Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 9 декабря 2003 г. N А47-9604/2003АК-30
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2004 г. N Ф09-696/04АК настоящее решение отменено
Открытое акционерное общество "Оренбургдорстрой", г. Оренбург, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействующим приложения N 1 к постановлению Оренбургского городского Совета от 28.12.2002 г. N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Оренбурга" в отношении земель, расположенных в ценовых зонах 1а, 3, 7, 9.
Представитель Оренбургского городского Совета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в заседание не явился, представил отзыв на заявление. Требования заявителя не признает, полагая, что оспариваемым постановлением установлены дифференцированные ставки земельного налога по новым границам зон без какого-либо нарушения требований федерального законодательства, регулирующего плату за землю.
Как следует из материалов дела, Оренбургский городской Совет 28.12.2002 г. принял постановление N 286 "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга". Оспариваемым приложением N 1 к постановлению установлены дифференцированные ставки земельного налога на территории г. Оренбурга на 2003 год.
Указанное постановление опубликовано в газете "Вечерний Оренбург" 05.01.2003 г. и вступило в силу с 01.01.2003 г.
По мнению заявителя, данное постановление в оспариваемой части приложения N 1 не соответствует статьям 57, 71, 72, 132 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 1 ст. 8 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", Закону РФ "О плате за землю", статьям 3, 5, 53 Налогового кодекса РФ.
Изучив представленные сторонами материалы, заслушав доводы представителя заявителя и проверив постановление Оренбургского городского Совета N 286 от 28.12.2002 г. в оспариваемой части на соответствие статьям 57, 71, 72, 132 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 1 ст. 8 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", Закону РФ "О плате за землю", статьям 3, 5, 53 Налогового кодекса РФ, имеющим большую юридическую силу, арбитражный суд пришел к следующему.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Статьей 7 Федерального закона от 27 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 февраля 2002 г. N 31-ФЗ), пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Уставом города Оренбурга (статья 13) определено, что представительным органом городского самоуправления в городе Оренбурге является Оренбургский городской Совет.
Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. В силу ст. 32.1 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" данная ссылка на положения Налогового кодекса РФ приравнивается к ссылке на действующий федеральный закон, регулирующий порядок взимания земельного налога, то есть на Закон РФ "О плате за землю".
Таким образом, представительные органы местного самоуправления не вправе повышать ставки налогов по сравнению с установленными федеральным законодательством о налогах и сборах, поскольку могут определять налоговые ставки только в пределах, установленных федеральным законодательством.
Данный вывод подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 21.03.1997 г. N 5-п "По делу о проверке конституционности положений абзаца 2 пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона РФ от 27.12.1991 г. "Об основах налоговой системы в РФ" и в Определении от 05.02.1998 г. N 22-О.
Из вышеизложенного следует, что определенная Оренбургским городским Советом средняя ставка земельного налога не может превышать пределов средней ставки, установленных Законом РФ "О плате за землю".
Согласно статье 8 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к этому Закону. Таким образом, Закон РФ "О плате за землю" устанавливает средние ставки земельного налога на городские земли.
Федеральным законом от 09.08.1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" (пункт 3) введено ежегодное, начиная с 1995 года, индексирование установленных Законом РФ "О плате за землю" ставок земельного налога.
Впоследствии постановлениями Правительства РФ, федеральными законами в каждом последующем году коэффициент применялся к ставке, учитывающей коэффициент предшествующего года, и касался средних ставок земельного налога.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" установленные этим Законом средние ставки земельного налога дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе дифференцировать именно средние ставки земельного налога, установленные Законом РФ "О плате за землю".
Исходя из оспариваемого нормативного акта и указанной методики расчета установленная Оренбургским городским Советом средняя ставка земельного налога превышает установленную федеральным законодательством среднюю ставку земельного налога, что является нарушением пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ.
Как следует из приложения N 1 к постановлению Оренбургского городского Совета, дифференцированные ставки земельного налога, установленные на территории г. Оренбурга на 2003 год, превышают ранее установленные приложением N 1 к постановлению Оренбургского городского Совета N 13 от 16.02.2000 г. дифференцированные ставки земельного налога в тех же зонах градостроительной ценности в 3,6 раза, то есть расчет произведен посредством простого умножения ставки земельного налога, установленной на 2000 год, на коэффициент 2, установленный ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" N 163-ФЗ от 14.12.2001 г., и умножением результата на коэффициент 1,8, установленный ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" N 110-ФЗ от 24.07.2002 г.
В результате применения такой методики расчета средняя ставка земельного налога, установленная Оренбургским городским Советом в оспариваемом приложении N 1 к постановлению от 28.12.2002 г. N 286, составила 8,24 руб./кв. м (средняя ставка исчисляется как отношение суммы дифференцированных ставок к количеству зон, расчет имеется в материалах дела).
Между тем Законом РФ "О плате за землю" (таблица 1 приложения N 2) с учетом всех норм и положений законодательных и нормативных правовых актов, предусматривающих индексацию (применение коэффициентов), установлена в Уральской экономической зоне в городах с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек средняя ставка в размере 5,18 руб./кв. м.
Данный вывод подтверждается пунктом 15 Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 21.02.2000 г. N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю" в редакции изменений и дополнений N 3, внесенных приказом МНС РФ от 21.04.2003 г. N БГ-3-21/204. Средняя ставка земельного налога для города Уральского экономического района с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. человек составляет 5,18 руб./кв. м. По результатам переписи населения 2002 года численность населения в г. Оренбурге составляет 640 тыс. человек, следовательно, средняя ставка земельного налога по г. Оренбургу составляет 5,18 руб./кв. м.
Таким образом, средняя ставка земельного налога на территории города, установленная Оренбургским городским советом в оспариваемом постановлении на 2003 год (8,24 руб./кв. м), превышает среднюю ставку земельного налога в городах Уральской экономической зоны, установленную Законом РФ "О плате за землю" с учетом всех поправочных коэффициентов (5,18 руб./кв. м).
Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 08.10.1997 г. N 13-п "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 г. "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога сама эта ставка лишается какого-либо смысла.
Между тем Оренбургским городским Советом при установлении спорных дифференцированных ставок земельного налога не учтены вышеизложенные обстоятельства и положения пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ.
Помимо того, что постановление Оренбургского городского Совета не соответствует Закону РФ "О плате за землю" и пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса РФ в оспариваемой части, устанавливающей среднюю ставку земельного налога выше пределов средней ставки, установленной федеральными законами, путем применения неправильной методики расчета ставки, данное постановление введено в действие с нарушением статьи 5 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Исходя из пункта 3 оспариваемого постановления, его положения вступают в силу со дня вступления статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", то есть с 1 января 2003 года.
Между тем само постановление принято только 28 декабря 2002 года и опубликовано 5 января 2003 года.
Таким образом, с учетом требований статьи 5 Налогового кодекса РФ данное постановление не могло вступить в силу с 1 января 2003 года.
Установление границ зон градостроительной ценности входит в круг полномочий городского Совета и заявителем не оспаривается.
Таким образом, в оспариваемой части постановление Оренбургского городского Совета не соответствует статье 8 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 29.12.1998 г. с изменениями от 30.12.2001 г.), статьям 3, 5, 53 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах требование заявителя следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании статьи 13 Гражданского кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
1. Требования заявителя удовлетворить полностью.
Признать приложение N 1 к постановлению Оренбургского городского Совета N 286 от 28.12.2002 г. "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга" в отношении земель, расположенных в ценовых зонах 1а, 3, 7, 9, недействующим, как не соответствующее статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 29.12.1998 г. с изменениями от 30.12.2001 г.), статьям 3, 5, 53 Налогового кодекса РФ, имеющим большую юридическую силу, и недействующим в оспариваемой части.
Приложение N 1 к постановлению Оренбургского городского Совета N 286 от 28.12.2002 г. "Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории города Оренбурга" в отношении земель, расположенных в ценовых зонах 1а, 3, 7, 9, не подлежит применению с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд кассационной инстанции Уральского округа (г. Екатеринбург) в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Решение в полном объеме изготовлено 11 декабря 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 9 декабря 2003 г. N А47-9604/2003АК-30 (извлечение)
Текст решения опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2004 г. N 7
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2004 г. N Ф09-696/04АК настоящее решение отменено