В целях обеспечения внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в системе образования Республики Коми приказываю:
1. Утвердить Положение о пилотной площадке по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в системе образования Республики Коми (Приложение).
2. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Заместитель министра |
Н.И. Студиград |
Положение
о пилотной площадке по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в систему образования Республики Коми
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и работы пилотных площадок в общеобразовательных учреждениях (далее - ОУ) по введению в пилотном режиме федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО).
1.2. Статус пилотной площадки присваивается общеобразовательному учреждению, соответствующему требованиям, предъявляемым к общеобразовательным учреждениям настоящим Положением (п. 2.1, 2.2).
1.3. Ведущими целями создания пилотных площадок на базе общеобразовательных учреждений являются:
- формирование, накопление и распространение опыта введения и реализации ФГОС ООО;
- оказание методической и консультативной помощи общеобразовательным учреждениям, приступающим к введению ФГОС ООО в штатном режиме.
1.4. Научно-методическое руководство деятельностью пилотных площадок осуществляют специалисты Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Республики Коми (далее - ГАОУ ДПО (пк) С РК "КРИРО").
1.5. Координацию деятельности пилотных площадок и обеспечение условий перехода на ФГОС ООО обеспечивает муниципальное управление образования.
2. Присвоение статуса пилотной площадки
2.1. На статус пилотной площадки может претендовать общеобразовательное учреждение, руководящие и педагогические работники которого стремятся к развитию, самосовершенствованию, к созданию условий для достижения оптимальных результатов в воспитании, обучении и развитии.
2.2. Требования, предъявляемые к общеобразовательному учреждению, претендующему на статус пилотной площадки по внедрению ФГОС ООО:
- согласие муниципального органа управления образования на внедрение ФГОС ООО;
- наличие профессиональной административно-управленческой команды;
- высокий уровень продуктивности методического объединения учителей-предметников (обобщение и презентация педагогического опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях; достижения педагогов и детей, отмеченные во внешних экспертизах);
- высокий профессиональный уровень педагогов (более 60% учителей имеют высшее образование; более 50% учителей имеют первую и высшую квалификационную категорию; педагоги, приступающие к реализации ФГОС ООО в пилотном режиме, повышали свою квалификацию в последние три года);
- наличие преемственности в развитии детей при переходе от дошкольного к школьному образованию, со ступени начального общего на ступень основного общего образования (сохраняются и наращиваются достижения детей в развитии и образовании);
- наличие продуктивного опыта экспериментальной, инновационной деятельности;
- наличие системы дополнительного образования детей (студии, кружки, мастерские, клубы и т.п. в образовательном учреждении и/или договор о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей);
- наличие материально-технических условий (обеспечение выполнения норм безопасности; доступ к сети Интернет, наличие учебно-лабораторного оборудования для проведения экспериментов, наблюдений и т.п.);
- наличие информационно-образовательной среды (технические средства, современное технологическое и программное обеспечение, взаимодействие участников образовательного процесса с применением ИКТ, наличие служб поддержки ИОС).
2.3. Экспертиза готовности образовательных учреждений к внедрению ФГОС ООО проводится на уровне каждого муниципального образования, которое определяет не менее одного образовательного учреждения для апробации ФГОС ООО в пилотном режиме в 2013-2014 учебном году.
2.4. Руководитель управления образования муниципального образования подает заявку в адрес Координационного Совета при Министерстве образования Республики Коми по вопросам организации введения федеральных государственных стандартов общего образования с указанием ОУ, претендующего на статус пилотной площадки (прилагая результаты экспертизы о наличии условий, необходимых для внедрения ФГОС) в срок до 20 сентября 2012 года (г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 23, каб. 304, тел. 24-51-26 (вн. 241)).
2.5. Перечень пилотных площадок по представлению ГАОУ ДПО (пк) С РК "КРИРО" утверждается приказом Министерства образования Республики Коми.
2.6. Срок действия статуса "пилотная площадка" 6 лет.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.6. Статус пилотной площадки дает возможность вносить изменения (при соблюдении федерального и регионального законодательства) в содержание, педагогические технологии, образовательную структуру и организационную систему управления образовательным учреждением.
2.7. Статус пилотной площадки позволяет педагогическим работникам образовательного учреждения проходить повышение квалификации в первоочередном порядке в следующих формах: краткосрочные курсы (не менее 72 часов), обучающие семинары, мастер-классы, совместное проектирование, консультации и др.
3. Содержание деятельности пилотных площадок
Основными направлениями деятельности пилотных площадок являются:
3.1. Создание нормативно-правовых условий:
- разработка нормативно-правового обеспечения введения ФГОС ООО:
- разработка и реализация комплексного плана-графика мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в образовательном учреждении;
- подготовка проекта приказа о введении ФГОС ООО, разработка основной образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО) образовательного учреждения, единичных проектов, необходимых для введения ФГОС ООО;
- внесение изменений и дополнений в документы, регламентирующие деятельность ОУ, в должностные инструкции педагогических работников (внесение изменений и дополнений, закрепляющих новые способы организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООО, в Устав общеобразовательного учреждения);
- внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- заключение дополнительного соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками.
3.2. Создание кадровых условий:
- планирование поэтапного повышения квалификации всех учителей и членов администрации ОУ по вопросам введения ФГОС ООО;
- организация и проведение внутришкольного повышения квалификации;
- участие в мероприятиях федерального, регионального и муниципального уровня по сопровождению ФГОС ООО;
3.3. Создание финансово-экономических условий:
- корректировка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с СНОТ (внесение изменений в соответствии с ФГОС ООО в положение об оплате труда педагогических работников общеобразовательного учреждения);
- расчет потребности в расходах образовательного учреждения, необходимых для реализации ООП ООО.
3.4. Создание информационно-методических условий:
- изучение в коллективе базовых документов ФГОС ООО;
- разработка основной образовательной программы основного общего образования;
- изучение методических рекомендаций к подготовке учебного плана основного общего образования;
- участие в мониторинге уровня готовности школы к введению ФГОС ООО на основании заполнения экспертных карт самооценки;
- создание рабочих групп в составе педагогов и руководителей методических объединений учителей предметников с целью сохранения преемственности ступеней и выработки новых нестандартных решений;
- создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ООО в школе;
- создание системы взаимодействия ОУ и учреждений дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся;
- обеспечение публичной отчетности о ходе и результатах введения ФГОС ООО;
- размещение на сайте ОУ и в печатных изданиях информации о процессах подготовки к введению и переходу ОУ на ФГОС ООО.
3.5. Создание материально-технических условий:
- приведение материально-технической базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ООО;
- оснащение дидактическим оборудованием, позволяющим организовать творческую и проектно-исследовательскую деятельность учащихся;
- создание санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса, своевременное и качественное выполнение ремонтных работ;
- комплектация библиотечного фонда печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана основного общего образования;
- оснащение информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов, лабораторий в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.
3.6. Результаты деятельности пилотных площадок рассматриваются на заседании Координационного Совета при Министерстве образования Республики Коми по вопросам организации введения федеральных государственных стандартов общего образования.
3.7. При некачественном и несвоевременном предоставлении промежуточных результатов и пакета нормативных и методических материалов Координационный Совет при Министерстве образования Республики Коми по вопросам организации введения федеральных государственных стандартов общего образования может рекомендовать досрочно прекратить деятельность пилотной площадки.
3.8. Окончательное решение о прекращении действия пилотной площадки принимается Министерством образования Республики Коми и оформляется соответствующим приказом.
3.9. Признание положительных результатов деятельности пилотной площадки становится основанием для распространения опыта образовательного учреждения по введению и реализации ФГОС ООО, для оказания методической и консультативной помощи образовательным учреждениям, приступающим к введению ФГОС ООО в штатном режиме.
3.10. Распространению подлежат продукты деятельности пилотных площадок, прошедшие экспертизу в ГАОУ ДПО (пк) С РК "КРИРО".
4. Механизм организации деятельности пилотных площадок
4.1. Деятельность ГАОУ ДПО (пк) С РК "КРИРО" по организации отбора пилотных площадок:
- разработка оценочных материалов и инструментария для проведения экспертизы документов и материалов на соответствие ОУ статусу пилотной площадки введения ФГОС ООО;
- проведение экспертизы документов и материалов.
4.2. Деятельность ГАОУ ДПО (пк) С РК "КРИРО" по научно-методическому сопровождению пилотных площадок:
- осуществление диагностики по вопросам введения и реализации ФГОС ООО (выявление проблем, потребностей, образовательных запросов и результатов деятельности участников процесса внедрения ФГОС ООО);
- разработка программы деятельности пилотной площадки;
- оказание методической помощи в разработке на основе ФГОС ООО примерной основной образовательной программы основного общего образования в части учета этнокультурных особенностей, в разработке локальных актов образовательного учреждения;
- определение критериев оценки эффективности деятельности пилотной площадки;
- обеспечение информационно-методическими материалами:
- организация и проведение инструктивно-методических семинаров по вопросам введения ФГОС ООО, направленных на развитие профессиональной, информационной и правовой компетентности педагогических и управленческих кадров;
- разработка научно-методических рекомендаций по вопросам реализации ФГОС ООО, управлению процессом его введения и методическому сопровождению;
- изучение, анализ и диссеминация передового опыта по реализации ФГОС ООО образовательного учреждения.
4.3. Деятельность муниципального органа управления образования по обеспечению условий перехода ОУ на ФГОС ООО:
- создание необходимых условий для реализации основной образовательной программы основного общего образования в пилотном образовательном учреждении;
- создание необходимых условий для распространения инновационного опыта внедрения ФГОС ООО образовательного учреждения.
5. Права и обязанности пилотной площадки
5.1. Наличие статуса пилотной площадки дает общеобразовательному учреждению основания вносить не противоречащие действующему законодательству изменения в содержание (в части, формируемой участниками образовательного процесса), цели, способы, системы средств обучения, режим функционирования образовательного учреждения, систему управления, соответствующие целям, задачам и содержанию деятельности пилотной площадки.
5.2. Пилотная площадка имеет право:
- осуществление необходимых изменений в образовательном процессе согласно требованиям ФГОС ООО;
- участвовать в научно-практических конференциях по проблемам введения ФГОС ООО на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- разрабатывать и издавать методические материалы по введению ФГОС ООО.
5.3. Пилотная площадка обязана:
- руководствоваться в организации деятельности по введению ФГОС ООО в пилотном режиме требованиями настоящего положения;
- два раза в год (до 20 января и до 1 июля) представлять в Координационный Совет при Министерстве образования Республики Коми по вопросам организации введения федеральных образовательных стандартов общего образования аналитические отчеты о своей деятельности по установленной форме;
- оказывать содействие муниципальному управлению образования в проведении аудиторских проверок по вопросам введения ФГОС ООО в муниципальных образовательных учреждениях, переходящих на ФГОС ООО в штатном режиме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минобразования Республики Коми от 29 октября 2012 г. N 369 "Об утверждении Положения о пилотной площадке по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования системе образования Республики Коми"
Текст приказа официально опубликован не был