Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 15-16 мая 2003 г. N А47-2867/2003АК-26
(извлечение)
Заместитель прокурора Оренбургской области в соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ обратился в арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействующим полностью Решения Региональной энергетической комиссии Оренбургской области от 30 января 2003 г. N 2.3 как не соответствующего статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ) - нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По мнению заявителя, оспариваемое решение нарушает требования статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ), которой установлено, что изменение тарифов на электрическую и тепловую энергию в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации не допускается. Вопрос о внесении каких-либо изменений и дополнений в Закон Оренбургской области "Об областном бюджете на 2003 год", который был принят 25.12.2002 г. и вступил в действие с 1 января 2003 г., не рассматривался.
Региональная энергетическая комиссия Оренбургской области (далее РЭК Оренбургской области) с требованиями заявителя не согласна. По мнению РЭК Оренбургской области нормы Федерального закона от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" на оспариваемое решение от 30.01.2003 г. N 2.3 не могут быть распространены, так как названный выше закон не имеет обратной силы. Он не может быть применен в отношение бюджетов 2003 года, поскольку они рассматривались и утверждались в 2002 году, тем более, что оспариваемое решение не повлияло на структуру бюджета. Одновременно РЭК Оренбургской области ссылается на пункт 15 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 г. N 226, в соответствии с которым появление новой открывшейся информации, которой регулирующий орган (РЭК) на момент принятия решения об установлении тарифов не располагал, может служить основанием для нового пересмотра тарифов, но не является основанием для отмены решения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований - Финансовое управление Администрации Оренбургской области и Открытое акционерное общество "Оренбургэнерго" требования заявителя не признают, обосновывая их своими правовыми и экономическими позициями. В частности, Финансовое управление Администрации Оренбургской области в своем отзыве указывает на то, что при составлении проекта областного бюджета на 2003 год и проектов бюджетов муниципальных образований на 2003 год были рассчитаны лимиты потребления энергоресурсов по организациям, финансируемым из областного бюджета и муниципальных бюджетов из расчета 89 коп./кВт.ч. (в 2002 году - 71 коп./кВт.ч.). Указанные лимиты и прогнозные тарифы утверждены первым заместителем главы администрации области 02.09.2002 г. Решением Региональной энергетической комиссии Оренбургской области от 30 января 2003 г. N 2.2 утверждены и введены в действие с 1 февраля 2003 г. тарифы на электрическую энергию для бюджетных потребителей-организаций, финансируемым за счет средств бюджетов всех уровней в размере 80 коп./кВт.ч., что является ниже тарифов, предусмотренных при расчете областного и муниципальных бюджетов. Поэтому, вносить изменения и дополнения в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований 2003 года нет необходимости, так как экономия бюджетных организаций, сложившаяся от заниженного тарифа на электрическую энергию, может быть использована ими на другие цели (дефицит областного бюджета составляет 14,9 процентов). Решением РЭК Оренбургской области от 30 января 2003 г. N 2.3 утверждены и введены в действие с 1 февраля 2003 г. тарифы на электрическую энергию для населения. Каких-либо расходов в виде дотаций и субсидий для населения за пользование электрической энергией областной бюджет 2003 года не предусматривает.
ОАО "Оренбургэнерго" в своем отзыве от 16.04.2003 г. N 23-1546 дополненным письмом от 14.05.2003 г. N 23-1937 указывает, что оспариваемое решение РЭК Оренбургской области не противоречит Федеральному закону от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", так как применение требований, касающихся процедуры по изменению тарифов, возможно только с очередного 2004 г. Во-вторых, решение РЭК Оренбургской области полностью соответствует принципу сбалансированности бюджета. В - третьих, оспариваемым решением РЭК Оренбургской области права и законные интересы граждан нарушены не были. В-четвертых, введение в действие с 01.02.2003 г. тарифов на электрическую энергию не противоречит статье 15 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, ОАО "Оренбургэнерго" не соглашается с приведенными в заявлении доводами заместителя прокурора по тем же основаниям, что и РЭК Оренбургской области.
Из материалов дела следует, что РЭК Оренбургской области принято Решение от 30 января 2003 г. N 2.3 "О рассмотрении и утверждении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению Оренбургской области". Этим решением утверждены и введены с 1 февраля 2003 г. тарифы на электрическую энергию, отпускаемую населению и приравненным к ним группам потребителей, а также абонентам, имеющим общий счетчик, в том числе дифференцированные по зонам суток (приложение N 1).
Оспариваемое решение РЭК Оренбургской области опубликовано в газете "Южный Урал" 4 февраля 2003 г. (N 22).
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле и исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявление заместителя прокурора Оренбургской области о признании Решения РЭК Оренбургской области от 30.01.2003 г. N 2.3 "О рассмотрении и утверждении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению Оренбургской области" удовлетворению не подлежит.
Исходя из положений части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного акта, и проверяет оспариваемое Решение РЭК Оренбургской области в полном объеме.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
Согласно статье 3 Федерального закона одной из целей государственного регулирования тарифов является защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов.
В соответствии со статьей 4 данного Федерального закона одним из основных принципов при государственном регулировании тарифов является принцип осуществления поставок электрической энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке.
В силу статьи 12 Федерального закона региональные энергетические комиссии устанавливают экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Как пояснил в судебном заседании представитель РЭК Оренбургской области, рост среднего тарифа на электрическую энергию по сравнению с 2002 годом составил 11,2 процента. Это вызвано как снижением объема потребления электроэнергии (Постановление ФЭК N 98-э-1 от 25 декабря), так и увеличением затрат ОАО "Оренбургэнерго" за счет увеличения стоимости цены на газ с 513 рублей/тыс.м3 до 616 руб./тыс.м3 (Постановление ФЭК N 94-э/4 от 19.12.2002 г.), увеличением стоимости транспорта газа (Постановление ФЭК N 94-э/2 от 19.12.2002 г.), утверждение платы за снабженческо-сбытовые услуги (Постановление ФЭК 99-э/2 от 26 декабря 2002 года), увеличением стоимости мазута с 750 руб./т. до 1900 руб./т., увеличением абонентской платы за услуги РАО "ЕЭС России" (Постановление ФЭК N 98-э/4 от 25 декабря 2002 года), утверждением платы за услуги по обеспечению системной надежности (Постановление ФЭК " 75-э/6 от 30 октября 2002 года), увеличением платы за землю (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ), увеличением ставки платы за пользованием водными объектами (Закон Оренбургской области от 7 марта 2002 г. N 431/375-II-ОЗ).
Экономически обоснованный тариф для населения составляет 164,6 коп./кВт.ч, о чем прямо указано в протоколе совещания Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее - ФЭК России) от 06 марта 2003 года N 3/4 по рассмотрению обоснованности тарифов на электрическую энергию на 2003 год, предметом рассмотрения которой являлись тарифы на электрическую энергию на 2003 год, утвержденные РЭК Оренбургской области. В этом же протоколе отмечено, что установленный с 1 февраля тариф для городского населения составляет 58 коп./кВт.ч., то есть 35 процентов от экономически обоснованного. По результатам рассмотрения спорных тарифов ФЭК России пришла к выводу о том, что установленные тарифы являются экономически обоснованными.
В соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса РФ исходным макроэкономическим показателем для составления проекта бюджета является уровень инфляции (темп роста цен). При формировании проекта бюджета органы исполнительной и законодательной власти Оренбургской области руководствовались предварительным прогнозом показателей инфляции на 2003 год, утвержденным Минэкономразвития Российской Федерации, в соответствии с которым рост цен в отрасли электроэнергетики в 2003 году составил 22 процента (данный рост дается в среднем без разбивки по группам потребителей). Решением РЭК Оренбургской области N 24.3 от 09.08.2002 г. были утверждены прогнозные тарифы для бюджетных организаций - 89 коп./кВт.ч.; для населения на электрическую энергию - 71 коп./кВт.ч. Формирование и утверждение бюджета Оренбургской области осуществлялось с учетом прогнозных тарифов.
Рост тарифов на электрическую энергию при принятии закона "Об областном бюджете на 2003 год" был предусмотрен, в связи с чем решение РЭК Оренбургской области от 30.01.2003 г. N 2.3 не влечет увеличения расходов бюджета.
Поэтому вносить изменения и дополнения в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований 2003 года нет необходимости, так как экономия бюджетных организаций, сложившаяся от заниженного тарифа на электрическую энергию может быть использована им на другие цели (дефицит областного бюджета составляет 14,9 процентов)
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ опубликован в N 4 "Российской газеты" 14 января 2003 г.
Таким образом, Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ вступил в силу 14 января 2003 года, норм о придании ему обратной силы не содержит и не распространяется на отношения, возникшие до даты его вступления в силу.
Согласно абзацу 3 статьи 1 вышеуказанного федерального закона, предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта Федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Ни на момент принятия оспариваемого решения, ни на дату рассмотрения дела судом Правительством Российской Федерации в установленном законом порядке не издано постановление, устанавливающее предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2003 год. При этом, принятие Правительством Российской Федерации указанных предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2003 год невозможно в силу того, что уже принят Федеральный закон от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2003 год", и предельные уровни тарифов можно установить не на текущий 2003 год, а только на очередной, то есть на 2004 год.
В соответствии с абзацем 5 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно указанной норме регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в субъектах Российской Федерации возможно осуществить только при наличии решения Правительства Российской Федерации по предельным уровням указанных тарифов и только до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете. В связи с отсутствием решения Правительства Российской Федерации о предельных тарифах, а также тот факт, что на дату вступления вышеуказанного закона N 6-ФЗ от 10.01.2003 г. в силу, уже был принят и действовал закон Оренбургской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 25.12.2002 г.
Применение изложенного в Федеральном законе от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ механизма ценообразования в субъектах Российской Федерации возможно только начиная с очередного 2004 г.
Абзацем 6 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ определено, что изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации) о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон (закон субъекта Российской Федерации) о Федеральном бюджете (бюджете субъекта Российской Федерации) на текущий финансовый год не допускается.
Ограничение по поводу изменения тарифов, установленное абзацем 6 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ распространяется только на те тарифы, которые будут устанавливаться в рамках указанного Федерального закона на очередной финансовый год, начиная с 2004 года и не затрагивает процедуру ценообразования на 2003 год.
В соответствии со статьей 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 г. N 226, решение об установлении тарифов (цен) принимается правлением регулирующего органа по итогам публичного рассмотрения дела об установлении тарифов. Согласно статье 18 рассмотрение дела об установлении тарифов (цен) считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления. Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела об установлении тарифов (цен) публикуется в средствах массовой информации, а также на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет. На заседании правления при рассмотрении дела об установлении тарифов (цен) имеют право присутствовать любые лица.
Выполнение данного условия РЭК Оренбургской области подтверждается материалами дела (справкой о размещении на сайте информации о заседании РЭК).
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований заявителю следует отказать.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Признать Решение Региональной энергетической комиссии Оренбургской области от 30 января 2003 г. N 2.3 "О рассмотрении и утверждении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению Оренбургской области" соответствующим статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 г. N 6-ФЗ) - нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
3. Копии решения направить лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15-16 мая 2003 г. N А47-2867/2003АК-26 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании