Дело N 33-127
Воркутинский городской суд
Федеральная служба судебных приставов в лице Управления по Республике Коми вправе предъявлять регрессные требования к лицам, виновным во взыскании денежных средств, взысканных за счет казны Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов.
Федеральная служба судебных приставов в лице Управления по Республике Коми обратилась в суд с иском к В. о взыскании в пользу казны Российской Федерации в счет возмещения причиненного в результате незаконных действий судебного пристава-исполнителя ущерба <...> рублей, указав в обоснование иска, что вступившим в законную силу решением суда с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу А. взыскан исполнительский сбор в сумме <...> рублей и убытки в сумме <...> рублей. Судебное решение исполнено Министерством финансов Российской Федерации.
Судом отказано Федеральной службе судебных приставов в принятии искового заявления.
Отказывая в принятии иска, суд, сославшись на положения пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК Российской Федерации, статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что вред, причиненный А. в результате незаконных действий судебного пристава-исполнителя, возмещен на основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, то есть государством. Суд указал, что Министерство финансов Российской Федерации является финансовым органом, который выступает от имени казны Российской Федерации при возмещении причиненного вреда за счет казны Российской Федерации, в связи с чем признал, что Федеральная служба судебных приставов не вправе предъявить регрессные требования к ответчикам.
Вывод суда не основан на законе.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 ГК Российской Федерации).
Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности выступает в суде от имени казны Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета.
Подпунктом 8 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1316, определено, что Федеральная служба судебных приставов России осуществляет функции получателя и распорядителя средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов России, а также на реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с пунктом 7.1.7 Приказа Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 28.06.2010 года N 283 "Об утверждении Положения об организации работы по судебной защите по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов" территориальные органы принимают меры по возврату денежных средств, взысканных за счет казны Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов, в том числе путем предъявления регрессных исков к лицам, виновным во взыскании указанных денежных средств.
Из анализа приведенных положений закона следует, что истец Федеральная служба судебных приставов в лице Управления по Республике Коми вправе предъявлять указанные требования, а отказ в принятии заявления нарушает права и интересы истца.
Судебная коллегия отменила определение суда и направила материал в тот же суд для принятия его к производству.
Дело N 33-131
Сыктывкарский городской суд
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан-инвалидов в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществляется на основании Закона Республики Коми от 06 октября 2006 года N 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, а не единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Прокурор, действуя в интересах А., обратился в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании права истца на получение единовременной денежной выплаты, предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения как лица, относящегося к категориям граждан, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением суда признан незаконным приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию об отказе А. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и исключении его из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Признано право А. на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано предоставить А. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий из средств федерального бюджета в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Республики Коми от 06 октября 2006 года N 69-РЗ.
Судом установлено, что А. является инвалидом второй группы в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, поставлен на учет нуждающихся в получении жилья граждан в 1993 году и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Истец зарегистрирован и проживает по адресу: <...>. Совместно с ним в данном жилом помещении проживают жена (основной наниматель), дочь и сын. Общая площадь квартиры составляет 17,1 кв.м., жилая - 16,1 кв.м. В собственности жены истца находится жилое помещение площадью 12,9 кв.м.
Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию А. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения ввиду утраты оснований для постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на наличие в собственности его супруги жилого помещения.
Признав, что отказ ответчика в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и исключение его из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16, 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нарушает права А., суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления прокурора.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, установлено законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу Закона Республики Коми от 06 октября 2006 года N 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" и Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, установленного Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года N 58 (приложение N 1), для принятия положительного решения по вопросу предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения необходимо два обязательных условия в их совокупности: постановка гражданина на учет до 1 января 2005 года и отнесение его к категориям граждан, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Анализ пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" свидетельствует о том, что основанием для снятия гражданина с учета на получение жилья является улучшение его жилищных условий и обеспеченность жильем в соответствии с нормами закона.
Учитывая, что на каждого из членов семьи истца приходится 7,5 кв.м. общей площади жилых помещений, что не соответствует установленным нормам, правовых оснований для исключения его из очереди на получение жилья не имелось.
Решение суда является законным и обоснованным.
Вместе с тем судом в резолютивной части решения ошибочно указано на возможность получения А. денежной выплаты на строительство жилья.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми от 06 октября 2006 года N 69-РЗ (ред. от 12 февраля 2010 года) "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан:
1) вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. К числу лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты на приобретение жилья относятся вставшие на учет до 1 января 2005 года инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветераны боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий; инвалиды; семьи, имеющие детей-инвалидов. Размер единовременной денежной выплаты определяется исходя из общей площади жилого помещения 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Коми, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
2) относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В соответствии с настоящим Порядком единовременные денежные выплаты на приобретение или строительство жилья предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны; участникам Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членам экипажей судов транспортного флота, интернированным в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Размер единовременной денежной выплаты определяется исходя из общей площади жилого помещения 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Коми, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Таким образом, единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилья и единовременная выплата на приобретение жилья относятся к различным выдам выплат. Размер этих выплат, а также круг их получателей неодинаков.
А. имеет право на обеспечение жильем как инвалид в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан-инвалидов в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" осуществляется на основании Закона Республики Коми от 06 октября 2006 года N 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, а не единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
С учетом изложенного судебная коллегия оставила решение суда без изменения, исключив из резолютивной части фразу "или на строительство".
Дело N 33-158
Эжвинский районный суд. г. Сыктывкара
В соответствии с частью 9 статьи 29 ГПК Российской Федерации иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
Ш. обратился в суд с иском к ООО "Г." о взыскании заработной платы за август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2011 года, оплаты основного отпуска продолжительностью 14 календарных дней, компенсации за дополнительный отпуск в количестве 16 календарных дней, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком, который выплатил заработную плату за август 2011 года не в полном объеме и не выплачивает заработную плату с сентября 2011 года по настоящее время.
Судом возвращено Ш. исковое заявление и разъяснено, что с этим иском он вправе обратиться в соответствующий суд города Гагарина Смоленской области.
Возвращая исковое заявление, суд руководствовался статьей 28, частью 2 статьи 29, пунктом 2 части 1 статьи 135 ГПК Российской Федерации и исходил из того, что обособленное подразделение ООО "Г." в г. Сыктывкаре не является филиалом или представительством ООО "Г.", следовательно, данное дело неподсудно Эжвинскому районному суду г. Сыктывкара и должно рассматриваться по месту нахождения ответчика, а именно в соответствующем суде города Гагарина Смоленской области.
Вместе с тем статья 29 ГПК Российской Федерации предусматривает альтернативную подсудность по выбору истца.
В соответствии с частью 9 указанной нормы иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
В силу части 10 статьи 29 ГПК Российской Федерации выбор между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.
Как следует из искового заявления, спор вытекает из трудовых правоотношений, истец просит рассмотреть иск в Эжвинском районном суде г. Сыктывкара.
По условиям трудового договора, заключенного между ответчиком и Ш., работодатель обязуется предоставить работнику работу в должности регионального директора обособленного подразделения ООО "Г." в г. Сыктывкаре, местом нахождения которого в соответствии с п. 2 Положения об обособленном подразделении ООО "Г." в г. Сыктывкаре является г. Сыктывкар, ул. <...>, д. <...>, офис <...>; заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы путем выдачи наличных денежных средств в кассе работодателя или путем перечисления на счет работника в банке.
Поскольку место исполнения сторонами обязательств по трудовому договору, на котором основаны исковые требования, - это место нахождения обособленного подразделения ООО "Г." в г. Сыктывкаре, то истец имел право на предъявление иска о взыскании задолженности по заработной плате по месту исполнения трудового договора, то есть в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара.
Судебная коллегия отменила определение суда и направила материал в тот же суд для принятия его к производству.
Доводим до сведения судей, что в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 349 формирование и ведение Реестра дисквалифицированных лиц передано в УФНС России по Республике Коми. В связи с чем копии вступивших в законную силу судебных актов судов общей юрисдикции о дисквалификации необходимо направлять по адресу: 167982, г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 53 (контактный телефон 44-12-71).
Индекс потребительских цен (индекс инфляции) по Республике Коми в январе 2012 года по отношению к декабрю 2011 года составил 100,4%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор кассационной практики Верховного суда Республики Коми по гражданским делам за январь 2012 года
Текст обзора официально опубликован не был