Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Республики Коми
"О целевой республиканской
программе "Укрепление
правопорядка и общественной
безопасности в Республике Коми"
на 2009-2011 годы"
Целевая республиканская программа
"Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2009-2011 годы
Паспорт
целевой республиканской программы "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2009-2011 годы
Наименование Программы |
- |
целевая республиканская программа "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2009-2011 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
распоряжение Правительства Республики Коми от 8 апреля 2008 года N 84-р |
Заказчик Программы |
- |
Министерство экономического развития Республики Коми |
Основные разработчики Программы |
- |
Министерство экономического развития Республики Коми; Министерство внутренних дел по Республике Коми (по согласованию); Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми (по согласованию); Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (по согласованию) |
Цели Программы |
- |
обеспечение безопасности граждан на территории Республики Коми путем укрепления общественного порядка и общественной безопасности; сокращение распространения наркомании и связанных с ней правонарушений на территории Республики Коми; создание системы мероприятий по укреплению правопорядка среди осужденных |
Задачи Программы |
- |
осуществление организационной, научно-методической и информационной деятельности по профилактике правонарушений; обеспечение профилактики правонарушений на административных участках, на улицах и в других общественных местах; повышение качества воспитательной работы в образовательных учреждениях, профилактика противоправного поведения несовершеннолетних; развитие деятельности учреждений системы социальной защиты населения; привлечение детей и молодежи к участию в спортивных мероприятиях; содействие социальной адаптации осужденных, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и несовершеннолетних, прибывших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, профилактика повторной преступности; укрепление материально-технической базы милиции общественной безопасности; совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними; использование передовых методов лечения и реабилитации лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача; содействие организации и проведению операций по профилактике правонарушений, связанных с использованием и оборотом наркотиков, а также по пресечению незаконного оборота наркотиков; профилактика новых преступлений среди осужденных; содействие трудозанятости лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы |
Перечень подпрограмм |
- |
"Профилактика правонарушений в Республике Коми"; "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту"; "Комплексные меры по укреплению правопорядка среди осужденных" |
Исполнители Программы |
- |
Министерство внутренних дел по Республике Коми (по согласованию); Министерство здравоохранения Республики Коми; Министерство образования Республики Коми; Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми; Министерство культуры Республики Коми; Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям; Агентство Республики Коми по социальному развитию; Агентство Республики Коми по физической культуре, спорту и туризму; Агентство Республики Коми по управлению имуществом; Управление Республики Коми по занятости населения; Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (по согласованию); Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования |
- |
в целом на реализацию Программы потребуется 198700 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, в том числе по годам: 2009 год - 76100 тыс. рублей; 2010 год - 56500 тыс. рублей; 2011 год - 66100 тыс. рублей |
Сроки реализации Программы |
- |
2009-2011 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
реализация Программы позволит к концу 2011 года достичь следующих результатов: улучшить информационное обеспечение деятельности соответствующих государственных органов по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан; оздоровить обстановку на улицах и в других общественных местах; сократить количество правонарушений; снизить долю тяжких преступлений в общем количестве совершаемых преступлений на 13,8 процента; снизить уровень рецидивной и "бытовой" преступности; улучшить профилактику правонарушений в среде несовершеннолетних и молодежи; увеличить удельный вес детей, охваченных внеурочной деятельностью, в общем числе детей школьного возраста до 75,3 процента; привлечь молодежь и детей к участию в спортивных соревнованиях; повысить качество психолого-педагогического и социального сопровождения граждан в учреждениях социального обслуживания семьи и детей; создать благоприятные условия для адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; снизить количество лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества и совершивших повторные преступления, на 15 процентов; повысить оперативность реагирования на заявления и сообщения о происшествиях за счет мер по укреплению материально-технической базы милиции общественной безопасности; повысить доверие граждан к правоохранительным органам; снизить количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, до 850 случаев в год; снизить число передозировок, связанных с употреблением без назначения врача наркотиков и других психоактивных веществ, до 200 случаев в год; увеличить долю подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории до 10,4 процента; снизить уровень негативного воздействия криминальных финансовых средств на экономическую и общественно-политическую жизнь в Республике Коми; увеличить выявляемость наркопреступности; снизить количество хищений наркотиков в сфере их легального оборота; сократить незаконный спрос на наркотики; внедрить передовые методики лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией; увеличить количество публикаций в средствах массовой информации по вопросам профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами до 790 в год; повысить эффективность деятельности по профилактике новых преступлений среди осужденных; снизить удельный вес лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и не работающих из-за непредоставления работ в учреждениях системы исполнения наказаний, до 27 процентов |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за исполнением Программы осуществляют Правительство Республики Коми и Государственный Совет Республики Коми |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
В Республике Коми осуществляется планомерная работа по решению задач, направленных на повышение доверия граждан к правоохранительным органам, усиление борьбы с незаконным оборотом наркотиков организованными преступными группировками, многоуровневую профилактику, укрепление взаимодействия правоохранительных органов с органами власти республики.
Решение многих вопросов межведомственного характера в области укрепления правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми осуществляется в рамках целевых республиканских программ.
Реализация целевой республиканской программы "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2005-2008 годы ("Правопорядок - 2008") способствовала снижению отдельных показателей криминогенной обстановки в Республике Коми. В результате в 2007 году по сравнению с предыдущим годом отмечалось снижение количества зарегистрированных преступлений, уменьшилось число незаконных действий, связанных с оборотом наркотиков.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, оперативная обстановка с правонарушениями остается напряженной, не обеспечивает личную безопасность граждан, их имущества и продолжает оказывать негативное воздействие на социально-экономическое развитие Республики Коми.
В 2007 году, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, на территории Республики Коми было зарегистрировано свыше 28,4 тыс. преступлений, что на 20 процентов ниже уровня 2006 года, но на 19 процентов превышает уровень 2000 года.
По уровню преступности на 10000 человек Республика Коми значительно превышает средние значения по России и Северо-Западному федеральному округу.
Кроме того, по итогам 2007 года по отдельным показателям Республика Коми вошла в число регионов Российской Федерации с наибольшими темпами прироста зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках, скверах, и наибольшим удельным весом преступлений (от числа расследованных), совершенных несовершеннолетними или при их соучастии.
В течение 2007 года подразделениями правоохранительных органов зафиксировано 3 тысячи преступлений экономической направленности. Материальный ущерб от незаконных действий экономической направленности на момент возбуждения уголовного дела составил 272 млн. рублей (в 2006 году - 211 млн. рублей).
Также, несмотря на предпринимаемые меры, ситуация, связанная с незаконным распространением и потреблением наркотических средств, продолжает оставаться напряженной. В 2007 году в ходе расследования уголовных преступлений было изъято почти 182 кг наркотических и сильнодействующих веществ, что в 2,5 раза больше, чем год назад.
Наркомания и связанные с ней правонарушения наиболее распространены среди молодежи.
Уголовно-исполнительная система не имеет достаточных возможностей для исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений.
Основными причинами сложившейся ситуации в сфере укрепления правопорядка и общественной безопасности являются низкий уровень профилактической работы среди населения; проблемы материально-технического обеспечения правоохранительных органов и других органов и учреждений, осуществляющих деятельность в данной сфере; недостаточный уровень привлечения подростков и молодежи к досуговой и внеурочной деятельности.
Таким образом, требуется дальнейшее решение проблем в области укрепления правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми.
Решение вышеназванных проблем возможно только при условии комплексного подхода и согласованных действий различных органов и структур, занимающихся профилактикой правонарушений и укреплением правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми.
При этом использование программно-целевого метода является наиболее приемлемым подходом, который позволит преодолеть негативные тенденции в сфере правопорядка и общественной безопасности и эффективно использовать средства республиканского бюджета Республики Коми.
II. Цели и задачи программы
Цели Программы:
обеспечение безопасности граждан на территории Республики Коми путем укрепления общественного порядка и общественной безопасности;
сокращение распространения наркомании и связанных с ней правонарушений на территории Республики Коми;
создание системы мероприятий по укреплению правопорядка среди осужденных.
Задачи Программы:
осуществление организационной, научно-методической и информационной деятельности по профилактике правонарушений;
обеспечение профилактики правонарушений на административных участках на улицах и в других общественных местах;
повышение качества воспитательной работы в образовательных учреждениях, профилактика противоправного поведения несовершеннолетних;
развитие деятельности учреждений системы социальной защиты населения;
привлечение детей и молодежи к участию в спортивных мероприятиях;
содействие социальной адаптации осужденных, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и несовершеннолетних, прибывших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, профилактика повторной преступности;
укрепление материально-технической базы милиции общественной безопасности;
совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;
совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача;
содействие организации и проведению операций по профилактике правонарушений, связанных с использованием и оборотом наркотиков, а также по пресечению незаконного оборота наркотиков;
профилактика новых преступлений среди осуженных#;
содействие трудозанятости лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
III. Оценка приоритетности задач, для решения которых программа принимается
Деятельность по укреплению правопорядка и общественной безопасности является одним из основных направлений государственной политики в Российской Федерации. Приоритетность задач Программы отражена в следующих документах:
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года;
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, в которой определено, что решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений;
федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 561;
федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2006 года N 540;
федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172;
постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 216 "О Правительственной комиссии по профилактике правонарушений";
перечень поручений Президента Российской Федерации N Пр-1293ГС от 13 июля 2007 года о разработке и принятии региональных программ профилактики преступлений и иных правонарушений.
Приоритетность задач Программы на уровне Республики Коми подтверждается положениями Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, в которой одной из стратегических целей в области социального развития является снижение преступности и повышение степени социальной безопасности населения.
IV. Сроки реализации программы
Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.
V. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий, заложенная в подпрограммы "Профилактика правонарушений в Республике Коми", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", "Комплексные меры по укреплению правопорядка среди осужденных", включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
организационная, научно-методическая и информационная деятельность по профилактике правонарушений;
профилактика правонарушений на административных участках, на улицах и в других общественных местах;
повышение качества воспитательной работы в образовательных учреждениях, профилактика противоправного поведения несовершеннолетних;
развитие деятельности учреждений системы социальной защиты населения;
привлечение детей и молодежи к участию в спортивных мероприятиях;
содействие социальной адаптации осужденных, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и несовершеннолетних, прибывших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, профилактика повторной преступности;
материально-техническое обеспечение милиции общественной безопасности;
организационные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;
профилактика злоупотребления наркотиками;
лечение и реабилитация лиц, потребляющих наркотики без назначения врача;
обеспечение контроля за распространением наркотиков;
содействие организации и проведению операций по профилактике правонарушений, связанных с использованием и оборотом наркотиков, а также по пресечению незаконного оборота наркотиков;
меры по профилактике новых преступлений среди осужденных;
содействие трудозанятости лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
VI. Оценка результатов реализации программы и оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности программы
Реализация Программы позволит к концу 2011 года достичь следующих результатов:
улучшить информационное обеспечение деятельности соответствующих государственных органов по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан;
оздоровить обстановку на улицах и в других общественных местах;
сократить количество правонарушений;
снизить долю тяжких преступлений в общем количестве совершаемых преступлений на 13,8 процента;
снизить уровень рецидивной и "бытовой" преступности;
улучшить профилактику правонарушений в среде несовершеннолетних и молодежи;
увеличить удельный вес детей, охваченных внеурочной деятельностью, в общем числе детей школьного возраста до 75,3 процента;
привлечь молодежь и детей к участию в спортивных соревнованиях;
повысить качество психолого-педагогического и социального сопровождения граждан в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;
создать благоприятные условия для адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
снизить количество лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества и совершивших повторные преступления, на 15 процентов;
повысить оперативность реагирования на заявления и сообщения о происшествиях за счет мер по укреплению материально-технической базы милиции общественной безопасности;
повысить доверие граждан к правоохранительным органам;
снизить количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, до 850 случаев в год;
снизить число передозировок, связанных с употреблением без назначения врача наркотиков и других психоактивных веществ, до 200 случаев в год;
увеличить долю подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности лиц указанной категории до 10,4 процента;
снизить уровень негативного воздействия криминальных финансовых средств на экономическую и общественно-политическую жизнь в Республике Коми;
увеличить выявляемость наркопреступности;
снизить количество хищений наркотиков в сфере их легального оборота;
сократить незаконный спрос на наркотики;
внедрить передовые методики лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
увеличить количество публикаций в средствах массовой информации по вопросам профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами до 790 в год;
повысить эффективность деятельности по профилактике новых преступлений среди осужденных;
снизить удельный вес лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и не работающих из-за непредоставления работ в учреждениях системы исполнения наказаний, до 27 процентов.
От реализации Программы ожидается бюджетная, экономическая, социальная эффективность.
Бюджетная эффективность выражается:
в сокращении бюджетных расходов, связанных с амбулаторным и стационарным лечением лиц, пострадавших от противоправных действий, и расходов на выплату пособий по инвалидности;
в обеспечении сохранности имущества государственных учреждений;
в увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации вследствие невовлечения в наркотическую зависимость лиц трудоспособного возраста;
в сокращении бюджетных расходов, связанных с амбулаторным и стационарным лечением граждан от наркозависимости, обслуживанием бригадами скорой помощи граждан при наркотических отравлениях.
Экономическая эффективность выражается:
в сокращении материального ущерба, причиненного юридическим лицам при совершении краж имущества и грабежей, экономических преступлений;
в укреплении производственного потенциала учреждений системы исполнения наказаний в Республике Коми и республики в целом, увеличении объемов вывозки древесины по лесозаготовительной отрасли промышленности республики на 61 тыс.куб.м, получении дополнительной прибыли учреждениями системы исполнения наказаний в размере 3,7 млн. рублей.
Социальная эффективность выражается:
в улучшении социального положения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
в сокращении числа погибших в результате совершенных преступлений;
в сокращении моральных и нравственных страданий граждан от совершенных против них преступлений;
в положительном воздействии на моральное, интеллектуальное, физическое развитие общества, связанное со снижением уровня преступности, сокращением распространения социально опасных заболеваний (ВИЧ, гепатиты В и С) и уровня детской инвалидности;
в создании обстановки спокойствия и безопасности на улицах и в других общественных местах;
в сокращении количества наркозависимых, среди которых 75 процентов составляют люди в возрасте до 30 лет, 18 процентов - женщины, вследствие чего возможно прогнозировать снижение смертности, увеличение рождаемости;
в дополнительной трудозанятости не менее 200 лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
в развитии инфраструктуры лесных поселков в местах дислокации учреждений системы исполнения наказаний в Республике Коми.
Целевые показатели и индикаторы
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
2007 год (факт) |
2008 год (оценка) |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Количество зарегистрированных преступлений (единиц в год) |
28358 |
27000 |
26000 |
25500 |
25000 |
2. |
Количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (единиц в год) |
7055 |
6800 |
6500 |
6300 |
6200 |
3. |
Удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, в общем числе расследованных преступлений (в процентах) |
28,2 |
29 |
27,5 |
26 |
25,8 |
4. |
Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе расследованных преступлений по годам (в процентах) |
14,8 |
14,5 |
14,2 |
13,8 |
13,7 |
5. |
Удельный вес безнадзорных детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем числе детей и подростков, состоящих на учете в органах социальной защиты населения (в процентах) |
45 |
47 |
49 |
51 |
53 |
6. |
Количество социальных услуг, предоставленных в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (млн единиц в год) |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
7. |
Удельный вес детей, охваченных внеурочной деятельностью, в общем числе детей школьного возраста (в процентах) |
71,7 |
72,6 |
73,5 |
74,4 |
75,3 |
8. |
Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (единиц в год) |
1055 |
1000 |
950 |
900 |
850 |
9. |
Число передозировок, связанных с употреблением без назначения врача наркотиков и других психоактивных веществ (единиц в год) |
400 |
340 |
300 |
260 |
200 |
10. |
Доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности лиц указанной категории (в процентах) |
8,6 |
9,3 |
9,6 |
10 |
10,4 |
11. |
Удельный вес числа лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и не работающих из-за отсутствия рабочих мест в учреждениях системы исполнения наказаний (в процентах) |
30 |
30 |
29 |
28 |
27 |
12. |
Оснащенность инженерных средств охраны изделиями из спирали армированной колючей ленты (в процентах) |
58 |
70 |
82 |
100 |
100 |
13. |
Область покрытия территорий учреждений ИК-1, ИК-25, ИК-8, ИК-18, ИК-19, ИК-24 системы исполнения наказаний в Республике Коми сотовой связью (в процентах) |
100 |
100 |
67 |
0 |
0 |
VII. Ресурсное обеспечение
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2009-2011 годах составит 198700 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам и годам:
VIII. Система управления и контроля за ходом выполнения программы
Контроль за реализацией Программы осуществляют Государственный Совет Республики Коми и Правительство Республики Коми.
Правительство Республики Коми представляет в установленном порядке Государственному Совету Республики Коми отчет о выполнении Программы.
Паспорт
подпрограммы "Профилактика правонарушений в Республике Коми" целевой республиканской программы "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2009-2011 годы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Несмотря на принимаемые меры, преступность в Республике Коми приобретает более организованный характер. В настоящее время в республике предстоит решать сложный вопрос, находящийся на стыке многих социальных проблем, в части выработки подходов к созданию эффективной государственной системы профилактики правонарушений. Речь идет об устранении самих причин, ведущих к криминализации общества.
Реализация мероприятий, предусмотренных целевой республиканской программой "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2005-2008 годы ("Правопорядок - 2008"), дает свои положительные результаты. В 2007 году по сравнению с 2006 годом в Республике Коми количество преступлений, зарегистрированных в органах внутренних дел, снизилось на 20,6 процента (с 34618 до 27484), количество преступлений против личности - на 10,7 процента (с 5973 до 5334), против собственности - на 13,9 процента (с 21685 до 18661), количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений - на 26,2 процента (с 8826 до 6512).
Вместе с тем, несмотря на общее снижение уровня преступности, проблемы в сфере укрепления правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми сохраняются.
В настоящее время в республике недостаточно освещаются вопросы по профилактике правонарушений, проблемам несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, деятельности органов и учреждений в сфере укрепления правопорядка и общественной безопасности.
Особую тревогу вызывает значительный рост уличной преступности - на 171,7 процента по сравнению с 2006 годом. В этой связи встает вопрос о совершенствовании профилактики правонарушений на административных участках, на улицах и в других общественных местах.
Недостаточное количество систем видеонаблюдения и экстренной связи "гражданин - милиция" в местах и объектах с массовым пребыванием граждан не позволяет оперативно реагировать органам внутренних дел республики на правонарушения и раскрывать их "по горячим следам".
Отсутствует взаимодействие правоохранительных органов и учреждений системы исполнения наказаний в части обмена данными о лицах, привлеченных к административной и уголовной ответственности.
Криминальную напряженность усиливают нарастающие темпы распространения алкоголизма и наркомании среди населения и в первую очередь в молодежной среде. Недостаточный уровень привлечения подростков и молодежи к досуговой и внеурочной деятельности, их временного трудоустройства, низкий уровень пропаганды здорового образа жизни способствовали росту подростковой преступности в 2007 году по сравнению с 2006 годом.
Требуется развитие новых форм и методов воспитательной работы, максимальное вовлечение во внеурочную деятельность детей и подростков из малообеспеченных семей, не имеющих средств на посещение образовательных учреждений дополнительного образования, кроме общеобразовательной школы, и проводящих большую часть свободного времени на улице, а также содействие несовершеннолетним во временном трудоустройстве.
Отсутствие современного оборудования тормозит внедрение новых прогрессивных форм и методов работы в деятельность учреждений системы социальной защиты населения для оказания помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Дальнейшего развития требует организация площадок и групп с дневным пребыванием круглогодичного действия для детей и подростков "групп риска" на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей. Деятельность данных площадок и групп имеет коррекционную направленность, целенаправленно сочетаемую с элементами образовательной, развивающей и оздоровительной деятельности, что способствует более полной реализации потенциала личностного развития каждого ребенка, находящегося в зоне риска, преодолению его негативно-социального опыта и формированию его установок, ценностей и мотивов социально-нравственного поведения.
Одним из направлений профилактики преступлений среди населения является пропаганда и ведение здорового образа жизни в первую очередь среди детей и молодежи.
Однако в настоящее время в Республике Коми во многих поселениях отсутствуют спортивные площадки, не созданы условия в спортивных учреждениях для занятий физической культурой и спортом подростков и молодежи из малообеспеченных семей и "групп риска". Кроме того, в государственных учреждениях дополнительного образования детей и государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно спортивного инвентаря и оборудования для проведения занятий с детьми.
Необходимы новые подходы в организации воспитательной работы с осужденными и работы по их социальной адаптации.
До сих пор остается проблематичным трудоустройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Для обеспечения трудовой занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и снижения рецидива преступности в республике необходимо целенаправленное осуществление подбора рабочих мест территориальными центрами служб занятости, профессиональная переподготовка лиц данной категории.
Коренное изменение сложившейся ситуации нельзя решить без существенного укрепления материально-технической базы подразделений милиции общественной безопасности Республики Коми.
Для успешного и эффективного противодействия преступности необходимо внедрять и использовать в работе милиции общественной безопасности современные средства связи, специальную технику.
Требует доукомплектования и обновления автотранспорт подразделений милиции общественной безопасности. В настоящее время более половины используемых транспортных средств выработали свой ресурс.
В Республике Коми имеются возможности реализации системы мер целевого воздействия на преступность и установление контроля над развитием криминальных процессов. Правоохранительная система накопила определенный опыт работы в новых социально-экономических условиях.
Вместе с тем требуются комплексный подход и координация действий в сфере профилактики правонарушений. На преодоление перечисленных негативных и закрепление позитивных тенденций направлена подпрограмма "Профилактика правонарушений в Республике Коми".
Консолидация усилий правоохранительных органов, органов государственной власти Республики Коми и учреждений по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений позволит достичь поставленных целей и добиться максимальных результатов реализации данной подпрограммы.
II. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является обеспечение безопасности граждан на территории Республики Коми путем укрепления общественного порядка и общественной безопасности.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
осуществление организационной, научно-методической и информационной деятельности по профилактике правонарушений;
обеспечение профилактики правонарушений на административных участках, на улицах и в других общественных местах;
повышение качества воспитательной работы в образовательных учреждениях, профилактика противоправного поведения несовершеннолетних;
развитие деятельности учреждений системы социальной защиты населения;
привлечение детей и молодежи к участию в спортивных мероприятиях;
содействие социальной адаптации осужденных, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и несовершеннолетних, прибывших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, профилактика повторной преступности;
укрепление материально-технической базы милиции общественной безопасности.
III. Оценка приоритетности задач, для решения которых подпрограмма принимается
Приоритетность задач подпрограммы определена следующими основными документами:
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года, в котором были затронуты вопросы по укреплению правопорядка в стране и организации борьбы с преступностью;
перечень поручений Президента Российской Федерации N Пр-1293ГС от 13 июля 2007 года о разработке и принятии региональных программ профилактики преступлений и иных правонарушений;
федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 172, в части подпрограммы "Дети и семья" по направлению "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Приоритетность задач подпрограммы на уровне Республики Коми подтверждается положениями Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, одним из направлений в которой указано укрепление правопорядка, общественной безопасности и законности.
IV. Сроки реализации подпрограммы
Сроки реализации подпрограммы - 2009-2011 годы.
V. Система мероприятий подпрограммы
VI. Оценка результатов реализации подпрограммы и оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы позволит к концу 2011 года достичь следующих основных результатов:
улучшить информационное обеспечение деятельности соответствующих государственных органов по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан;
оздоровить обстановку на улицах и в других общественных местах;
сократить количество правонарушений;
снизить долю тяжких преступлений в общем количестве совершаемых преступлений на 13,8 процента;
снизить уровень рецидивной и "бытовой" преступности;
улучшить профилактику правонарушений в среде несовершеннолетних и молодежи;
увеличить удельный вес детей, охваченных внеурочной деятельностью, в общем числе детей школьного возраста до 75,3 процента;
привлечь молодежь и детей к участию в спортивных соревнованиях;
повысить качество психолого-педагогического и социального сопровождения граждан в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;
создать благоприятные условия для адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
снизить количество лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества и совершивших повторные преступления, на 15 процентов;
повысить оперативность реагирования на заявления и сообщения о происшествиях за счет мер по укреплению материально-технической базы милиции общественной безопасности;
повысить доверие граждан к правоохранительным органам.
От реализации подпрограммы ожидается бюджетная, экономическая, социальная эффективность.
Бюджетная эффективность выражается:
в сокращении бюджетных расходов, связанных с амбулаторным и стационарным лечением лиц, пострадавших от противоправных действий, расходов на выплату пособий по инвалидности;
в обеспечении сохранности имущества государственных учреждений.
Экономическая эффективность выражается в сокращении материального ущерба, причиненного юридическим лицам при совершении краж имущества и грабежей, экономических преступлений.
Социальная эффективность выражается:
в улучшении социального положения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
в сокращении числа погибших в результате совершенных преступлений;
в сокращении моральных и нравственных страданий граждан от совершенных против них преступлений;
в положительном воздействии на моральное, интеллектуальное, физическое развитие общества, связанное со снижением уровня преступности;
в создании обстановки спокойствия и безопасности на улицах и в других общественных местах.
Целевые показатели и индикаторы
N п/п |
Наименование показателя |
2007 год (факт) |
2008 год (оценка) |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Количество зарегистрированных преступлений (единиц в год) |
28358 |
27000 |
26000 |
25500 |
25000 |
2. |
Количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений (единиц в год) |
7055 |
6800 |
6500 |
6300 |
6200 |
3. |
Удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, в общем числе расследованных преступлений (в процентах) |
28,2 |
29 |
27,5 |
26 |
25,8 |
4. |
Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе расследованных преступлений (в процентах) |
14,8 |
14,5 |
14,2 |
13,8 |
13,7 |
5. |
Удельный вес безнадзорных детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем числе детей и подростков, состоящих на учете в органах социальной защиты населения (в процентах) |
45 |
47 |
49 |
51 |
53 |
6. |
Количество социальных услуг, предоставленных в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (млн единиц в год) |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
7. |
Удельный вес детей, охваченных внеурочной деятельностью, в общем числе детей школьного возраста (в процентах) |
71,7 |
72,6 |
73,5 |
74,4 |
75,3 |
VII. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2009-2011 годах составит 152000 тыс. рублей, в том числе по годам:
VIII. Система управления и контроля за ходом выполнения подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляют Государственный Совет Республики Коми и Правительство Республики Коми.
Правительство Республики Коми представляет в установленном порядке Государственному Совету Республики Коми отчет о выполнении подпрограммы.
Предложить Министерству внутренних дел по Республике Коми (по согласованию) - бюджетополучателю (ответственному за выполнение мероприятий подпрограммы) осуществлять мониторинг хода реализации подпрограммы и представлять информацию о выполнении мероприятий подпрограммы заказчику подпрограммы.
Органы исполнительной власти Республики Коми, являющиеся бюджетополучателями (ответственными за выполнение мероприятий подпрограммы), представляют информацию о выполнении мероприятий подпрограммы в Министерство внутренних дел по Республике Коми в установленные им сроки.
Паспорт
подпрограммы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" целевой республиканской программы "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2009-2011 годы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Современная ситуация, связанная с использованием и оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (далее - наркотики), в России характеризуется сокращением уровня наркотизации населения, в первую очередь, среди молодежи. По данным Всероссийского мониторинга, проведенного в 2007 году, число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, сократилось по сравнению с 2004 годом на 800 тыс. человек и составляет в настоящее время около 5 млн. 100 тыс. человек.
Правоохранительная система накопила опыт борьбы с наркобизнесом. Проводится работа по сбору и реализации оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных формирований в сфере наркобизнеса, а также об их коррумпированных связях. Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, межрегиональное сотрудничество в сфере борьбы с наркобизнесом.
Практика реализации целевой республиканской программы "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2005-2008 годы ("Правопорядок - 2008") показала, что программа является эффективным инструментом комплексного решения проблем, связанных с наркотиками.
За последние годы удалось добиться снижения количества смертельных случаев, связанных с употреблением наркотиков, выявления большого количества преступных групп и, соответственно, снижения количества действующих на данный момент, увеличения выявляемости притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, организации межведомственного взаимодействия по проведению антинаркотических мероприятий, улучшения эффективности борьбы с наркоманией и правонарушениями, связанными с ней.
Предварительные данные по итогам 2007 года свидетельствуют о стабилизации ситуации, связанной с наркологической заболеваемостью в Республике Коми.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом смертность от отравлений наркотическими веществами сократилась на 51,4 процента.
За 2007 год было перекрыто 20 каналов оптовых поставок наркотиков на территорию Республики Коми из других регионов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Кировская область, Удмуртия, Пермский край и других. За 5 месяцев 2008 года перекрыто 8 каналов. Раскрыты организованные преступные группы с международным уровнем связи.
Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми была проведена большая работа по пресечению деятельности преступных групп в сфере незаконного оборота наркотиков, были окончены производством уголовные дела в отношении:
|
2006 год |
2007 год |
5 мес. 2008 года |
групп лиц по предварительному сговору |
43 |
15 |
3 |
организованных групп |
50 |
11 |
- |
Данные цифры свидетельствуют о снижении количества устойчивых преступных групп, действующих на территории Республики Коми.
В Республике Коми происходит интенсивная структурная перестройка нелегального наркорынка: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин, синтетические наркотики вытесняют традиционные солому мака и марихуану.
Анализ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков показывает, что количество изъятых из незаконного оборота наркотиков из года в год имеет положительные тенденции роста. Если в 2006 году в Республике Коми правоохранительными органами из незаконного оборота было изъято 64 кг 403 г наркотиков, то в 2007 году - 181 кг 496 г (рост в 2,8 раза). За три месяца 2008 года количество изъятых правоохранительными органами из незаконного оборота наркотиков увеличилось в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Несмотря на достигнутые результаты, борьба с незаконным оборотом наркотических средств продолжается. Большую опасность представляют сейчас синтетические наркотики, распространяемые в молодежной среде, - на дискотеках, в клубах, на неформальных мероприятиях. При их изготовлении используются прекурсоры, которые являются кислотами, ядами и другими сильнодействующими веществами.
За последние 2 года резко возросло количество преступлений, связанных с изготовлением в кустарных условиях синтетических наркотиков. Начиная с 2006 года возросло количество зарегистрированных преступлений, связанных с организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, - с 36 в 2006 году до 64 в 2007 году, за 5 месяцев 2008 года - 29.
В Республике Коми за 2007 год прошли лечение в стационаре 362 человека с диагнозом наркомания и 19 человек с эпизодическим потреблением наркотических средств. Средняя продолжительность нахождения в стационаре составляет 9,4 дня. Стоимость одного койко-дня составляет 678 рублей. Только на стационарное лечение наркотической зависимости в 2007 году было потрачено около 2,5 млн. рублей, не считая стоимости лечения сопутствующих заболеваний (ВИЧ-инфекция, гепатиты, сепсис и др.), вызовов бригад "скорой помощи".
Поскольку коммерческая стоимость лечения и реабилитации больных наркоманией достаточно высока, важное значение приобретают профилактика и антинаркотическая пропаганда.
Кроме того, значительными являются и затраты на проведение расследования правоохранительными органами преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, хищений, грабежей и иных преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, а также совершаемых в целях получения средств для приобретения наркотиков.
В Республике Коми в течение 2003-2007 годов отмечался рост заболеваемости наркоманией. Показатель общей заболеваемости в целом по Республике Коми в 2007 году по сравнению с 2003 годом увеличился с 93,8 до 113,2 случаев на 100 тыс. населения. Несмотря на то, что среди подросткового населения заболеваемость наркоманией с 2003 года снизилась с 15,8 до 9 случаев на 100 тыс. населения, в ряде районов республики данный показатель превышает среднереспубликанский уровень. Первичная заболеваемость наркоманией составила в 2007 году 22,8 случая на 100 тыс. населения, что выше уровня 2003 года на 36,2 процента.
Сложившееся положение явилось следствием:
несовершенства нормативной правовой базы в сфере контроля за оборотом наркотиков;
разобщенности деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов;
оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения правоохранительных органов.
Все эти факторы сохраняют свое воздействие, что дает основания для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.
В ближайшей перспективе возможны:
дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе и переделе территории страны и отраслей преступного наркобизнеса на сферы влияния, в результате чего может быть установлен контроль криминальных структур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;
активизация попыток преступных межрегиональных сообществ использовать территорию Республики Коми для расширения наркобизнеса и отмывания преступных доходов;
расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
все большее использование в преступных целях знаний специалистов различного профиля;
усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;
возрастание тяжести и масштабов социальных, экономических последствий противоправного потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.
На преодоление перечисленных негативных и закрепление позитивных тенденций направлена разработанная подпрограмма "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".
Подпрограмма нацелена на проблемы, которые могут быть решены исключительно на республиканском уровне. К ним относятся разработка и повсеместное внедрение методов антинаркотического воспитания личности, лечения и реабилитации больных наркоманией, внедрение современных методов обнаружения наркотиков, технологий картирования и уничтожения наркотикосодержащих растений и ряд других проблем.
Подпрограмма подготовлена с учетом республиканского, российского и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом на основе предложений органов исполнительной власти Республики Коми.
Выполнение мероприятий подпрограммы требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан.
II. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является сокращение распространения наркомании и связанных с ней правонарушений на территории Республики Коми.
Для реализации поставленной цели подпрограммы необходимо решить следующие основные задачи:
совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;
использование передовых методов лечения и реабилитации лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача;
содействие организации и проведению операций по пресечению незаконного оборота наркотиков.
III. Оценка приоритетности задач, для решения которых подпрограмма принимается
Деятельность по сокращению распространения наркомании и связанных с ней правонарушений является одним из основных направлений государственной политики в Российской Федерации. Приоритетность задач подпрограммы определена федеральной целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года N 561, перечнем поручений Президента Российской Федерации N Пр-1293ГС от 13 июля 2007 года о разработке и принятии региональных программ профилактики преступлений и иных правонарушений.
Приоритетность задач подпрограммы на уровне Республики Коми подтверждается положениями Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, в которой одной из задач в области укрепления правопорядка, общественной безопасности и законности является повышение эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
IV. Сроки реализации подпрограммы
Сроки реализации подпрограммы - 2009-2011 годы.
V. Система мероприятий подпрограммы
VI. Оценка результатов реализации подпрограммы и оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности подпрограммы
Реализация подпрограммы позволит к концу 2011 года достичь следующих результатов:
снизить количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, до 850 случаев в год;
снизить число передозировок, связанных с употреблением без назначения врача наркотиков и других психоактивных веществ, до 200 случаев в год;
увеличить долю подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности лиц указанной категории до 10,4 процента;
снизить уровень негативного воздействия криминальных финансовых средств на экономическую и общественно-политическую жизнь в Республике Коми;
увеличить выявляемость наркопреступности;
снизить количество хищений наркотиков в сфере их легального оборота;
сократить незаконный спрос на наркотики;
внедрить передовые методики лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;
увеличить количество публикаций в средствах массовой информации по вопросам профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами до 790 в год.
От реализации подпрограммы ожидается бюджетная, экономическая, социальная эффективность.
Бюджетная эффективность выражается:
в увеличении налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации вследствие невовлечения в наркотическую зависимость лиц трудоспособного возраста;
в сокращении бюджетных расходов, связанных с амбулаторным и стационарным лечением граждан от наркотической зависимости, обслуживанием граждан бригадами "скорой помощи" при наркотических отравлениях.
Экономическая эффективность выражается в сохранении и увеличении валового регионального продукта вследствие трудовой деятельности лиц трудоспособного возраста, не вовлеченных в наркотическую зависимость и вылеченных от нее.
Социальная эффективность выражается:
в положительном воздействии на моральное, интеллектуальное и физическое развитие общества, связанное с сокращением распространения социально опасных заболеваний (ВИЧ, гепатиты В и С), уровня детской инвалидности;
в сокращении количества наркозависимых, среди которых 75 процентов составляют люди в возрасте до 30 лет, 18 процентов - женщины, вследствие чего возможно прогнозирование снижения смертности, увеличения рождаемости.
Целевые показатели и индикаторы
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
2007 год (факт) |
2008 год (оценка) |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (единиц в год) |
1055 |
1000 |
950 |
900 |
850 |
2. |
Число передозировок, связанных с употреблением без назначения врача наркотиков и других психоактивных веществ (единиц в год) |
400 |
340 |
300 |
260 |
200 |
3. |
Доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности лиц указанной категории (в процентах) |
8,6 |
9,3 |
9,6 |
10 |
10,4 |
VII. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2009-2011 годах составит 26000 тыс. рублей, в том числе по годам:
VIII. Система управления и контроля за ходом выполнения подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляют Государственный Совет Республики Коми и Правительство Республики Коми.
Правительство Республики Коми представляет в установленном порядке Государственному Совету Республики Коми отчет о выполнении подпрограммы.
Предложить Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми (по согласованию) - бюджетополучателю (ответственному за выполнение мероприятий подпрограммы) осуществлять мониторинг хода реализации подпрограммы и представлять информацию о выполнении мероприятий подпрограммы заказчику подпрограммы.
Органы исполнительной власти Республики Коми, являющиеся бюджетополучателями (ответственными за выполнение мероприятий подпрограммы), представляют информацию о выполнении мероприятий подпрограммы в Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми в установленные им сроки.
Паспорт
подпрограммы "Комплексные меры по укреплению правопорядка среди осужденных" целевой республиканской программы "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2009-2011 годы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
На территории Республики Коми дислоцируются двадцать четыре исправительных учреждения, три следственных изолятора, две больницы для лечения осужденных и двадцать уголовно-исполнительных инспекций. В исправительных учреждениях содержится около 19 тыс. человек, в том числе 1,6 тыс. человек - в следственных изоляторах, на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состоит 5,6 тыс. человек.
Из общего количества осужденных, содержащихся в учреждениях системы исполнения наказаний в Республике Коми, жителями республики являются более 85 процентов человек, а из числа лиц, содержащихся в следственных изоляторах и состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, - 100 процентов.
Реализация целевой республиканской программы "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми" на 2005-2008 годы ("Правопорядок - 2008") способствовала укреплению материально-технической базы исправительных учреждений. При этом было достигнуто следующее:
начато перепрофилирование федерального бюджетного учреждения ИК-19 общего режима под создание воспитательной колонии общего режима для содержания несовершеннолетних осужденных;
проведена частичная реконструкция инженерных средств охраны и модернизация противопобеговых заграждений исправительных учреждений системы исполнения наказаний, что позволило повысить оснащенность инженерных средств охраны изделиями из спирали армированной колючей ленты в 2,2 раза (с 26 процентов до 58 процентов) и в свою очередь увеличило время преодоления нарушителем запретных зон учреждений и снизило вероятность совершения побега осужденными;
приобретена лесовозная техника для развития деревообрабатывающей отрасли производства учреждений системы исполнения наказаний в Республике Коми.
Несмотря на реализуемые меры, требуется дальнейшее решение проблем уголовно-исполнительной системы.
В последнее время в исправительные колонии ухищренным способом поступает большое количество аппаратов сотовой связи, что существенно осложняет оперативную обстановку в данных учреждениях. Сотрудниками органов внутренних дел республики регистрируются многочисленные обращения и заявления граждан о фактах мошеннических действий, совершаемых осужденными с территорий исправительных учреждений с использованием сотовой связи. Потерпевшими являются жители Республики Коми.
В целях предотвращения использования осужденными аппаратов сотовой связи и предупреждения совершения ими новых преступлений необходимо приобрести технические средства, применяемые для блокировки мобильных телефонов.
Не оборудованы изделиями из спирали армированной колючей ленты 42 процента (75800 погонных метров) инженерных средств охраны исправительных учреждений системы исполнения наказаний в Республике Коми.
Требует своего развития и производственный сектор уголовно-исполнительной системы.
При четырнадцати исправительных учреждениях функционируют государственные унитарные предприятия и центры трудовой адаптации, созданные для обеспечения трудовой занятости осужденных.
Тем не менее до настоящего времени более 2000 осужденных не обеспечены оплачиваемым трудом, а заработная плата работающих осужденных составляет менее 100 рублей в день. Это не позволяет им возмещать ущерб, причиненный ими гражданам и государству, оказывать материальную помощь семьям. Кроме того, среди осужденных немало лиц, утративших социальные связи и денежные средства. Заработанные ими средства в период отбывания наказания зачастую являются единственным источником существования после освобождения.
Рабочие места для трудоустройства осужденных могут быть созданы на производстве по заготовке и переработке леса.
Однако имеющиеся мощности по вывозке древесины в учреждениях системы исполнения наказаний отстают от мощностей по заготовке из-за изношенности парка лесовозных автомобилей и увеличивающегося расстояния вывозки древесины. Средний процент износа автомобилей составляет 88 процентов. Из общего количества лесовозных автомобилей (76 единиц) в 2008 году подлежит списанию 37 автомобилей, в 2009 году - 33 автомобиля.
В изношенном состоянии находится парк заготовительной техники. Средний процент износа трелевочных тракторов составляет 78 процентов. Из общего количества тракторов (72 единицы) в 2009 году подлежит списанию 23 трактора, в 2010 году - 28 тракторов.
В настоящее время в исправительных колониях производят круглый лес и пиломатериалы. В целях более рационального использования лесного фонда, производства конкурентоспособной готовой продукции необходимо внедрение технологий по глубокой переработке древесины. Для этого требуется приобретение и установка оборудования по сушке древесины.
В связи с реформированием предприятий лесопромышленного комплекса, погашением задолженностей в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации остающихся в распоряжении предприятий финансовых средств на приобретение необходимого количества лесовозной техники и оборудования недостаточно.
Уровень правонарушений и повторной преступности среди лиц, осужденных без изоляции от общества, напрямую зависит от периодичности проверок по месту их работы и жительства. Проведение таких проверок вызывает большие затруднения, так как уголовно-исполнительные инспекции дислоцируются в городах и районных центрах, а обслуживают территории, протяженность которых составляет до 250 километров. Имеющиеся в наличии три единицы автомобильной техники в полной мере данную проблему не решают.
Для преодоления обозначенных негативных тенденций необходимы комплексные меры по развитию и модернизации производства в исправительных учреждениях, созданию рабочих мест для обеспечения трудозанятости лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Данные меры будут способствовать снижению криминогенной напряженности в исправительных учреждениях, повышению заинтересованности осужденных в исправлении, уменьшению количества совершенных повторных преступлений и в целом укреплению правопорядка среди осужденных. Целенаправленные скоординированные действия соответствующих государственных органов возможны в рамках программно-целевого подхода к решению поставленных задач.
II. Цель и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является создание системы мероприятий по укреплению правопорядка среди осужденных.
Задачами подпрограммы являются:
профилактика новых преступлений среди осужденных;
содействие трудозанятости лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.
III. Оценка приоритетности задач, для решения которых подпрограмма принимается
Приоритетность задач подпрограммы определена следующими основными документами:
перечень поручений Президента Российской Федерации N Пр-1293ГС от 13 июля 2007 года о разработке и принятии региональных программ профилактики преступлений и иных правонарушений;
федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2006 года N 540.
Приоритетность задач подпрограммы на уровне Республики Коми подтверждается положениями Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45. Одним из основных направлений стратегии является укрепление взаимодействия институтов власти по профилактике преступлений и правонарушений.
IV. Сроки реализации подпрограммы
Сроки реализации подпрограммы - 2009-2011 годы.
V. Система мероприятий подпрограммы
VI. Оценка результатов реализации подпрограммы и оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности подпрограммы
Реализация подпрограммы позволит к концу 2011 года:
повысить эффективность деятельности по профилактике новых преступлений среди осужденных;
снизить удельный вес лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и не работающих из-за непредоставления работ в учреждениях системы исполнения наказаний, до 27 процентов.
От реализации подпрограммы ожидается бюджетная, экономическая и социальная эффективность.
Бюджетная эффективность выражается в увеличении налоговых поступлений в республиканский бюджет Республики Коми на 2,1 млн. рублей.
Экономическая эффективность выражается:
в укреплении производственного потенциала учреждений системы исполнения наказаний в Республике Коми и республики в целом, увеличении объемов вывозки древесины по лесозаготовительной отрасли промышленности республики на 61 тыс.куб.м, получении дополнительной прибыли учреждениями системы исполнения наказаний в Республике Коми в размере 3,7 млн. рублей.
Социальная эффективность выражается:
в дополнительной трудозанятости не менее 200 лиц, отбывающих
наказание в виде лишения свободы;
в развитии инфраструктуры лесных поселков в местах дислокации учреждений системы исполнения наказаний в Республике Коми.
Целевые показатели и индикаторы
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
2007 год (факт) |
2008 год (оценка) |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Оснащенность инженерных средств охраны изделиями из спирали армированной колючей ленты (в процентах) |
58 |
70 |
82 |
100 |
100 |
2. |
Удельный вес числа лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы и не работающих из-за отсутствия рабочих мест в учреждениях системы исполнения наказаний (в процентах) |
30 |
30 |
29 |
28 |
27 |
3. |
Область покрытия территорий учреждений ИК-1, ИК- 25, ИК-8, ИК-18, ИК-19, ИК-24 системы исполнения наказаний в Республике Коми сотовой связью (в процентах) |
100 |
100 |
67 |
0 |
0 |
VII. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2009-2011 годах составит 20700 тыс. рублей, в том числе по годам:
VIII. Система управления и контроля за ходом выполнения подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляют Государственный Совет Республики Коми и Правительство Республики Коми.
Правительство Республики Коми представляет в установленном порядке Государственному Совету Республики Коми отчет о выполнении подпрограммы.
Предложить Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (по согласованию) - бюджетополучателю (ответственному за выполнение подпрограммы) осуществлять мониторинг хода реализации подпрограммы и представлять информацию о выполнении мероприятий подпрограммы заказчику подпрограммы.
Органы исполнительной власти Республики Коми, являющиеся бюджетополучателями (ответственными за выполнение мероприятий подпрограммы), представляют информацию о выполнении мероприятий подпрограммы в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми в установленные им сроки.
<< Статья 3 Статья 3 |
||
Содержание Закон Республики Коми от 24 ноября 2008 г. N 130-РЗ "О целевой республиканской программе "Укрепление правопорядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.