Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 31 марта 2003 г. N А47-2021/2003АК-28
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2003 г. N Ф09-1723/03АК настоящее решение отменено
ОАО "АТК "Оренбургавтотранс", г. Оренбург, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании постановления Оренбургского городского Совета от 28.12.02 N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга" не соответствующим пунктам 1, 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и недействующим полностью.
Представитель Оренбургского городского Совета требования заявителя не признает, полагая, что оспариваемым постановлением установлены дифференцированные ставки земельного налога по новым границам зон без какого-либо нарушения требований федерального законодательства, регулирующего плату за землю.
Как следует из материалов дела, Оренбургский городской Совет 28.12.02 принял постановление N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга". Оспариваемым пунктом 1 постановления на территории города Оренбурга установлены дифференцированные ставки земельного налога согласно приложению N 1.
Указанное постановление опубликовано в газете "Вечерний Оренбург" 05.01.03 и вступило в силу с 01.01.03.
В судебном заседании ОАО "АТК "Оренбургавтотранс" заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым общество просит признать недействующим приложение N 1, утвержденное пунктом 1 постановления Оренбургского городского Совета N 286 в отношении земель, расположенных в ценовой зоне 1-а, 2, 3, 4, 5, 6, 7 под объектами, принадлежащими ОАО "АТК "Оренбургавтотранс".
Ходатайство судом удовлетворено на основании части 1 статьи 49 АПК РФ.
Изучив представленные сторонами материалы, заслушав доводы представителей сторон и проверив постановление Оренбургского городского Совета N 286 на соответствие Налоговому кодексу, Закону Российской Федерации "О плате за землю" и иным нормативным правовым актам, регулирующим вопросы установления ставок земельного налога на 2003 год и имеющих большую юридическую силу, арбитражный суд пришел к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от 27.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.02.02 N 31-ФЗ), пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Первоначально коэффициент к ставкам земельного налога был установлен Законом Российской Федерации от 17.07.92 N 331-1 "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Закона следует читать как "N 3331-1"
Статьей 6 этого Закона было установлено, что ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья и налога на городские земли, установленные Законом РСФСР "О плате за землю", применялись в 1992 году с коэффициентом 2.
Ежегодно до 1995 года повышающий коэффициент применялся к ставкам земельного налога, установленным Законом РСФСР "О плате за землю".
Федеральным законом от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" (п. 3) Правительству Российской Федерации предписывалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные Законом РСФСР "О плате за землю" ставки земельного налога.
Закон РСФСР "О плате за землю" устанавливает средние ставки земельного налога на городские земли, и постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" установило коэффициенты для применения также средних ставок земельного налога.
Впоследствии в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации, законами о бюджете в каждом последующем году коэффициент применялся к ставке, учитывающей коэффициент предшествующего года, и касался средних ставок земельного налога.
Согласно статье 8 Закона РСФСР "О плате за землю" налогоплательщики уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.
Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Федерации, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Как следует из отзыва и как пояснил представитель Оренбургского городского Совета, средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочного коэффициента), следовательно, такие коэффициенты применяются и к дифференцированным ставкам земельного налога, тогда как установление федеральным законодательством повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога не должно автоматически изменять дифференцированные ставки этого налога.
Кроме того, как уже отмечалось в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
Как следует из приложения N 1 к постановлению Оренбургского городского Совета, ставка земельного налога, установленного для зоны 1-а, равна 14 рублям за 1 кв. м, иные юридические лица уплачивают и более высокие ставки - 20,74 и 2333 и т.д.
Дифференцированные ставки земельного налога не могут автоматически повышаться в связи с введением федеральным законодательством коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку такое положение противоречило бы не только статье 53 Налогового кодекса, но и основным началам законодательства о налогах и сборах, содержащихся в пунктах 1, 3 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Применительно к нормативным правовым актам представительных органов местного самоуправления законно установленными могут считаться такие налоги, которые вводятся на территории муниципального образования в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральным законом. Исходя из пункта 3 оспариваемого постановления его положения вступают в силу со дня вступления статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", то есть с 01.01.03.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Как следует из постановления Оренбургского городского Совета от 28.12.01 N 313 "О бюджете города Оренбурга на 2002 год", размер доходов бюджета города Оренбурга по земельному налогу за земли городов и поселков составил 87565 тыс. рублей, а согласно постановлению Оренбургского городского Совета от 28.12.02 N 290 "О бюджете города Оренбурга на 2003 год" размер доходов бюджета по земельному налогу должен составить 117776 тыс. рублей, следовательно, увеличение должно произойти в 1,3 раза, тогда как ставки земельного налога увеличены в 1,8 раза.
Таким образом, в оспариваемой части постановление Оренбургского городского Совета не соответствует Федеральному закону от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 21.02.02 N 31-ФЗ), Федеральному закону от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 30.12.01 N 194-ФЗ), Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 29.12.98, с изменениями от 30.12.01), статьям 3, 5, 53 Налогового кодекса.
При таких обстоятельствах требование заявителя следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд решил:
1. Ходатайство об уточнении заявленных требований удовлетворить.
2. Требования заявителя удовлетворить полностью.
Признать приложение N 1, утвержденное пунктом 1 постановления Оренбургского городского Совета от 28.12.02 N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга" в отношении земель, расположенных в ценовой зоне 1-а, 2, 3, 4, 5, 6, 7 под объектами, принадлежащими ОАО "АТК "Оренбургавтотранс", не соответствующим Федеральному закону от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (в редакции от 21.02.02 N 31-ФЗ), Федеральному закону от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 30.12.01 N 194-ФЗ), Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 29.12.98, с изменениями от 30.12.01), статьям 3, 5, 53 Налогового кодекса, имеющим большую юридическую силу и не действующим в оспариваемой части.
Приложение N 1 к постановлению от 28.12.02 N 286 Оренбургского городского Совета не подлежит применению в оспариваемой части с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31 марта 2003 г. N А47-2021/2003АК-28 (извлечение)
Текст решения опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2003 г. N 8
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 июня 2003 г. N Ф09-1723/03АК настоящее решение отменено