Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
демографического развития Республики Коми на период до 2015 года
(одобрена Указом Главы Республики Коми от 28 декабря 2007 г. N 121)
1. Общие положения
Концепция демографического развития Республики Коми на период до 2015 года (далее - Концепция) учитывает особенности демографического развития Республики Коми и основывается на Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, положениях и выводах, содержащихся в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и от 26 апреля 2007 года.
Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов демографического развития Республики Коми, дающих целостное представление о происходящих демографических процессах, является основой для разработки программных мероприятий в области демографического развития Республики Коми, служит ориентиром для органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, граждан, способствует объединению их усилий для решения проблем в сфере демографического развития республики.
В силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Республики Коми, утвержденные Концепцией.
2. Современная демографическая ситуация в Республике Коми и сложившиеся тенденции демографического развития
Численность населения Республики Коми постоянно уменьшается с начала 90-х годов. Наибольшая численность населения в республике составляла 1250,8 тыс. человек в 1989 году (данные итогов переписи населения 1989 года), на начало 2001 года - 1042,9 тыс. человек, на начало 2007 года - 974,6 тыс. человек. За период с 1990 по 2006 годы снижение численности населения республики составило 276,2 тыс. человек, за последние 6 лет - более 68 тыс. человек. Ежегодно население снижалось в среднем на 1,2 процента, и темпы убыли населения республики в 3 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Главной составляющей сокращения численности населения является миграционный отток - превышение числа выехавших за пределы республики над численностью прибывших. Общее снижение численности населения республики в результате миграции за последние 6 лет превышает 46 тыс. человек. В 2001-2004 годах наблюдалось замедление темпов миграционной убыли, в 2005-2006 годы миграционный отток усилился и составил в 2006 году 7,8 тыс. человек. Показатель миграционной убыли является самым высоким по Российской Федерации.
Без учета внутрирегиональной миграции в республику прибыло 5,9 тыс. человек, выбыло - 13,7 тыс. человек. Наиболее существенный миграционный отток населения зарегистрирован из городов Воркуты и Инты - 5,0 тыс. человек. Это обусловлено закрытием угледобывающих предприятий и государственной политикой переселения населения из районов, неблагоприятных для проживания.
Для естественного воспроизводства населения и потенциальных трудовых ресурсов немаловажное значение имеет возрастной состав мигрантов. В миграционных потерях население трудоспособного возраста составляет более 70 процентов, дети до 16 лет - более 10 процентов.
Республика теряет профессиональные кадры: каждый четвертый мигрант трудоспособного возраста, покинувший республику, имел высшее и незаконченное высшее образование, каждый третий - среднее специальное образование. В последние годы отмечается увеличение оттока мигрантов, имеющих профессиональное высшее и незаконченное высшее образование.
Большинство прибывших мигрантов по прежнему месту жительства проживали в семье, однако почти половина из них переселились в республику отдельно от других членов семьи. Среди прибывших мигрантов выше чем среди выбывших удельный вес не состоящих в браке, что увеличивает долю одиноких жителей в общей численности населения республики.
Результатом миграционного оттока является не только снижение численности населения, но и ухудшение его качественного состава - его возрастная, семейная и образовательная структура.
Динамику численности населения и характер режима его воспроизводства во многом определяют уровень и тенденции рождаемости и смертности.
В республике тенденция превышения смертности над рождаемостью сохраняется с 1993 года. В течение последних 6 лет ежегодно умирали 13,5-15,8 тыс. человек, рождались 10,3-11,5 тыс. человек, потери от естественной убыли населения с 2001 года превышают 22,5 тыс. человек.
Низкая рождаемость является одной из причин постоянного уменьшения численности населения республики. На протяжении многих лет уровень рождаемости в Республике Коми остается ниже уровня, обеспечивающего простое замещение родительского поколения поколением детей. В 2006 году суммарный коэффициент рождаемости по республике составил 1,33, в то время как для простого воспроизводства населения необходим показатель не менее 2,15.
Вместе с тем необходимо отметить позитивную тенденцию роста рождаемости в 2000-2004 годы. Численность родившихся в 2004 году оказалась самой высокой за последние 11 лет - 11489 новорожденных, в 2006 году родилось 10872 ребенка, что на 617 детей меньше. Общий коэффициент рождаемости в Республике Коми составлял 11,1 на 1000 человек населения и превышал общероссийский показатель на 6,7 процента.
Рост общих показателей рождаемости был вызван как благоприятными сдвигами в возрастном составе населения (в репродуктивный возраст входили женщины, родившиеся в 1980-е годы, когда имел место некоторый прирост числа родившихся), так и повышением уровня жизни и стабилизацией экономической ситуации в республике. Наибольший рост рождаемости отмечался у женщин в возрасте 30-39 лет.
Динамика рождаемости тесно связана с происходящими в последние годы изменениями в обществе. Доля внебрачных рождений в общем числе рождений на протяжении длительного времени быстро росла и в 2006 году составила 40 процентов. В городе почти каждый третий ребенок, а на селе - каждый второй рождался вне официально зарегистрированного брака. Очевидным негативным следствием внебрачной рождаемости и высоким уровнем разводов является социальная и экономическая уязвимость одиноких матерей, которые нуждаются в помощи государства.
Из 4,4 тыс. детей, родившихся в 2006 году вне официально зарегистрированного брака, более половины (51 процент) зарегистрированы по совместному заявлению родителей, 49 процентов - по заявлению одной матери. Это может свидетельствовать о распространении нового типа семейно-брачных отношений - так называемых фактических (незарегистрированных) брачных союзов. Следовательно, возникает необходимость ориентировать социально-демографическую политику на разные типы семей, и в частности на семьи, в которых супруги не состоят в зарегистрированном браке.
Определенной опасностью для репродуктивного здоровья молодежи является и обозначившаяся в последние годы тенденция к раннему вступлению в сексуальные отношения. В 2006 году несовершеннолетними женщинами, не состоящими в браке, рождено 216 детей. Молодым людям должна быть обеспечена возможность получения своевременной и квалифицированной помощи в области контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем.
Это особенно важно в условиях, когда искусственное прерывание беременности по-прежнему является широко распространенным методом предотвращения нежеланных рождений, а угроза дальнейшего распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа является вполне реальной. Искусственное прерывание беременности наносит непоправимый ущерб репродуктивному здоровью и возможности воспроизводства здорового населения. В Республике Коми уровень абортов превышает общероссийский показатель, ежегодно производится до 13,5 тыс. абортов в год, в том числе у несовершеннолетних - 1,6 тыс. абортов.
Следует проводить тактичную воспитательную работу, направленную на повышение нравственной культуры отношений между полами, объяснение опасностей, которые влекут за собой ранние половые контакты, пропаганду ценностей семьи, отцовства и материнства.
На демографическом развитии республики неблагоприятно сказывается высокий уровень разводов. Начиная с 2003 года число разводов в республике снижалось. В 2006 году на 1000 браков приходилось 625 разводов, тогда как в 2002 году, на который пришелся пик разводов на протяжении последних 6 лет, - 833. Общий уровень разводимости - 4,8 на 1000 жителей - в 2006 году является одним из самых высоких в стране. Большинство из распадающихся семей имеют детей.
Проблема рождаемости во многом связана со стабильностью браков, так как разводы ведут к ограничению деторождения. Низкая рождаемость и нестабильность браков имеют общие базовые причины - низкая ценность семьи и брака, философия бездетности и малодетности, объективно существующие социально-экономические проблемы.
Уровень смертности и уровень продолжительности жизни в Республике Коми, как и в Российской Федерации в целом, на протяжении нескольких десятилетий являются крайне неблагоприятными. Ежегодным ростом смертности характеризовался период с 1998 г. по 2003 г., в котором отмечен самый высокий уровень смертности в республике за последние 10 лет - 15,6 на 1000 населения. В 2006 году коэффициент смертности составлял 13,8 на 1000 населения. Общие показатели смертности по республике ниже, чем в среднем по Российской Федерации, за счет более молодой возрастной структуры населения.
Большую социальную значимость имеет высокая смертность граждан трудоспособного возраста и особенно смертность мужчин. Темпы роста смертности населения трудоспособного возраста опережали темпы роста общей смертности. В 2006 году на долю умерших в трудоспособном возрасте приходилось 43,7 процента, доля мужчин, умерших в трудоспособном возрасте, еще выше - 59,8 процента.
Уровень смертности мужчин трудоспособного возраста на протяжении последних 10 лет в 3-4 раза выше уровня смертности женщин. Более половины смертей мужского населения происходит в трудоспособном возрасте, женщин - в возрасте старше трудоспособного. В 2006 году на долю умерших приходилось 57,7 процента мужчин, среди умерших в трудоспособном возрасте 79 процентов составляли мужчины. Это оказывает негативное влияние на формирование трудовых ресурсов, усугубляет диспропорцию полов.
Высокий уровень смертности населения объясняется в значительной степени болезнями системы кровообращения, неестественными причинами смерти (несчастные случаи, отравления и травмы) и новообразованиями, на долю которых приходилось в среднем 80 процентов всех смертельных исходов.
В 2006 году в структуре смертности по основным классам причин смерти болезни системы кровообращения составили 47,2 процента к общему числу умерших от всех причин, от несчастных случаев, отравлений, травм - 18,7 процента, от новообразований - 11,1 процента. По сравнению с 2001 годом из всех основных классов причин смерти наибольший рост смертности населения отмечается от болезней органов пищеварения - в 1,5 раза, инфекционных и паразитарных болезней - на 45 процентов. В структуре смертности указанные причины составили 7,2 процента к общему числу умерших.
Уровень смертности населения от болезней системы кровообращения, занимающий первое место в структуре причин смерти, в 2003 году имел максимальное значение за последние 16 лет - 752,9 умерших в расчете на 100 тыс. населения. Смертность женщин от заболеваний органов кровообращения охватывала более половины смертельных исходов и отмечалась в старших возрастных группах населения.
Значительную долю в уровне общей смертности составляют несчастные случаи, отравления и травмы, занимающие первое место в структуре смертности трудоспособного населения (34,6 процента в 2006 году). Всего от неестественных причин смерти в республике с 2001 года погибли 18,5 тыс. человек, и в большинстве случаев - граждане трудоспособного возраста, в основном мужчины.
Ведущее место в структуре неестественных причин смерти занимали алкогольные отравления, составляя пятую часть всех смертей. С начала текущего десятилетия наибольшее значение показателя смертности от случайных отравлений алкоголем в расчете на 100 тыс. населения отмечен# в 2002 году - 74,9, в 2006 году - 52,8, что превышает, несмотря на снижение, среднероссийский показатель в 2,6 раза.
Одним из индикаторов социального неблагополучия населения является уровень насильственной смертности от убийств и самоубийств, концентрирующий в себе результат действия многочисленных факторов: ухудшение материального благосостояния некоторой части населения, хронический стресс и сохранение условий, провоцирующих злоупотребление алкоголем, неуверенность в своем будущем и будущем детей, рост криминализации общества. Тенденция роста смертности от самоубийств продолжалась до 2003 года, убийств - до 2004 года, затем началось снижение.
Ежегодно заканчивают жизнь самоубийством в среднем около 500 человек. Половина добровольно ушедших из жизни были моложе 40 лет. Всего за период с 2001 года покончили жизнь самоубийством 3,0 тыс. человек. В 2006 году показатель смертности от самоубийств составлял 44,8 на 100 тыс. населения. Суицидам больше подвержены мужчины - в 4,5 раза больше, чем женщины. Среди сельского населения уровень смертности от самоубийств был выше, чем среди городского населения, в 2,2 раза.
От убийств за период с 2001 года погибли 2,7 тыс. человек. В 2006 году показатель смертности от убийств составлял 33,6 на 100 тыс. населения и был в сельской местности выше в 1,2 раза, что обусловлено более низким уровнем жизни на селе. Жертвами убийств мужчины являлись в 4 раза чаще, чем женщины.
Важнейшим демографическим показателем, по которому оценивается уровень экономического развития страны и социального благополучия общества, является младенческая смертность. В общем числе умерших детей и подростков до 15 лет новорожденные, не дожившие до одного года, составляют 51 процент. Сложившаяся с 2002 года позитивная динамика младенческой смертности в республике является более благоприятной по сравнению с Российской Федерацией. В 2006 году показатель младенческой смертности по республике составил 7,0 в расчете на 1000 родившихся живыми, в Российской Федерации - 10,2 на каждую 1000 новорожденных. В структуре причин смерти детей в возрасте до 1 года преобладала смертность от состояний, возникающих в перинатальном периоде - 45 процентов, врожденные аномалии - 26 процентов, синдром внезапной смерти грудного ребенка - 13 процентов, болезни нервной системы - 8 процентов, несчастные случаи, отравления и травмы - 4 процента, инфекционно-паразитарные болезни - 3 процента.
Высокий удельный вес в структуре младенческой смертности от состояний, возникших в перинатальный период, свидетельствует о том, что состояние здоровья и жизнеспособность младенцев находятся в прямой зависимости от здоровья матери. За последние три года отмечается рост заболеваемости беременных в 1,5 раза за счет роста экстрагенитальной патологии. Среди заболеваний беременных лидирует анемия - 47 процентов, заболевания почек - 21 процент, что превышает российские показатели в 1,2 раза. Обращает на себя внимание увеличение распространения табакокурения, алкоголизма, наркозависимости среди беременных.
Уровень смертности адекватно выражается в ожидаемой продолжительности жизни населения, динамика которой является точной характеристикой тенденций смертности. В 2005 году средняя продолжительность жизни составляла 62,3 года. Республика относится к числу регионов с самыми низкими значениями показателя, и по сравнению с Российской Федерацией средняя ожидаемая продолжительность жизни ниже на 2-3 года.
Среднестатистический мужчина не доживал в 2005 году до пенсионного возраста 4 года, в том числе горожанин - 3 года, селянин - 7 лет. Среди факторов, влияющих на различия, отмечаются более низкий уровень образования сельского населения, слабое развитие сельского здравоохранения и инфраструктуры, большая степень алкоголизации сельского населения.
Значительным остается разрыв между средней ожидаемой продолжительностью # мужчин и женщин - 13,5 года. В 2005 году средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин составляла 69,5 лет, мужчин - только 56 лет. Различия в продолжительности жизни по полу только до 5 лет могут быть обусловлены биологическими факторами.
Прогнозные сценарии демографического развития Республики Коми.
Вариант 1. На тенденциях и предпосылках демографического развития и миграционных процессов, происходящих в России в целом и в субъектах Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики произвела расчет перспективной численности населения. В соответствии со средним вариантом прогноза в Республике Коми и в дальнейшем ожидается сокращение численности населения, которое будет ежегодно составлять 10-11 тыс. человек. На конец 2010 года предположительно численность населения составит 926,7 тыс. человек, 2015 - 874,3 тыс. человек.
В целом по Российской Федерации прогнозируется положительный миграционный прирост населения, тогда как республика по-прежнему будет характеризоваться миграционным оттоком. В расчете на 1000 жителей миграционная убыль населения составит в 2010 году - 11,4, в 2015 году - 8,2. Миграционная убыль населения будет количественно дополнять естественные потери населения, еще более ускоряя сокращение его общей численности.
В республике прогнозируется рост общего коэффициента рождаемости, который достигнет своего максимального значения 12,7 родившихся на 1000 человек населения в 2012-2013 годы и снизится к 2015 году до 12,3 на 1000 населения. Предполагается, что в ближайшие годы будет повышаться и суммарный коэффициент рождаемости. Число рожденных детей, приходящихся на одну женщину репродуктивного возраста в 2010 году возрастет до 1,445, а к 2015 году - 1,551, но останется ниже границы простого воспроизводства 2,15. Увеличению суммарного коэффициента рождаемости будет способствовать реализация государственных мер по стимулированию рождаемости (существенное повышение частичной оплаты отпусков по уходу за ребенком и детских пособий, предоставление материнского (семейного) капитала). Рождаемость в сельской местности будет выше, чем в городе.
Определенные резервы увеличения демографического потенциала республики связаны со снижением смертности населения. Ежегодное число умерших будет уменьшаться до 13,4 тыс. человек в 2010 году, 12,7 тыс. человек - в 2015 году. В расчете на 1000 жителей численность умерших останется в пределах 14,3-14,4 человека. За счет этого сохранится естественная убыль населения, хотя относительный показатель естественной убыли снизится к 2015 году до 2,1 на 1000 человек населения.
Прогнозируется рост ожидаемой средней продолжительности жизни населения. К 2010 году она увеличится и составит около 65 лет, к 2015 году - 65,4 года. Средняя ожидаемая продолжительность городских жителей выше, чем у сельских жителей, более чем на 3,5 года. Значительной останется разница в продолжительности жизни мужчин и женщин - 14 лет, что связано с высокой преждевременной смертностью мужчин. К 2010 году женщины в среднем будут жить более 72 лет, мужчины - более 58 лет, к 2015 году соответственно 73 года и 59 лет. Ожидаемая продолжительность жизни в республике останется ниже среднероссийского показателя.
В связи с этим произойдут существенные изменения в возрастной структуре населения. Доля лиц трудоспособного возраста будет из года в год сокращаться. В абсолютном выражении ожидается максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста в 2010-2013 годы, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 14 тыс. человек. Такое снижение численности трудоспособного населения обусловлено как повышенной смертностью, так и оттоком населения за пределы республики, большую часть которого составляют мигранты трудоспособного возраста. В последующем она будет составлять в среднем за год 13 тыс. человек. Такое изменение состава населения может вызвать дефицит рабочей силы на рынке труда.
Сокращение населения трудоспособного возраста и увеличение доли лиц нетрудоспособных возрастов приведет к росту коэффициента демографической нагрузки на трудоспособное население. В 2010 году на 1000 лиц трудоспособного возраста будет приходиться 502 человека нетрудоспособного возраста, в 2015 - 588 человек.
Продолжится процесс старения населения республики. С 2013 года в общей численности населения начнет расти доля лиц в возрасте 65 лет и старше, так как за границу 60-летнего возраста перешагнет поколение 50-х годов рождения. Следовательно, будут расти потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Увеличение доли лиц пожилого возраста приведет к росту нагрузки на учреждения здравоохранения.
Вариант 2. В соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Республики Коми разработана Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45. С учетом выполнения в полном объеме задач, определенных Стратегией Правительства Республики Коми, представлен более оптимистичный вариант прогноза демографического развития республики.
Позитивные изменения в экономике республики окажут положительное влияние на демографическую ситуацию в республике, однако в прогнозируемом периоде сохранится тенденция сокращения численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока.
На конец 2010 года предположительно численность населения составит 946,4 тыс. человек, 2015 - 912,2 тыс. человек. Ожидается незначительное увеличение коэффициента рождаемости, который в 2010 году составит 12,4 на 1000 населения и в 2015 году - 13,2 на 1000 населения, при этом абсолютное число родившихся останется в пределах 11-12 тыс. человек.
Будет снижаться ежегодное число умерших до 12,0 тыс. человек в 2010 году и 11,1 тыс. человек - в 2015 году. В расчете на 1000 жителей численность умерших составит 12,7 в 2010 году и 12,2 в 2015 году. Естественная убыль населения, прогнозируемая к 2010 году в абсолютном выражении 0,3 тыс. человек, сменится естественным приростом к 2015 году - 0,9 тыс. человек. Относительный показатель естественной убыли на 1000 населения снизится и составит в 2010 году 0,3, а в 2015 году естественный прирост населения составит 1,0 на 1000 человек населения. Прогнозируется рост ожидаемой средней продолжительности жизни населения. К 2010 году она увеличится и составит 65,3 года.
Влияние фактора естественной убыли будет ослабевать в связи с положительной динамикой рождаемости и снижением показателей смертности, а миграционный отток за пределы республики в связи с прогнозируемым увеличением численности граждан, выезжающих из республики в рамках реализации федеральных и целевых республиканских программ переселения северян, станет определяющим фактором снижения численности населения.
На фоне сокращения общей численности населения сохранится тенденция сокращения численности трудовых ресурсов. При этом удельный вес трудовых ресурсов в численности населения республики будет возрастать за счет сокращения доли населения трудоспособного возраста в миграционном потоке.
Представленные варианты демографического прогноза предполагают сокращение общей численности населения республики, обусловленное сохранением естественной убыли населения и миграционным оттоком. Проведение эффективной демографической политики позволит уменьшить отток квалифицированных специалистов; реализация национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищной политике, установление материнского (семейного) капитала, использование родовых сертификатов и выплат родителям компенсаций затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении - увеличить рождаемость; реализация комплекса мер, направленных на развитие ответственного отношения людей к здоровью, формирование здоровьесберегающего поведения мужчин - снизить смертность мужчин, особенно в трудоспособном возрасте.
3. Цели, принципы и задачи демографического развития
Целью демографического развития Республики Коми является преодоление тенденций неблагоприятного развития демографических процессов, создание условий для стабилизации демографической ситуации в республике, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, повышение качества жизни населения.
В основу демографического развития Республики Коми положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач. Мероприятия в демографической сфере должны охватывать все направления: смертность, рождаемость, миграцию в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах: выбор в каждом из трех направлений наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов для их решения; своевременное реагирование на демографические тенденции текущего периода;
учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;
взаимодействие государственных органов власти с институтами гражданского общества.
Основными задачами демографического развития Республики Коми на период до 2015 года являются:
снижение уровня смертности более чем 12,2 на 1000 населения, прежде всего в трудоспособном возрасте, от внешних причин;
снижение материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
укрепление здоровья населения, существенное снижение заболеваемости социально значимыми болезнями, создание условий и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни;
повышение уровня рождаемости не менее чем 13,2 на 1000 населения за счет роста числа рождений вторых и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
реализация программ переселения жителей районов Крайнего Севера в более благоприятные для проживания районы;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
4. Основные направления демографического развития на период до 2015 года
Для решения задачи снижения смертности населения требуется:
а) сокращение смертности населения от болезней системы кровообращения за счет создания комплексной системы профилактики и ранней диагностики с применением передовых медико-профилактических технологий, образовательных информационных программ, направленных на предупреждение развития сердечно-сосудистых заболеваний;
б) улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
в) снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях как на догоспитальном этапе, так и на стадии лечения в медицинских учреждениях;
г) снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, а также за счет экономической мотивации работодателя к улучшению условий труда;
д) снижение смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с населением групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
е) снижение смертности населения от онкологических заболеваний за счет внедрения скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний;
ж) сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
з) внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
и) повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.
Для решения задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков требуется:
а) повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно-ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов;
б) укрепление материально-технического обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений;
в) развитие высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
г) обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
д) проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
е) развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного для детей из малообеспеченных семей;
ж) внедрение обязательности занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.
Для решения задачи укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости и создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни требуется:
а) формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации к ведению здорового образа жизни путем повышения информированности о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях их предупреждения;
б) привлечение к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства с активным участием средств массовой информации, разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;
в) обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей максимальной социализации инвалидов;
г) разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
Для решения задачи увеличения рождаемости требуется:
а) усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярный пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции), усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;
создание механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (как государственных, так и частных), повышения доступности и качества их услуг;
б) создание условий для повышения доступности жилья семьям с детьми за счет развития ипотечного кредитования, в первую очередь молодых семей с детьми, а также за счет внедрения новых кредитных инструментов;
в) реализация региональных программ обеспечения жильем молодых семей;
г) разработка системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных жилых помещений и ветхого жилого фонда, по первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
д) развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семей;
е) реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, содержание и воспитание детей, в том числе:
создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организация системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать занятость с выполнением семейных обязанностей;
разработка специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
Для решения задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений требуется:
а) развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей в налаживании благоприятного психологического климата во внутрисемейных отношениях, профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
б) подготовка и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
в) пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
г) социальная реабилитация и последующая интеграция в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для решения задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития требуется:
а) регулирование миграционных потоков на региональном уровне;
б) повышение миграционной привлекательности территории Республики Коми и сокращение выезда экономически активного населения, необходимого Республике Коми по возрастным и профессионально-квалификационным критериям;
в) содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Республику Коми, а также стимулирование возвращения в Республику Коми эмигрантов, ранее выехавших за границу;
г) совершенствование механизма организации добровольного переселения в Республику Коми соотечественников в зависимости от их профессии, специальности, квалификации, возраста, семейного положения и состояния здоровья.
5. Информационное обеспечение реализации Концепции
Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических исследований и будет обеспечиваться путем:
расширения социальной рекламы в средствах массовой информации:
выпуска тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов;
разработки учебных программ;
информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах, позволяющих предупредить вредное воздействие на здоровье человека.
6. Механизмы реализации Концепции
Реализацию Концепции предполагается осуществлять путем:
дальнейшего совершенствования законодательства Республики Коми в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, политики занятости населения с учетом предусмотренных мер демографического развития;
внесения в установленном порядке предложений по включению в федеральные целевые программы мероприятий по улучшению демографической ситуации;
включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в целевые республиканские программы;
учета задач демографического развития в бюджетном процессе при формировании республиканского бюджета Республики Коми, концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализации основных задач демографической политики; привлечения дополнительных внебюджетных поступлений на эти цели;
методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, направленной на управление демографическими процессами;
постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографического развития.
7. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (в 2008-2010 гг.) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в демографическом развитии, в том числе основная часть мероприятий по снижению смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитию перинатальных семейно ориентированных технологий, уменьшающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, по государственной адресной материальной поддержке семей, имеющих детей, включая проведение индексации пособий этим семьям с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению, материальной поддержке замещающих семей.
Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать меры, направленные на популяризацию здорового образа жизни и самосохранительного поведения.
На первом этапе будут также разработаны муниципальные демографические программы, направленные на улучшение демографической ситуации и учитывающие специфику каждого муниципального образования (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики, развития сельского хозяйства.
При разработке Плана мероприятий по улучшению демографической ситуации первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам, с обеспечением необходимого финансирования, методическим и информационным сопровождением.
На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2011 года.
По итогам реализации мероприятий первого этапа к 2011 году предполагается снизить темпы естественной убыли населения и миграционного оттока.
На втором этапе (в 2011-2015 гг.) будет продолжено проведение мероприятий по стабилизации демографической ситуации, реализуемых на первом этапе. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников.
К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, сформировать у населения самосохранительное поведение.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:
стабилизировать численность населения на уровне 912,2 тыс. человек;
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни более 65 лет;
увеличить коэффициент рождаемости не менее 13,2 на 1000 населения;
снизить уровень смертности населения более 12,2 на 1000 населения;
при сохранении ежегодной миграционной убыли населения 6,5-7,8 тыс. человек уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных специалистов и молодежи на постоянное место жительства.
8. Источники финансирования Концепции
Финансирование расходов, связанных с решением задач Концепции, планируется осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Коми, а также средств из иных источников, не запрещенных законодательством.
Приложение
к Концепции демографического
развития Республики Коми
на период до 2015 года
Прогноз основных показателей демографического развития Республики Коми
|
2006 год, отчет |
2010 год |
2015 год |
||
по данным Федеральной службы государственной статистики |
по программе экономического и социального развития Республики Коми |
по данным Федеральной службы государственной статистики |
по программе экономического и социального развития Республики Коми |
||
Численность населения на конец года, тыс.чел. |
974,6 |
926,7 |
946,4 |
874,3 |
912,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
городское |
737,3 |
715,0 |
717,4 |
678,7 |
693,7 |
сельское |
237,3 |
224,4 |
229,0 |
195,6 |
218,5 |
Число родившихся, тыс.чел. |
10,9 |
11,3 |
11,7 |
10,8 |
12,0 |
Коэффициент рождаемости, чел. на 1000 населения |
11,1 |
12,1 |
12,4 |
12,3 |
13,2 |
Число умерших, тыс.чел. |
13,5 |
13,4 |
12,0 |
12,7 |
11,1 |
Коэффициент смертности, чел. на 1000 населения |
13,8 |
14,3 |
12,7 |
14,4 |
12,2 |
Естественная убыль, тыс.чел. |
-2,6 |
-2,1 |
-0,3 |
-1,85 |
+0,9 |
Коэффициент естественной убыли населения, чел. на 1000 населения |
-2,7 |
-2,2 |
-0,3 |
-2,1 |
+1,0 |
Миграционная убыль, тыс.чел. |
-7,8 |
-10,6 |
-6,55 |
-7,2 |
-7,8 |
Коэффициент миграционной убыли населения, чел. на 1000 населения |
-7,9 |
-11,4 |
-6,9 |
-8,2 |
-8,55 |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни, лет |
64,2 |
64,8 |
65,3 |
65,4 |
|
<< Назад |
||
Содержание Указ Главы Республики Коми от 28 декабря 2007 г. N 121 "О Концепции демографического развития Республики Коми на период... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.