Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 4 ноября 2002 г. N А47-2342/2002АК-28
ОАО "Носта" (ОХМК), г. Новотроицк, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным с момента издания распоряжения администрации г. Новотроицка N 1048-р "Об установлении ставки земельного налога на территории города Новотроицка с 01.01.01" в связи с тем, что указанный нормативный правовой акт издан с превышением полномочий исполнительного органа местного самоуправления и не соответствует пункту 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Администрация г. Новотроицка против заявленных требований возражает, считая принятое распоряжение законным и обоснованным.
Комитет по земельным ресурсам отзыва не представил.
При разрешении спора в открытом судебном заседании установлено следующее.
Распоряжением администрации г. Новотроицка N 1048-р "Об установлении ставки земельного налога на территории города Новотроицка с 01.01.01", опубликованным в городской газете "Гвардеец труда" 18.11.2000, были внесены изменения в порядок обложения земельным налогом плательщиков этого налога.
Согласно пункту 1 распоряжения с 01.01.01 ставка земельного налога на территории г. Новотроицка устанавливается 1,08 рубля за 1 кв. м для всех собственников и пользователей земельными участками без деления на зоны и подзоны, исключая земли жилого фонда, сельскохозяйственного назначения и занятые индивидуальными и кооперативными гаражами.
Первоначально заявитель обратился в Новотроицкий городской суд с заявлением о признании оспариваемого нормативного акта администрации г. Новотроицка недействительным.
Определением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 08.08.02 гражданское дело, возбужденное по заявлению ОАО "Носта" (ОХМК) к администрации г. Новотроицка о признании нормативного акта недействительным, передано по подведомственности в Арбитражный суд Оренбургской области, в соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Надлежаще уполномоченный представитель заявителя, принимавший участие в судебном заседании, заявленные требования поддерживает, указав, что оспариваемое распоряжение администрации г. Новотроицка нарушает его экономические права и приводит к излишней уплате налога на землю, что не соответствует требованиям статьи 57 Конституции Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что оспариваемое распоряжение принято администрацией г. Новотроицка с превышением полномочий и находится в противоречии со статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель администрации г. Новотроицка требование заявителя не признает, полагая, что оспариваемое распоряжение принято администрацией в соответствии с решением Новотроицкого городского Совета от 18.06.02 N 122.
Представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Новотроицка в судебном заседании требование заявителя не признал, считая что принятие оспариваемого акта было вызвано необходимостью.
Заслушав доводы представителей сторон и изучив представленные материалы дела, арбитражный суд пришел к следующему.
Заявитель обратился к суду с ходатайством об уточнении заявленных требований, в частности, он просит признать незаконным и недействующим пункт 1 распоряжения администрации г. Новотроицка от 06.10.2000 N 1048-р "Об установлении ставки земельного налога на территории города Новотроицка с 01.01.01". Ходатайство удовлетворено арбитражным судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения присутствующих представителей сторон.
Оспариваемый пункт 1 распоряжения администрации г. Новотроицка регулирует властные отношения, которые складываются между налогоплательщиками (к числу которых отнесены все собственники и пользователи земельных участков) и муниципальным образованием, в лице его органов и должностных лиц, по введению на территории муниципального образования город Новотроицк ставок земельного налога с 01.01.01.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Вместе с тем, исходя из положений статей 8, 71, 72, 132 Конституции Российской Федерации, а также положений статьи 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.03.02 N 31-ФЗ) и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ), органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с федеральными законами.
Основным федеральным законом, определяющим общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, является Налоговый кодекс Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом.
Из содержания пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что на все вводимые государственными органами или органами местного самоуправления платежи и взносы, отвечающие признакам налогов и сборов, то есть являющиеся, по сути, налогами или сборами, распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Поэтому, если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации или введены с нарушением порядка, предусмотренного им, такие платежи и взносы не отвечают принципу законного установления налогов или сборов и не могут считаться законными.
Законно установленными на территории субъектов Российской Федерации могут считаться только налоги и сборы, которые введены только представительными органами местного самоуправления и только в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Представительными органами местного самоуправления являются выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Оспариваемый пункт 1 распоряжения администрации г. Новотроицка от 06.10.2000 N 1048-р "Об установлении ставки земельного налога на территории города Новотроицка с 01.01.01" принят исполнительным органом местного самоуправления в противоречие действующему законодательству, в связи с отсутствием полномочий у исполнительного органа местного самоуправления вводить на территории муниципального образования ставки земельного налога.
При таких обстоятельствах требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворить.
2. Требования заявителя о признании незаконным пункта 1 распоряжения администрации г. Новотроицка от 06.10.2000 N 1048-р удовлетворить полностью.
3. Признать недействующим пункт 1 распоряжения администрации г. Новотроицка N 1048-р "Об установлении ставки земельного налога на территории города Новотроицка с 01.01.01", как не соответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.03.02 N 31-ФЗ), Федеральному закону от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ).
4. Расходы по госпошлине в сумме 1000 рублей возвратить истцу из федерального бюджета, выдав справку после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Решение в полном объеме изготовлено 10 ноября 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 4 ноября 2002 г. N А47-2342/2002АК-28
Текст решения опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2003 г. N 3