Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, оценка приоритетности и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Программа разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N Пр-3534 на основе Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45.
Модернизация системы дошкольного образования в Республике Коми направлена на гармоничное и соответствующее возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в школе.
Общедоступность и бесплатность дошкольного образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи гарантирована всем гражданам статьей 43 Конституции Российской Федерации.
Дошкольный период является решающим для всего последующего развития человека, что определяет социокультурную значимость системы дошкольного образования. Для современного российского общества доступность дошкольного образования выступает показателем социальной стабильности общественного развития, определяющим уровень его социально-экономического развития. Возможность свободного устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение выступает важным фактором при планировании рождения детей.
На территории Республики Коми по состоянию на 1 января 2011 года государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования детей обеспечивают 468 дошкольных образовательных учреждений (муниципальных - 460, государственных - 4, негосударственных дошкольных образовательных учреждений - 4), 67 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 23 общеобразовательные школы и 1 учреждение дополнительного образования. В 57 дошкольных образовательных учреждениях реализуются программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (2835 человек, в том числе 355 дети-инвалиды).
Развиваются новые организационные формы предоставления услуг дошкольного образования, в том числе за счет привлечения негосударственного сектора: функционируют 4 негосударственных дошкольных образовательных учреждения, 15 групп кратковременного пребывания, 19 консультативных пунктов, 5 ресурсных центров бесплатного консультирования родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в семье.
Общее количество детей в возрасте 1-7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, составляет 52996 человек.
В соответствии с приоритетными направлениями модернизации образования в республике созданы условия для осуществления предшкольного образования. В 2010 году услугами предшкольного образования охвачено 94 процента дошкольников в возрасте 5-7 лет.
В республике функционируют 272 образовательных учреждения, реализующие программы этнокультурной направленности (58 процентов от общего количества дошкольных учреждений) с охватом 9342 человека, в том числе 51 дошкольное образовательное учреждение и 14 школ-садов с охватом 1342 детей дошкольного возраста.
В целях повышения доступности дошкольного образования и обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования Правительством Республики Коми в рамках реализации мероприятий целевой республиканской программы "Противопожарная защита учреждений социальной сферы в Республике Коми (2009-2013 годы)", а также муниципальных целевых программ осуществляется строительство и реконструкция объектов образования, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования.
В 2011 году за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на условиях софинансирования будет введено в эксплуатацию 10 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 725 мест.
В дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по формированию здоровьесберегающей среды. Интеграция профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс является одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования республики. В дошкольных образовательных учреждениях используются здоровьесберегающие программы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, а также программы здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной направленности, разработанные на уровне дошкольных образовательных учреждений.
В рамках модернизации муниципальных систем дошкольного образования разрабатываются и внедряются инновационные подходы к организации образовательного процесса. Ежегодно проводится республиканский конкурс "Лучший детский сад года", республиканский этап Всероссийского конкурса "Воспитатель года России". В целях повышения качества услуг по предоставлению дошкольного образования на базе дошкольных образовательных учреждений функционируют 4 пилотные площадки по внедрению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, 11 опорно-методических площадок.
Вместе с тем в развитии системы дошкольного образования Республики Коми имеется ряд проблем, которые требуют решения программно-целевым методом.
Дефицит мест в детских дошкольных учреждениях обусловлен увеличением рождаемости детей, возрастанием потребности населения в обеспечении местами в дошкольных образовательных учреждениях, получением разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных учреждений до достижения детьми трехлетнего возраста.
Проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях приводит к снижению доступности дошкольного образования. Количество детских дошкольных учреждений в настоящее время является недостаточным для удовлетворения спроса на получение услуг дошкольного образования. Количество детей, ожидающих места в дошкольные образовательные учреждения в 2011 году, составляет по республике 12504 человека, из них 7495 - дети в возрасте от 1,5 до 6 лет. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1,5 лет до 6 лет в 2011 году составляет 78,1 процента, в Северо-Западном федеральном округе - 75,3 процента.
Отсутствие свободных мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, приводит к ограничению доступа к дошкольному образованию и выступает фактором социальной уязвимости как детей, так и родителей. Родители, чьи дети не устроены в дошкольные образовательные учреждения, зачастую вынуждены отказаться от официальной занятости, что ограничивает возможности трудоспособных родителей в социальной мобильности, в их профессиональном и карьерном росте и обостряет следующие социальные проблемы:
невозможность устройства на работу родителей, вынужденных воспитывать детей в домашних условиях, что, в свою очередь, влияет на уровень материального благосостояния семьи;
низкий уровень социализации детей, не получающих дошкольного образования, их недостаточная подготовленность к получению образования в школе.
Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. В этой связи необходимы новые программы, направленные на создание в муниципальных образованиях вариативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.). Для эффективного развития сети альтернативных форм дошкольного образования необходимо привлечь организации различных форм собственности.
Остается высоким уровень заболеваемости детей в дошкольных образовательных учреждениях несмотря на то, что ведется большая работа по оздоровлению детей. В связи с этим актуальной является работа по внедрению здоровьесберегающих технологий.
Услуги, предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Приоритетным направлением должны стать создание современной предметно-развивающей среды, а также укрепление материально-технической базы и оснащение игровым оборудованием в соответствии с современными требованиями.
Требуют решения проблемы кадрового обеспечения дошкольных образовательных учреждений, обусловленные низким уровнем заработной платы, недостаточным уровнем квалификации воспитателей.
Количество педагогов с высшей и первой квалификационной категорией в 2010 году составляло 271 человек (4,5 процента) и 1385 человек (23,1 процента) соответственно, что приводит к снижению качества дошкольного образования.
Дошкольное образование позволяет обеспечить ребенку полноценное детство, социальную адаптацию, качественную подготовку к обучению в школе, а родителям - реализовать право на труд, участие в общественной жизни. Оно востребовано родителями, поэтому должно быть гибким, многомодельным, отвечающим социальным запросам населения. Для решения демографических задач дошкольное образование должно стать общедоступным, место в детском саду должно быть предоставлено каждому ребенку.
Одним из направлений развития дошкольного образования является программно-методическое обеспечение этнокультурного образования дошкольников. В условиях снижения количества образовательных учреждений в Республике Коми, в которых изучаются коми язык и литература, необходима интеграция этнокультурной составляющей на ступени дошкольного образования в образовательные программы дошкольного образования на основе ФГТ. Этнокультурная направленность образовательных программ как одна из оставляющих патриотического воспитания граждан в Республике Коми призвана, в конечном итоге, привить гражданам любовь к своему краю, уважение к своему народу и толерантное отношение к представителям других национальностей республики. Увеличение количества образовательных учреждений, оснащенных современным оборудованием для успешного усвоения коми языка как одного из государственных языков республики, должно стимулировать успешное освоение образовательных программ с этнокультурной составляющей.
Существующие проблемы дошкольного образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед системой дошкольного образования республики в 2012 - 2015 годах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.