Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей Д.Н. Басманова, А.В. Проскурова, П.Ф. Пунегова
с участием гражданина В.И. Юсупова, представителя Государственного Совета Республики Коми - консультанта-эксперта отдела социального законодательства Правового управления Государственного Совета Республики Коми И.А. Груздевой, представителей Главы Республики Коми - начальника отдела социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми А.Н. Лукиной и консультанта отдела анализа и развития законодательства в сфере социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию И.М. Нихельман, старшего прокурора отдела Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры Республики Коми А.В. Юдина,
руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части 1 статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.И. Юсупова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика П.Ф. Пунегова, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (далее - Закон) предусмотрено право лиц, имеющих звание "Ветеран труда" (далее - ветераны труда), на меры социальной поддержки, в том числе и на оплату в размере 50 процентов указанным лицам и членам их семей за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы жилого помещения (пункт 1 части 1 статьи 11).
Этот же закон предусматривает помощь ветеранам труда в 50-процентной оплате коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг (пункт 3 части 1 статьи 11).
В.И. Юсупов просит признать эти нормы неконституционными, нарушающими принципы равенства и справедливости, не соответствующими статье 17 (часть 1) Конституции Республики Коми, указывая, что меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг должны оказываться по фактическим затратам по оплате этих услуг, в частности, по расходу газа по счетчику, а не по нормативам потребления.
Оспаривая конституционность нормы, закрепленной в пункте 1 части 1 статьи 11 Закона, заявитель пояснил, что дефект этой нормы содержится в том, что она, предусматривая меры социальной поддержки по оплате жилья ветеранам труда, проживающим в многоквартирных домах (в том числе на ремонт и содержание жилого помещения), не предусматривает такой же помощи ветеранам труда, являющимся собственниками индивидуальных жилых домов.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 мая 2011 года, вступившим в законную силу, В.И. Юсупову на основании оспариваемых норм было отказано в иске о выплате средств на содержание и ремонт его жилого дома, а также компенсации коммунальных услуг по фактически произведенным затратам.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является статья 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", как не предусматривающая меры социальной поддержки ветеранам труда в виде оплаты затрат на ремонт и содержание индивидуального жилого дома, принадлежащего им на праве собственности (пункт 1 части 1), а также как предусматривающая 50-процентную оплату коммунальных услуг ветеранам труда, исходя из нормативов потребления этих услуг (пункт 3 части 1).
2. Социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации (статья 72, часть 1, пункт "ж") как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, в том числе на Республику Коми (статья 64, часть 1, пункт "ж", Конституции Республики Коми). Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 1 декабря 2005 года N 521-О и от 2 февраля 2006 года N 56-О, реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, в том числе имеющих трудовые заслуги перед обществом и государством, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение, недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты. Обязанность законодателя соблюдать названные принципы неоднократно подтверждалась Конституционным Судом Российской Федерации (Определения от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 1 марта 2007 года N 129-О-П, от 17 июля 2007 года N 624-О-П, от 01 апреля 2008 года N 479-О-П).
2.1. Конституция Республики Коми, обязывая Республику Коми как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 11), не определяет способы и объем такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, - решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, предусматривает конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех жителей республики конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.
Устанавливая меры социальной поддержки ветеранов труда в виде 50- процентной оплаты коммунальных услуг исходя из нормативов их потребления (пункт 3 части 1 статьи 11 Закона), а не из фактического объема оказанных услуг, законодатель действовал в рамках собственных полномочий, поскольку условия оказания ветеранам труда помощи, ее виды, определение размера, установление расчетных методик охватываются дискрецией законодателя и согласуются с экономическими возможностями республики. При таких обстоятельствах положение оспариваемой нормы Закона, предусматривающее для всех ветеранов труда оплату коммунальных услуг по нормативам их потребления, нельзя рассматривать как ограничивающее, отменяющее или умаляющее конституционные права заявителя, гарантированные статьями 11, 17 и 41 Конституции Республики Коми. Данная правовая позиция, выработанная ранее Конституционным Судом Республики Коми (Постановления от 05 сентября 2006 года, от 15 июля 2009 года, от 14 марта 2012 года) сохраняет свою силу и поныне.
2.2. Внеся Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ изменения в Федеральный закон "О ветеранах", федеральный законодатель определил для Российской Федерации в целом круг лиц, являющихся ветеранами труда, и новый правовой механизм их социальной защиты, предполагающий, что меры социальной поддержки для данной категории граждан, а также для граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Принимая такое решение, федеральный законодатель исходил из того, что при переходе к новой системе социальной защиты граждан субъекты Российской Федерации не могут действовать произвольно, а должны, как указано в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, реализовать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, без уменьшения условий и размеров социальных выплат, объемов финансирования, по сравнению с таковыми, а также иными мерами социальной поддержки, существовавшими до 31 декабря 2004 года.
Осуществляя в проверяемых в настоящем деле нормах правовое регулирование мер социальной поддержки лиц, за которыми государство признает статус ветеранов труда, законодатель Республики Коми в целом учел эти требования, обусловленные конституционными принципами социальной защиты. В частности, характер и объем мер социальной помощи этим лицам, касающийся оплаты жилья и коммунальных услуг, не претерпел существенных изменений по сравнению с ранее действовавшим федеральным законодательством, в котором также не содержалось мер по оказанию помощи в ремонте и содержании индивидуальных жилых домов ветеранам, являющимся собственниками жилых помещений.
Предоставление тех или иных мер социальной поддержки по оплате за жилые помещения, коммунальные услуги в зависимости от вида жилищного фонда обусловлено прежде всего правовым режимом этих жилых помещений и установленной статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Доводы, приведенные В.И. Юсуповым в обоснование своей позиции как в жалобе, так и в судебном заседании, свидетельствуют о том, что фактически им ставится вопрос о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее законодательство, а именно об оказании мер социальной поддержки в виде компенсации ремонта и содержания жилых помещений ветеранам труда, проживающим в индивидуальных жилых домах. Между тем разрешение данного вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Республики Коми, как это определено в статье 96 Конституции Республики Коми и в статье 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
В соответствии с Законом Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Суд в судебном заседании принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Республики Коми (статьи 39, часть 1, пункт 1); производство по делу в этой части подлежит прекращению (статья 63).
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, статьей 63, частью 1 статьи 66, частями 1, 2, 3 и 4 статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать пункт 3 части 1 статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" соответствующим Конституции Республики Коми.
2. Производство по делу в части проверки конституционности пункта 1 части 1 статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", как не предусматривающего меры социальной поддержки ветеранам труда в виде
1. оплаты затрат на ремонт и содержание индивидуального жилого дома, принадлежащего им на праве собственности, прекратить.
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 11 апреля 2012 г. "По делу о проверке конституционности статьи 11 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" по жалобе гражданина В.И. Юсупова"
Текст постановления опубликован в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 20 апреля 2012 г. N 17 ст. 393, в газете "Республика" от 17 апреля 2012 г. N 72, на Интернет-портале Республики Коми в Internet (http://www.rkomi.ru) 16 апреля 2012 г.