Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей М.Г. Аграновича, А.В. Проскурова,
с участием заявителя Н.Д. Моисеева и представителя Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" В.Ю. Матвеева - заместителя начальника правового управления администрации МО ГО "Сыктывкар",
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 4 статьи 20 Регламента работы Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 27 февраля 2007 года N 33/02-578 (в редакции от 15 июля 2008 года N 12/07-226).
Поводом к рассмотрению настоящего дела явилась жалоба гражданина Н.Д. Моисеева, а основанием для рассмотрения - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми указанная выше норма Регламента.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.В. Кретова, объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Регламента работы Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 27 февраля 2007 года N 33/02-578 (в редакции от 15 июля 2008 года N 12/07-226), председатели постоянных комиссий Совета города подотчетны Совету города и могут быть освобождены решением Совета города от должности путем открытого голосования. Вопрос об освобождении от должности включается в повестку заседания по инициативе главы муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - председателя Совета, группы депутатов либо депутата, если за это предложение проголосовало большинство от установленного Уставом числа депутатов.
Заявитель по настоящему делу Н.Д. Моисеев оспаривает конституционность пункта 4 статьи 20 Регламента, в той мере в какой данная норма допускает возможность освобождения от должности председателей постоянных комиссий Совета без каких-либо к тому причин и оснований.
В обоснование жалобы указано, что согласно решению Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 20 апреля 2011 года депутат Совета Н.Д. Моисеев был избран председателем постоянной комиссии по бюджету, налогам, экономическому развитию и городскому хозяйству и осуществлял свои полномочия на постоянной основе с получением соответствующего денежного вознаграждения и предоставлением иных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Республики Коми и уставом муниципального образования. Однако 19 декабря 2012 года Советом без каких-либо причин и при отсутствии законных оснований принято решение об освобождении Н.Д. Моисеева от должности председателя комиссии в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Регламента, что, по мнению заявителя, противоречит положениям Конституции Республики Коми и нарушает его конституционное право на труд и получение соответствующего вознаграждения за этот труд.
В силу положений статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Суд разрешает дела, в том числе и о соответствии Конституции Республики Коми нормативных правовых актов органов местного самоуправления и при этом воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.
Согласно статье 1 Регламента работы Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" указанный правовой акт имеет нормативный характер и определяет порядок работы Совета, его структуру, правила формирования внутренних органов Совета, и поэтому жалоба Н.Д. Моисеева о нарушении его конституционных прав пунктом 4 статьи 20 Регламента отвечает критериям допустимости и подлежит разрешению по существу, несмотря на то, что на день обращения заявителя в суд данная норма претерпела определенные изменения.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является пункт 4 статьи 20 Регламента работы Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 27 февраля 2007 года N 33/02-578 (в редакции от 15 июля 2008 года N 12/07-226), а именно проверка соответствия данной нормы Конституции Республики Коми, гарантирующей признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статьи 4, 10), равенство прав и свобод граждан независимо от их должностного положения, социального статуса и других обстоятельств (статья 17), право граждан на труд и получение вознаграждения за труд (статья 38).
Согласно статьям 12, 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти.
Во исполнение требований Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, устанавливающих общие правовые, территориальные, организационные, экономические принципы организации местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, статья 92 Конституции Республики Коми предписывает, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Коми в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, для чего формируются представительный, исполнительно-распорядительный органы муниципального образования, избирается глава муниципального образования, а также в соответствии с уставом муниципального образования формируются иные органы местного самоуправления. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством.
Данной норме корреспондирует статья 93 Конституции Республики Коми, которая в соответствии с приведенными выше конституционными положениями и требованиями статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что представительными органами муниципальных образований в Республике Коми являются именно советы муниципальных образований, формируемые с учетом требований законодательства и уставов муниципальных образований
В связи с этим в статье 29 Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" прописано обязательное наличие представительного органа городского округа - Совета, состоящего из тридцати депутатов, избираемых населением городского округа на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и наделенного полномочиями по решению от имени и в интересах населения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции.
Уставом также определено, что с целью урегулирования организации и деятельности Совета и порядка принятия им решений принимается Регламент работы Совета, предусматривающий порядок формирования, полномочия и организацию работы внутренних органов Совета, к которым, в частности, относятся постоянные депутатские комиссии.
Как следует из статей 17, 20, 44 Регламента работы Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар", статьи 7 Положения о постоянных комиссиях Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 26 мая 2011 года N 02/2011-55, Совет города избирает из числа депутатов постоянные комиссии по отраслевым направлениям для подготовки вопросов на заседания Совета и предварительного рассмотрения обращений организаций и граждан.
Председатели постоянных комиссий избираются из членов комиссий большинством голосов от числа ее членов, утверждаются решением Совета большинством голосов от установленного Уставом числа депутатов и осуществляют свои полномочия на постоянной основе с получением соответствующего денежного вознаграждения и предоставлением иных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Республики Коми и Уставом муниципального образования.
Данный порядок формирования постоянных комиссий и избрания их председателей, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, согласуются с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и приведенными выше нормами Конституции Республики Коми и сами по себе не изменяют публично-правовой статус депутата, избранного председателем комиссии, поскольку в силу требований статьи 40 указанного выше Федерального закона, статьи 37 Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар", депутаты Совета как выразители воли избравшего их населения обладают равными правами и несут равные обязанности независимо от объема предоставленных им полномочий в структуре указанного представительного органа, а равно и других обстоятельств.
При этом именно депутатам принадлежит исключительное право избирать и быть избранными в органы Совета городского округа, определять в соответствии с законом и уставом количество депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, размеры их вознаграждения и иных выплат и устанавливать порядок досрочного освобождения депутатов от руководства органами Совета с одновременным прекращением их работы на постоянной основе.
В связи с этим пункт 4 статьи 20 Регламента работы Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 27 февраля 2007 года N 33/02-578 (в редакции от 15 июля 2008 года N 12/07-226), предусматривает, что подотчетные Совету города председатели постоянных комиссий могут быть освобождены решением Совета города от должности путем открытого голосования. Вопрос об освобождении от должности включается в повестку заседания по инициативе главы муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - председателя Совета, группы депутатов либо депутата, если за это предложение проголосовало большинство от установленного Уставом числа депутатов.
Из содержания данной нормы следует, что инициирование и последующее принятие депутатами Совета решения о досрочном освобождении от должности, в частности, председателя постоянной комиссии основано на свободном волеизъявлении депутатов, которые самостоятельно определяют свое отношение к деятельности председателя комиссии и могут в любое время ставить перед Советом вопрос о его освобождении от этой должности.
Окончательное же решение принимается большинством от установленного Уставом числа депутатов и является выражением их осознанного и как презюмируется свободного мнения о невозможности дальнейшего исполнения председателем комиссии своих обязанностей.
При этом само по себе освобождение председателя постоянной комиссии от должности на основании решения Совета ни к коей мере не умаляет депутатский статус этого лица, не влияет на предоставление ему гарантий и компенсаций, предусмотренных Уставом муниципального образования, снимает установленные частью 7 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнительные ограничения для депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, в части занятия предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью и, как следствие, исключает возможное досрочное прекращение его депутатских полномочий по части 10-1 статьи 40 настоящего Федерального закона в связи с несоблюдением данных ограничений.
Тот факт, что в результате досрочного освобождения от должности председатель комиссии утрачивает право на получение ежемесячного денежного вознаграждения и предоставление иных предусмотренных Уставом муниципального образования гарантий и компенсаций не может расцениваться как нарушение его конституционного права на труд и получение вознаграждения за этот труд, поскольку согласно статье 37 Конституции Российской Федерации, статье 38 Конституции Республики Коми труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Приобретая в результате избрания на выборах особый публично-правовой статус и давая согласие на осуществление депутатских полномочий на постоянной основе, депутат Совета муниципального образования должен осознавать, что на него не распространяются принятые в сфере трудовых отношений правила наемного труда, а, следовательно, и нормы трудового законодательства, о чем неоднократно высказывался в своих постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 5 апреля 2013 года N 7-П, от 27 июня 2013 года N 15-П), а также обязан учитывать гарантированное законом и уставом право избравших его на должность депутатов в любое время отменить или изменить ранее принятое решение об избрании.
При этом освобожденный от должности депутат не лишен возможности реализовать свое конституционное право на труд и получение вознаграждения за труд путем свободного избрания рода деятельности и профессии, поскольку предусмотренные частью 7 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ограничения на него более не распространяются.
При таких обстоятельствах нет оснований считать, что пункт 4 статьи 20 Регламента работы Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 27 февраля 2007 года N 33/02-578 (в редакции от 15 июля 2008 года N 12/07-226), нарушает конституционный принцип равенства прав и свобод граждан независимо от их должностного положения, социального статуса и других обстоятельств, умаляет их право на труд и получение соответствующего вознаграждения за этот труд и противоречит Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 17, 38.
Вопрос предоставления каких-либо дополнительных гарантий и компенсаций депутату в связи с его досрочным освобождением от оплачиваемой должности в органах Совета, является прерогативой данного представительного органа и в компетенцию Конституционного Суда Республики Коми не входит.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать пункт 4 статьи 20 Регламента работы Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 27 февраля 2007 года N 33/02-578 (в редакции от 15 июля 2008 года N 12/07-226), соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 17, 38.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд Республики Коми |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 4 октября 2013 г. "По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 20 Регламента работы Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 27 февраля 2007 года N 33/02-578 (в редакции от 15 июля 2008 года N 12/07-226), по жалобе гражданина Моисеева Николая Дмитриевича"
Текст постановления размещен (опубликован) на Интернет-портале Республики Коми в Internet (http://www.rkomi.ru) 7 октября 2013 г.