Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 29 августа 2003 г. N А47-2021/2003АК-28
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2003 г. N Ф09-1723/03АК настоящее решение отменено
ОАО "АТК "Оренбургавтотранс" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании пункта 1 (в части размера ставок земельного налога, установленных в приложении N 1) постановления Оренбургского городского Совета от 28.12.02 N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга" не соответствующим пунктам 1, 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю, Закон) и недействующим.
Требования заявителя были уточнены письменным ходатайством об изменении первоначально заявленных требований, которое было удовлетворено арбитражным судом на основании пункта 1 статьи 49 АПК РФ.
Представитель Оренбургского городского Совета требования заявителя не признает, полагая, что оспариваемым постановлением установлены дифференцированные ставки земельного налога по новым границам зон без какого-либо нарушения требований федерального законодательства, регулирующего плату за землю.
Как следует из материалов дела, Оренбургский городской Совет 28.12.02 принял постановление N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга". Оспариваемым пунктом 1 постановления установлены дифференцированные ставки земельного налога на территории города Оренбурга (приложение N 1) и дифференцированные ставки земельного налога на 2003 год на земли населенных пунктов, включенных в состав города Оренбурга (приложение N 2).
Указанное постановление опубликовано в газете "Вечерний Оренбург" 05.01.03 и вступило в силу с 01.01.03.
Изучив представленные сторонами материалы, заслушав доводы представителей сторон и проверив постановление Оренбургского городского Совета от 28.12.02 N 286 в оспариваемой части на соответствие Налоговому кодексу, Закону о плате за землю и иным нормативным правовым актам, регулирующим вопросы установления ставок земельного налога на 2003 год и имеющим большую юридическую силу, арбитражный суд пришел к следующему.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Уставом города Оренбурга (ст. 13) определено, что представительным органом городского самоуправления в городе Оренбурге является Оренбургский городской Совет.
Статьей 7 Федерального закона от 27.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.02.02 N 31-ФЗ), пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Первоначально коэффициент к ставкам земельного налога был установлен Законом Российской Федерации от 17.07.92 N 331-1 "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Закона следует читать как "N 3331-1"
Статьей 6 этого Закона было установлено, что ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья и налога на городские земли, установленные Законом о плате за землю, применялись в 1992 году с коэффициентом 2.
До 1995 года ежегодно повышающий коэффициент применялся к ставкам земельного налога, установленным Законом о плате за землю.
Федеральным законом от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" (п. 3) Правительству Российской Федерации предписывалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные Законом о плате за землю ставки земельного налога.
Закон о плате за землю устанавливает средние ставки земельного налога на городские земли, и постановление Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" установило коэффициенты для применения также средних ставок земельного налога.
Впоследствии постановлениями Правительства Российской Федерации, законами о бюджете в каждом последующем году коэффициент применялся к ставке, учитывающей коэффициент предшествующего года, и касался средних ставок земельного налога.
Согласно статье 8 Закона о плате за землю налогоплательщики уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.
Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Федерации, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Как следует из отзыва и как пояснил представитель Оренбургского городского Совета, средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочного коэффициента), следовательно, такие коэффициенты применяются и к дифференцированным ставкам земельного налога.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" отмечается, что в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.
Как следует из приложения N 1 к постановлению Оренбургского городского Совета, дифференцированные ставки земельного налога, установленные на территории города Оренбурга на 2003 год, превышают ранее установленные приложением N 1 к постановлению городского Совета от 16.02.2000 N 13 дифференцированные ставки земельного налога в тех же зонах градостроительной ценности в 3,6 раза, то есть расчет произведен расчетным путем посредством умножения ставки земельного налога, установленной на 2000 год, на коэффициент 2, установленный Федеральным законом от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", и умножением результата на коэффициент 1,8, установленный Федеральным законом от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Средняя ставка земельного налога для города Уральского экономического района с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. человек составляет 2,0 руб./кв.м. По результатам переписи населения 2002 года численность населения в городе Оренбурге составляет 548,8 тыс. человек. Средняя ставка земельного налога по городу Оренбургу составляет 2,0 руб./кв.м (минимальная величина составляет до 2 руб./кв.м, максимальная до 4,0 руб./кв.м).
Дифференцированные ставки земельного налога не могут автоматически повышаться в связи с введением федеральным законодательством коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку такое положение противоречило бы не только статье 53 Налогового кодекса, но и основным началам законодательства о налогах и сборах, содержащихся в пунктах 1, 3 статьи 3 Налогового кодекса.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Применительно к нормативным правовым актам представительных органов местного самоуправления законно установленными могут считаться такие налоги, которые вводятся на территории муниципального образования в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральным законом.
Исходя из пункта 3 оспариваемого постановления, его положения вступают в силу со дня вступления в силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", то есть с 01.01.03.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Как следует из постановления Оренбургского городского Совета от 28.12.01 N 313 "О бюджете города Оренбурга на 2002 год", размер доходов бюджета города Оренбурга по земельному налогу за земли городов и поселков составил 87565 тыс. рублей, а согласно постановлению от 28.12.02 N 290 Оренбургского городского Совета "О бюджете города Оренбурга на 2003 год" размер доходов бюджета по земельному налогу должен составить 117776 тыс. рублей, следовательно, увеличение должно произойти в 1,3 раза, тогда как ставки земельного налога увеличены в 1,8 раза.
Установление границ зон градостроительной ценности входит в круг полномочий городского Совета и заявителем не оспаривается.
Таким образом, в оспариваемой части постановление Оренбургского городского Совета не соответствует статье 7 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (в редакции от 21.02.02), статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 29.12.98 с изменениями от 30.12.01), статьям 3, 5, 53 Налогового кодекса.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на заявление, не могут быть приняты во внимание, исходя из того, что механизм дифференциации средних ставок земельного налога действующим законодательством не установлен, у представительного органа местного самоуправления отсутствуют правовые основания к изданию акта органа местного самоуправления, устанавливающего дифференциацию ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности земель. Установление федеральным законодательством повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога не должно автоматически изменять дифференцированные ставки этого налога.
При таких обстоятельствах требование заявителя следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании статьи 13 ГК РФ.
Арбитражный суд решил:
1. Ходатайство об уточнении заявленных требований удовлетворить.
2. Требования заявителя удовлетворить полностью.
Признать пункт 1 постановления Оренбургского городского Совета от 28.12.02 N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга" в части размера ставок земельного налога, установленных приложением N 1, не соответствующим статье 7 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (в редакции от 21.02.02), статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 29.12.98 с изменениями от 30.12.01), статьям 3, 5, 53 Налогового кодекса Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, и не действующим в оспариваемой части.
3. Пункт 1 постановления Оренбургского городского Совета от 28.12.02 N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга" в части размера ставок земельного налога, установленных приложением N 1, не подлежит применению в оспариваемой части с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 августа 2003 г. N А47-2021/2003АК-28 (извлечение)
Текст решения опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2004 г. N 1
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 октября 2003 г. N Ф09-1723/03АК настоящее решение отменено