Дело N 33-870
Вуктыльский городской суд
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" истцы освобождены от уплаты государственной пошлины при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка.
И. обратилась в суд с иском к отделу судебных приставов о признании незаконным бездействия судебных приставов-исполнителей по исполнительному производству о взыскании алиментов на содержание ее ребенка и взыскании убытков в виде неполученных сумм алиментов.
Суд оставил исковое заявление без движения и предложил в установленный срок устранить недостатки: указать цену иска, приложить расчет цены иска, копии искового заявления и документ об уплате государственной пошлины.
Оставляя заявление без движения, суд применил положения статьи 131, 132 ГПК Российской Федерации, предложив заявителю устранить допущенные недостатки.
Вместе с тем указание на необходимость уплаты государственной пошлины является неверным, так как противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" истцы освобождены от уплаты государственной пошлины при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка.
Предметом заявленных требований является взыскание денежных сумм, которые связаны с имеющейся задолженностью по алиментам на содержание ребенка.
Согласно пункту 1 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, включая алименты.
Заявление И. направлено в защиту прав и законных интересов ребенка, в связи с чем не подлежит оплате государственной пошлиной.
Поскольку наличие иных установленных судом недостатков заявления (не указана цена иска, не приложены расчет цены иска и копии расчета и искового заявления) является основанием для оставления заявления без движения, судебная коллегия оставила определение суда без изменения, исключив указание на необходимость приложения к исковому заявлению документа об уплате государственной пошлины.
Дело N 33-947
Троицко-Печорский районный суд
Исходя из системного толкования правовых норм, право на внеочередное предоставление жилого помещения имеют только лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, размер предоставляемой жилой площади должен определяться без учета иных членов их семьи.
Прокурор Троицко-Печорского района обратился в суд с иском в интересах Л. к администрации муниципального образования об обязании предоставить жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, на условиях договора социального найма на состав семьи два человека.
В обоснование заявленных требований указано, что истица относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, временно проживает с несовершеннолетним сыном по адресу <_>. Жилое помещение за Л. не закреплялось. В настоящее время Л. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена.
Решением суда на администрацию муниципального образования возложена обязанность не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу данного судебного решения предоставить Л. по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям пгт. Троицко-Печорска Республики Коми и находящееся в черте данного населенного пункта, общей площадью не менее 42 кв.м. на семью из двух человек.
Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона).
Согласно статье 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с 1 января 2011 года наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном данным законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 2 названного Закона Республики Коми установлено, что в соответствии с этим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Л. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась под опекой. Она окончила обучение в образовательном учреждении ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время фактически проживает по адресу: <_>, числится зарегистрированной по адресу: <_>, и имеет на иждивении малолетнего ребенка.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Л. поставлена на учет граждан, подавших заявление на улучшение жилищных условий по месту жительства.
В 2012 году истица обратилась с запросом к ответчику о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
До дня разрешения спора в суде истица жильем не обеспечена.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно признал, что ответчик обязан предоставить истице во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Решение в указанной части является правильным.
Вместе с тем необоснован вывод суда о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Л. жилой площадью с учетом члена семьи в силу следующего.
Норма, закрепленная в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривает необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяя общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, право на внеочередное предоставление жилого помещения имеют только лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, размер предоставляемой жилой площади должен определяться без учета иных членов их семьи.
Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда РФ N 3-Впр0903 от 08.07.2009.
В силу части 2 статьи 10 Закона Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры по следующим нормам: 33 кв.м. общей площади - на одинокого гражданина.
В рассматриваемом случае наличие на иждивении у истицы малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации.
По смыслу статьи 210 ГПК Российской Федерации решение суда приводится в исполнение безотлагательно после вступления его в законную силу. Порядок и сроки его исполнения определены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права.
Судебная коллегия изменила решение суда, возложив обязанность на ответчика предоставить истице по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям пгт. Троицко-Печорск Республики Коми и находящееся в черте данного населенного пункта, на состав семьи 1 человек размером не менее 33 кв.м. общей площади, и исключила из резолютивной части указание на шестимесячный срок, исчисляемый со дня вступления решения в законную силу, в рамках которого ответчик обязан исполнить решение суда.
Дело N 33-1266
Воркутинский городской суд
Определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.
Н. обратилась в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию, ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения" о признании решения незаконным, возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" с момента обращения в ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Воркуты" и выдать удостоверение.
Решением суда иск удовлетворен.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что Н. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Н. награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года".
Агентством Республики Коми по социальному развитию отказано Н. в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия оснований согласно представленным документам, которые не отвечают требованиям абзаца 4 подпункта 1 пункта 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 N 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Н., суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что медаль "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" является ведомственным знаком отличия.
Решение принято судом с нарушением норм материального права.
В статье 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определены категории ветеранов, в том числе категория ветеран труда, которые присваиваются с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно пункту 4 указанной статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми вместе с Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В соответствии с пунктом 3 Положения звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, которым установлена (назначена) трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности:
- награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 1);
- начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрастете период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подпункт 2).
Как предусмотрено пунктом 6 Положения, для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 3 Положения, основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", согласно приложению N 2 к данному Положению.
При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
В Приложении N 2 к Положению приведен перечень ведомственных знаков отличия в труде, под которыми, в частности, понимаются медали, почетные звания, почетные грамоты, нагрудные знаки и значки отличия, учрежденные правовыми актами ведомств и являющиеся индивидуальной формой поощрения за высокие достижения в труде и большие заслуги в служебной и иной общественно полезной деятельности.
В Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", указана медаль "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года".
Между тем, как следует из абзаца 5 пункта 6 Положения, для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо, чтобы работник ранее состоял в штате учреждения (организации) и был награжден ведомственным знаком за отличие в труде в соответствии с профессиональной деятельностью.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Коми от 03.08.2012 абзац 5 пункта 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 N 302, в части слов "состоящего в штате учреждения" был признан не противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу статьи 1 Федерального закона от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" Всероссийская перепись населения представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации в соответствии с официальной статистической методологией в целях формирования официальной статистической информации о демографических, об экономических и о социальных процессах.
В соответствии со статьей 9 приведенного Закона к работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане Российской Федерации, прошедшие специальное обучение.
Из преамбулы Приказа Росстата от 16.08.2006 N 123 "О ведомственных наградах Федеральной государственной службы статистики за подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" следует, что медалью "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных Служб по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, временный переписной персонал, а также работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, работники предприятий и организаций, независимо от форм собственности, проявившие себя в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года (пункт 1).
При этом данный приказ Росстата от 16.08.2006 N 123 регламентирует, что медаль "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" учреждена в целях поощрения и морального стимулирования лиц, (как работников системы Росстата, так и работников внештатных служб, в том числе и органов государственной власти и местного самоуправления), принимавших активное участие в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.
Из материалов дела следует, что Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по договору подряда выполняла работу резервного переписчика в Территориальном отделе Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми.
Таким образом, Н. не являлась постоянным работником Территориального отдела Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, привлекалась для сбора статистической информации на кратковременный срок по договору подряда.
Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О ветеранах" звание "Ветеран труда" присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда. Однако понятие "продолжительный добросовестный труд" конкретизируется, в частности, в пункте 2 части 1 статьи 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.
Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, ведомственный знак отличия, которым награждена Н., - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" не может быть признан знаком отличия в труде, поскольку присваивается не за заслуги в труде, а за иной вклад гражданина в общественной сфере - деятельность по проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.
При таких обстоятельствах награждение медалью "За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" обоснованно не принято во внимание Агентством Республики Коми по социальному развитию при решении вопроса о возможности присвоения Н. звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия отменила решение суда и приняла по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Н. в полном объеме.
Индекс потребительских цен (индекс инфляции) по Республике Коми в феврале 2013 года по отношению к январю 2013 года составил 100,4%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор апелляционной практики Верховного суда Республики Коми по гражданским делам за февраль 2013 года
Текст обзора размещен в Государственной автоматизированной системе РФ "Правосудие" в Internet (http://www.vs.komi.sudrf.ru)