных ведомств.
Применение программно-целевого метода позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем интеграции и социализации инвалидов, а также других маломобильных групп населения и в результате в значительной степени улучшить качество их жизни.
II. Цель и задачи Программы
Цель Программы:
формирование к 2015 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1) обеспечение беспрепятственного доступа для инвалидов и маломобильных групп населения к приоритетным объектам социальной инфраструктуры;
2) обеспечение доступности, повышение оперативности и эффективности предоставления приоритетных услуг для инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации избирательных прав;
3) содействие деятельности общественных организаций инвалидов.
III. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период с 2011 года по 2015 год включительно.
IV. Перечень основных мероприятий Программы
Для достижения поставленной цели Программы необходимо реализовать комплекс мероприятий согласно приложению 1 к Программе.
V. Прогноз конечных результатов Программы. Перечень целевых индикаторов (показателей) Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
1) повысить уровень и качество жизни инвалидов, их конкурентоспособность на рынке труда;
2) определить социально значимые объекты, наиболее посещаемые инвалидами, для последующего создания в них доступной для инвалидов среды;
3) оценить состояние доступности объектов и услуг путем их паспортизации и формирования карт доступности объектов и услуг;
4) повысить эффективность реабилитации инвалидов с использованием технических средств реабилитации;
5) повысить уровень доступности приоритетных объектов и услуг на основе отработанных методик, обеспечив доступность указанных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также сократить реабилитационный маршрут движения инвалида;
6) обеспечить доступность транспортных услуг;
7) обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации избирательных, политических и других прав и свобод;
8) повысить гражданскую активность и ответственность граждан с ограниченными физическими возможностями;
9) повысить социальную активность инвалидов и преодолеть их самоизоляцию при помощи занятий спортом и участия в культурно-массовых мероприятиях;
10) создать комфортную информационную среду для инвалидов;
11) повысить уровень социальной сплоченности и социальной стабильности инвалидов в обществе;
12) сформировать положительное отношение в обществе к инвалидам;
13) снизить уровень вторичной инвалидности.
В результате реализации Программы ожидается:
1) увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития;
2) увеличение численности инвалидов и иных лиц с ограниченными физическими возможностями в мероприятиях, связанных с подготовкой и проведением выборов в период избирательных кампаний по выборам всех уровней, с развитием гражданского общества;
3) увеличение количества субтитрованных телевизионных программ на региональных общедоступных каналах, в том числе посвященных информированию избирателей в период проведения избирательных кампаний по выборам всех уровней;
4) увеличение численности инвалидов и других маломобильных групп населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
5) увеличение численности инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности;
6) увеличение количества рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов.
Таким образом, ожидаемый эффект от реализации Программы носит социальный характер.
Применение программно-целевого метода позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем интеграции и социализации инвалидов, а также других маломобильных групп населения и в результате в значительной степени улучшить качество их жизни.
Оценка ожидаемой социальной эффективности Программы будет определяться на основании достижения плановых значений целевых индикаторов (показателей) Программы, указанных в приложении 2 к Программе.
Факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, и мероприятия по их снижению
N п/п |
Описание рисков |
Меры по управлению рисками |
1 |
2 |
3 |
Макроэкономические и финансовые риски | ||
1. |
Сокращение объема средств республиканского бюджета Республики Коми, направляемых на реализацию мероприятий Программы, высокая инфляция |
Расчет объема финансирования с учетом возможного изменения уровня инфляции |
Организационные риски | ||
2. |
Недостаточное эффективное межведомственное взаимодействие между исполнителями Программы |
Выстраивание межведомственных связей между исполнителями Программы, повышение эффективности механизма межведомственного управления системой социальной поддержки инвалидов и других маломобильных групп населения |
3. |
Недостаточная гибкость и адаптируемость Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти, трудности с координацией работ и особенно зависимость результатов совместных работ от объемов и порядка финансирования |
Для минимизации этих рисков в ходе реализации Программы формируются совместные рабочие группы с участием заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, издаются нормативные правовые акты Правительства Республики Коми |
Постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2012 г. N 358 раздел VI настоящего приложения изложен в новой редакции
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и федерального бюджета составит 504 760,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 37 021,1 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;
2012 год - 204 540,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Коми - 196 968,4 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 7 572,3 тыс. рублей;
2013 год - 136 628,7 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;
2014 год - 116 542,3 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;
2015 год - 10 027,3 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Правила распределения и предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, приведены в приложении 3 к Программе.
Распределение на 2012 год субсидий из республиканского бюджета Республики Коми бюджетам муниципальных районов (городских округов) на проведение мероприятий по формированию в Республике Коми сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, приведено в приложении 4 к Программе.
VII. Методика оценки эффективности Программы
Эффективность реализации Программы оценивается ежегодно на основе целевых индикаторов (показателей), предусмотренных приложением 2 к Программе, исходя из соответствия текущих значений показателей (индикаторов) с их плановыми целевыми значениями.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы по итогам ее исполнения за отчетный период.
Источником информации для оценки эффективности реализации Программы являются соисполнители Программы.
Оценка осуществляется по следующим критериям:
1) степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов (показателей).
Оценка достижения запланированных результатов по каждому расчетному и базовому показателям за отчетный период измеряется на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за отчетный период по следующей формуле:
,
где:
И - оценка достижения запланированных результатов;
Ф - фактически достигнутые значения целевых индикаторов;
П - плановые значения.
Фактические значения целевых индикаторов за отчетный период определяются путем мониторинга, включающего в себя сбор и анализ информации о выполнении показателей.
Степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов и показателей является высокой, если значение И больше или равно 60 процентам;
2) уровень финансирования за отчетный период мероприятий Программы от запланированных объемов.
Оценка уровня финансирования по каждому мероприятию за отчетный период измеряется на основании процентного сопоставления фактического финансирования за отчетный период с объемами, предусмотренными Программой на соответствующий период, по следующей формуле:
,
где:
Фи - оценка уровня финансирования мероприятий;
Фф - фактический уровень финансирования мероприятий;
Фп - объем финансирования мероприятия, предусматриваемый Программой.
Уровень финансирования за отчетный период является высоким, если значение Фи больше или равно 60 процентам;
3) степень выполнения мероприятий Программы.
Степень выполнения мероприятий Программы измеряется на основании процентного сопоставления количества запланированных мероприятий Программы и фактически выполненных по следующей формуле:
,
где:
Ми - степень выполнения мероприятий Программы;
Мф - количество мероприятий Программы, фактически реализованных за отчетный период;
Мп - количество мероприятий Программы, запланированных на отчетный период.
Реализация Программы является эффективной, если значение Ми больше или равно 60 процентам.
VIII. Система управления и контроля
Исполнители Программы:
1) обеспечивают эффективное использование средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию программных мероприятий;
2) ежегодно, до 1 февраля, разрабатывают и утверждают план-график по реализации мероприятий Программы с указанием сроков и ответственных исполнителей;
3) осуществляют ведение мониторинга хода реализации мероприятий Программы;
4) формируют и представляют ответственному исполнителю Программы отчет о ходе реализации Программы в части курируемых направлений по форме, установленной Агентством Республики Коми по социальному развитию, по итогам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 10 февраля года, следующего за отчетным;
5) при возникновении необходимости в корректировке мероприятий Программы представляют в Агентство Республики Коми по социальному развитию предложения о внесении изменений в Программу с указанием положений, требующих изменений, в форме проектов постановлений Правительства Республики Коми с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием расходов, возникающих в результате принятия указанных изменений.
Ответственный исполнитель Программы:
1) осуществляет координацию работ по реализации Программы;
2) на основе представленных исполнителями Программы отчетов о ходе реализации Программы осуществляет мониторинг хода реализации Программы в целом и формирует сводный отчет о выполнении Программы;
3) на основе представленных исполнителями Программы предложений о внесении изменений в Программу подготавливает в установленном порядке проект постановления Правительства Республики Коми о внесении изменений в Программу;
4) осуществляет контроль за ходом реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.