Решение Верховного суда Республики Коми
от 3 августа 2012 г. N 3-31/2012
Верховный суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Юдина А.В.
при секретаре Красавцевой Т.Л.
с участием прокурора Чершкуте Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 3 августа 2012 года дело по заявлению Ширяевой Л.В. о признании недействующим со дня принятия абзаца пятого пункта шестого "Положения о порядке и условиях присвоения "Ветеран труда" на территории Республики Коми" утвержденное постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302, в части слов "состоящего в штате учреждения".
Установил:
Ширяева Л.В. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с указанным заявлением, в обоснование которого указала, что обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию о присвоении звания "Ветеран труда", ссылаясь на то, что с 2008 года ей назначена трудовая пенсия по старости, а приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 мая 2012 года N 256 награждена ведомственным нагрудным знаком отличия - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", что дает основание для присвоения звания "Ветеран труда" и выдачи соответствующего удостоверения. Однако, приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию N 1253 от 07.06.2012 в присвоении звании ей отказано на основании абзаца 5 пункта 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, предусматривающем право работника на присвоение указанного звания, если он состоял в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Считает, что абзац 5 пункта 6 "Положения о порядке и условиях присвоения "Ветеран труда" на территории Республики Коми" противоречит нормам федерального законодательства, поскольку ссужает перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, что противоречит Федеральному закону "О ветеранах", а именно статье 7 данного Закона. Просит признать недействующим со дня принятия абзац пятый пункта шестого "Положения о порядке и условиях присвоения "Ветеран труда" на территории Республики Коми" утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302, в части слов "состоящего в штате учреждения".
В судебное заседание Ширяева Л.В. не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Ширяевой Л.В. - адвокат Рочева И.О. поддержала заявленные требования.
Представители Правительства Республики Коми Клименкова Е.А. и Нихельман И.М. не согласились с заявленными требованиями.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закон "О ветеранах"), статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Отношения, связанные с присвоением звания "Ветеран труда", урегулированы статьей 7 названного Федерального закона, в соответствии с пунктом 1 которой ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.
Согласно статье 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным Правительством Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми: - лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; - лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пункт 1); порядок рассмотрения письменных заявлений и документов, а также перечень документов, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда", и порядок выдачи удостоверений "Ветеран труда" определяются Правительством Республики Коми (пункт 4).
Принятым в целях реализации указанного Закона постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми ((в редакции постановлений Правительства РК от 10.07.2009 N 196, от 14.05.2010 N 139, от 26.08.2010 N 281, от 21.03.2011 N 61, от 06.10.2011 N 447, от 19.12.2011 N 586, от 07.02.2012 N 34, от 16.02.2012 N 47, от 31.05.2012 N 219, с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011) далее Положение).
При этом в приложении N 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми, в частности, понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.
Постановлением Конституционного суда Республики Коми от 30.09.2011 "По делу о проверке конституционности приложения N 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" по запросу прокурора Республики Коми, приложение N 2 к Положению, в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", был признан несоответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Наряду с этим, абзацем 5 пункта 6 Положения предусмотрено, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Таким образом, из положений части оспариваемой нормы следует, что для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо, чтобы работник ранее состоял в штате учреждения (организации) и был награжден ведомственным знаком за отличие в труде в соответствии с профессиональной деятельностью.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона "О ветеранах".
Наряду с этим, ни в нормативных актах Российской Федерации, ни в законодательстве Республики Коми нет определения "ведомственный знак отличия", также нет нормативных актов, устанавливающих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", и содержащих определение понятия "ведомство". В общепринятом понимании ведомством признается орган государственного управления в виде комитета, комиссии, инспекции, главного управления при правительстве, осуществляющий наряду с министерствами руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений, предприятий.
Слово "ведомство" также определяется как центральный орган государственного управления, образуемый в случае необходимости для руководства отдельными сферами хозяйственного и социально-культурного строительства.
Из положений статьи 7 Закона "О ветеранах" (пункта 2 части 1) следует, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Из положений статьи 1 Закона "О ветеранах" следует, что значимыми обстоятельствами, необходимыми для присвоения звания "Ветеран труда", являются совокупность следующих условий:
- наличие орденов, медалей, почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
- наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
- цель награждения: в связи с продолжительным, добросовестным трудом, многолетняя, плодотворная работа в системе министерств и ведомств.
Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.
Указанное подтверждается анализом нормативных актов министерств и ведомств, которыми учреждены ведомственные знаки отличия в труде, в частности, Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (приказ от 25.10.2000 N 73); Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (приказ от 13.02.2009 N 62); Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (приказ от 20.01.2009 N 7); Федеральной службой государственной статистики (приказ от 06.07.2006 N 100) и т.д.
Так, согласно положениям приказа от 06.07.2006 N 100 Федеральной службы государственной статистики учреждены три вида знаков отличия в системе органов государственной статистики: нагрудной знак "Отличник статистики" вручаемая лицам, проработавшим в системе государственной статистки не менее 20 лет; Почетная грамота "Федеральной службы государственной статистики" вручаемая лицам, проработавшим в системе государственной статистки не менее 15 лет; "Благодарственное письмо Федеральной службы государственной статистики", вручаемое работникам системы государственной статистики (без ограничения стажа работы в системе).
Непосредственно взаимные права и обязанности в сфере трудовых отношений возникают у работника и работодателя только с момента заключения трудового договора (статьи 16, 56 ТК РФ).
Общеизвестно, что любое учреждение, организация, предприятие имеет структуру, штатный состав и численность организации, содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц (штат).
Обязательность принятия штатного расписания законодательством не предусмотрена, однако положения статьей 15 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации, требуют наличия у каждого работодателя штатного расписания предприятия, учреждения, организации, поскольку на основании данного документа в трудовой договор подлежит включению наименование должности (профессии), на которую трудоустраивается работник, размер оклада и другие условия.
Положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путем заключения трудовых договоров, и, как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы.
Заключение трудового договора для работника влечет выполнение работы личным трудом в трудовых отношениях и включение работника в производственную деятельность организации - зачисление в штат.
В то же время, действующее законодательство не определяет понятия "внештатный работник".
На практике к внештатным работникам относятся лица, выполняющие для организаций разовые, случайные работы или работы строго определенного вида, должности этих лиц не предусмотрены штатным расписанием организации, их деятельность осуществляется на основании договоров гражданско-правового характера. На указанных работников в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации не распространяется действие ни трудового законодательства, ни иных актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путем заключения трудовых договоров, и как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы, прописанных в трудовом договоре. Указанных условий применительно к деятельности внештатного работника Трудовой кодекс РФ не предъявляет в силу специфики и особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права.
Из системного толкования положений норм трудового законодательства (в том числе статьей 15, 16, 57), статей 1 и 7 Закона "О ветеранах" следует, что труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации (учреждении и т.д.).
Такой вывод также следует из положений актов законодательства РСФСР и СССР, на основе предписаний которых регламентировались вопросы награждения различного рода ведомственными знаками отличия в труде.
Сравнительный анализ содержания оспариваемого абзаца пятого пункта шестого Положения и статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" свидетельствует о том, что оба нормативных правовых акта предусматривают одинаковые обстоятельства отнесения гражданина к категории "Ветеран труда".
Вопреки доводам заявителя оспариваемый абзац пятый пункта шестого Положения не определяет круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда, также как и не сужает такой круг лиц, по сравнению с установленным федеральным законом, поскольку устанавливает порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
Суд не усматривает нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, касающихся не только полномочий
Правительства Республики Коми, но и установленной процедуры принятия, формы, в которой Правительство Республики Коми вправе принимать нормативно-правовые акты, а также предусмотренных правил введения его в действие.
Содержание оспариваемой нормы отвечает принципу определенности и не предполагает его неоднозначного толкования правоприменителем.
Таким образом, абзац пятый пункта шестого "Положения о порядке и условиях присвоения "Ветеран труда" на территории Республики Коми" утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302, в части слов "состоящего в штате учреждения" не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В силу части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах, требования Ширяевой Л.В. о признании недействующим со дня принятия абзаца пятого пункта шестого "Положения о порядке и условиях присвоения "Ветеран труда" на территории Республики Коми" утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302, в части слов "состоящего в штате учреждения" со дня его принятия удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований Ширяевой Людмилы Васильевны о признании недействующим со дня принятия абзаца пятого пункта шестого "Положения о порядке и условиях присвоения "Ветеран труда" на территории Республики Коми", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302, в части слов "состоящего в штате учреждения" - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение одного месяца с момента вынесения с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
А.В. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 3 августа 2012 г. N 3-31/2012
Текст решения официально опубликован не был