Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 26 мая 2004 г. N А47-1028/2004-19ГК
(извлечение)
Иск заявлен о взыскании 15422 руб. 14 коп. - убытков, связанных с оказанием льгот почетным донорам, предоставленных на основании Закона РФ N 5142-1, от 09.06.1993 г. "О донорстве крови и ее компонентов".
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представители Финансового отдела администрации города Медногорска и Управления социальной защиты населения администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области в суд не явились, письменно заявив о рассмотрении дела в их отсутствие. Дело рассматривается в отсутствие указанных представителей в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Отводов составу суда и ходатайств в судебном заседании не заявлено.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ст. 11 Закона РФ N 5142-1, от 09.06.1993 г. "О донорстве крови и ее компонентов", граждане, награжденные знаком "Почетный донор" имеют право на снижение 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг, в том числе по оплате за газ. В соответствии с указанной нормой закона, Управление по работе с населением ООО "Оренбургрегионгаз" предоставляло данные виды льгот на территории города Медногорска.
Всего за период с февраля 2003 г. по декабрь 2003 г. истцом установленной льготной категории граждан были предоставлены льготы по оплате за газ в сумме 15422 руб. 14 коп., что подтверждается представленными материалами дела, в том числе: помесячными списками доноров и объема предоставленных льгот, заверенными УСЗН Муниципального образования город Медногорск (л.д. 11-32, 146-170), выставленными и неоплаченными счетами-фактурами за спорный период, ежемесячными данными о количестве граждан льготной категории и суммах расходов по предоставленным льготам, заверенными Администрацией города Медногорска и истцом, двусторонними актами сверки расчетов, составленными между истцом и Администрацией города Медногорска (л. д 78-88), справкой о подтверждении категории льготы "Почетный донор", заверенной Заведующей Государственного учреждения здравоохранения Оренбургская областная станция переливания крови Минздрава РФ N 257, от 17.05.2004 г. (л. д. 134), помесячными списками льготных категорий граждан и объема предоставленных льгот, заверенными УСЗН Муниципального образования город Медногорск, Финансовым отделом Администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области и истцом, расчетом истца, документально не оспорено ответчиками в судебном заседании.
Сумму понесенных расходов, в связи с предоставленными льготами в размере 15422 руб. 14 коп. истец считает в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ убытками, и просит их взыскать в солидарном порядке с Администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области и Министерства финансов РФ, г. Москва в лице Управления федерального казначейства по Оренбургской области, г. Оренбург.
Ответчики исковые требования не признали по мотивам, изложенным в письменных отзывах на иск.
Администрация Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области отклонила требования истца в связи с тем, что с ООО "Оренбургрегионгаз" 28.08.2003 г. был заключен договор N 02-02-07/6 "О возмещении выпадающих доходов (поставка газа для льготных категорий и малоимущих слоев населения)", и данным договором такая категория как доноры не предусмотрена, то есть обязательства по возмещению расходов указанной категории граждан у Администрации города Медногорска отсутствуют. Кроме того, согласно пункту 4 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.2002 г., N 68-О, учитывая, что на федеральном уровне не установлено, за счет какого бюджета должно происходить возмещение льгот, впредь до надлежащего урегулирования этого вопроса, предусмотрен порядок возмещения льгот лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" за счет средств федерального бюджета.
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Оренбургской области исковые требования не признало в связи с тем, что вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), и на основании ст. 85 Бюджетного кодекса РФ должны финансироваться из средств бюджетов РФ, субъектов РФ и местных бюджетов. Статья 4 Закона РФ N 5142-1, от 09.06.1993 г. "О донорстве крови и ее компонентов" устанавливает, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов. Федеральными законами о федеральных бюджетах выделение средств на реализацию Закона "О донорстве крови и ее компонентов" не было предусмотрено, что не препятствует Оренбургской области и муниципальным образованиям предусмотреть соответствующее финансирование на своем уровне.
Финансовый отдел Администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области поддержал доводы Администрации города Медногорска, дополнительно указав, что ст. 84 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено обеспечение реализации решений органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней исключительно из федерального бюджета. Также ответчик считает, что реализация льгот различным категориям граждан возможна только с одновременной передачей финансовых средств, а не за счет местного бюджета с последующей компенсацией из средств федерального бюджета. Согласно Методики формирования прогноза консолидированного бюджета Оренбургской области на 2003 г. (Распоряжение Главы области N 528-р, от 17.09.2002 г.), расходы на реализацию Закона "О донорстве крови и ее компонентов" не предусмотрены. В бюджете города Медногорска, дотационном и имеющем дефицит, возмещение таких расходов также не было заложено. Кроме этого, программой "Развитие службы крови, донорского движения города Медногорска на 2003-2007 годы", утвержденной Решением городского Совета депутатов N 180, от 20.11.2002 г., средства на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг не предусматривались.
Возражения по сумме, были Финансовым отделом сняты, после проверки и заверения, списков граждан и объема льгот, составленных в трехстороннем порядке УСЗН Муниципального образования город Медногорск, Финансовым отделом Администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области и истцом.
Управление социальной защиты населения администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области в части произведенных истцом расчетов сняло свои возражения путем подписания списков граждан и объема льгот, составленных в трехстороннем порядке.
Оценив доводы и возражения сторон, представленные ими документы, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 г. N 5142-1 граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 % размера оплаты коммунальных услуг.
Как видно из материалов дела, в период с февраля 2003 г. по декабрь 2003 г. истец предоставлял льготы по оплате газа гражданам, награжденным знаком "Почетный донор" в соответствии с Законом РФ N 5142-1, от 09.06.1993 г. "О донорстве крови и ее компонентов", в результате чего фактически оказанные им льготы (указанным категориям граждан) остались неоплаченными на сумму предоставленных льгот (выпадающих расходов), которые истец считает убытками.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Убытками являются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а так же неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота.
Факт предоставления льгот по оплате газа подтверждается материалами дела, ответчиками документально не оспаривается, как и сумма (объем) оказанных льгот. При таких обстоятельствах требования истца о взыскании 15422 руб. 14 коп. признаются обоснованными в полном объеме.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежат взысканию за счет средств казны - соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 4 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов. Данные программы до настоящего времени не были разработаны, а средства, необходимые для обеспечения предоставленных льгот донорам, в законах (решениях) о федеральном, региональных и местных бюджетах, не предусматриваются.
Принятая Решением городского Совета депутатов Программа "Развитие службы крови, донорского движения города Медногорска на 2003-2007 годы" не может в данном случае служить основанием для распределения понесенных истцом расходов между различными бюджетами, так как сфера ее действия носит строго ограниченный характер (не подлежащий расширительному толкованию) и на льготы за коммунальные услуги не распространяется. Средства на возмещение спорных расходов в 2003 г. в бюджете муниципального образования также заложены не были.
Четкий правовой механизм компенсации расходов, за льготы, предоставленные Почетным донорам, на сегодняшний день отсутствует. Между тем из общей правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 3-П, от 02.02.1999 по делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовного кодекса РСФСР и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях" следует, что пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" было предусмотрено, что арбитражные суды, рассматривая дела по спорам, связанным с предоставлением льгот донорам крови и ее компонентов, впредь до законодательного урегулирования данных правоотношений вправе и обязаны истолковывать положения статьи 4 в системной связи со статьями 5 и 6 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов". Учитывая, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, и что награждение нагрудным знаком "Почетный донор России" производится Министерством здравоохранения Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, указанными в Положении о нагрудном знаке "Почетный донор России" (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года N 842), предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Ссылка представителя Министерства финансов РФ, на то, что в федеральном бюджете на 2003 г. не были заложены расходы на предоставление льгот, не может быть признана судом в качестве надлежащего доказательства отсутствия обязанности по финансированию названных видов расходов, так как согласно пункту 16 приложения 20 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в 2003 г. было приостановлено действие только абзаца седьмого части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (в части бесплатного проезда), предоставление остальных видов льгот не приостанавливалось. Следовательно, оказанные льготы должны быть компенсированы юридическому лицу их предоставившему, и отсутствие целевых расходов в федеральном бюджете по этому вопросу не может служить основанием для переложения понесенных расходов на юридическое лицо, действующее в соответствии с нормами федерального законодательства, направленными на реализацию положений Конституции РФ.
На основании статьи 84 Бюджетного кодекса РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: обеспечение реализаций решений федеральных органов государственной власти, приведшие к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.
К совместному ведению (ст. 85 Бюджетного кодекса РФ) относятся расходы на обеспечение социальной защиты населения, а также (п. "ж" части 1 ст. 72 Конституции РФ) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства.
Солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если это установлено договором или законом, в частности при неделимости предмета обязательства (пункт 1 ст. 322 ГК РФ).
Из представленных материалов дела и пояснений сторон, исследованных судом в совокупности, не следует, что на основании закона или договора у Администрации города Медногорска возникло обязательство перед ООО "Оренбургрегионгаз" по возмещению расходов за оказанные льготы, так как предусмотренные законом условия отнесения таких расходов на указанного ответчика, в рассматриваемом периоде отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, носящие объективный характер, требования истца о взыскании 15422 руб. 14 коп. - убытков, связанных с оказанием льгот почетным донорам, предоставленных на основании Закона РФ N 5142-1, от 09.06.1993 г. "О донорстве крови и ее компонентов" признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет казны Российской Федерации. В удовлетворении требований к Администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области, г. Медногорск и Финансовому отделу Администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области, г. Медногорск истцу отказывается.
Расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Ответчик в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от уплаты госпошлины освобожден. Учитывая изложенное истцу надлежит выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины, уплаченной им при подаче искового заявления.
Руководствуясь статьями 101, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований к Администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области, г. Медногорск и Финансовому отделу Администрации Муниципального образования город Медногорск Оренбургской области, г. Медногорск отказать.
2. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская региональная компания по реализации газа", г. Оренбург 15422 руб. 14 коп. - убытков.
3. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Оренбургская региональная компания по реализации газа", г. Оренбург справку на возврат госпошлины в сумме 716 руб. 88 коп.
4. Исполнительный лист выдать истцу после вступления решения в законную силу.
На решение, не вступившее в законную силу, может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента изготовления решения в полном объеме.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Решение изготовлено в полном объеме 31 мая 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26 мая 2004 г. N А47-1028/2004-19ГК (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании