Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 14 апреля 2004 г. N А47-12542/03АК-29
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2005 г. N Ф09-4424/04АК настоящее решение оставлено без изменения
Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Оренбургской области проведена выездная налоговая проверка ООО "Медногорский медно-серный комбинат" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления ресурсных платежей за период с 21.03.2000 г. по 30.04.2003 г., платы за воду за период с 21.03.2000 г. по 31.12.2002 г.
По результатам налоговой проверки инспектором 29.09.2003 г. составлен акт N 06-06\504. Рассмотрев акт выездной налоговой проверки и возражения общества, заместитель руководителя инспекции 31 октября 2003 года принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности N 06-06\225.
Согласно пункта 2.1 резолютивной части решения общество привлечено к налоговой ответственности по: - п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неполную уплату платежей за пользование водными объектами в размере 14572 рублей; - по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в размере 8940 рублей.
В подпункте 2.2.1 пункта 2.2. резолютивной части решения обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании суммы: а) налоговых санкций; б) не полностью уплаченных налогов: - платежей за пользование водными объектами - 72896 рублей; - налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год - 44698 рублей; в) пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 26033,45 рублей, в т.ч.: - по плате за пользование водными объектами - 21681,67 рублей, - по налогу на добычу полезных ископаемых - 4351,78 рублей.
В подпункте 2.2.2 пункта 2.2. обществу предложено представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 2001-2002 г.г.
Общество, не согласившись с решением инспекции полностью, обратилось с данным заявлением в суд.
Ответчик требования заявителя не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 90-94) и в дополнении к отзыву (л.д. 138-140).
Изучив материалы дела, доводы заявителя и возражения ответчика суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В 2000 - 2002 г.г. заявитель производил сброс производственных сточных вод в реку Блява и на основании ст. 1 Федерального закона N 71-ФЗ от 06.05.1998 года "О плате за пользование водными объектами" (далее по тексту ФЗ N 71 от 06.05.1998 г.) являлся плательщиком платы за пользование водными объектами.
В соответствии с п. 6 ст. 4 ФЗ N 71 от 06.05.1998 года, п. 3 статьи 2 Закона Оренбургской области N 200/33-ОЗ от 19.02.1999 г. "О ставках платы за пользование водными объектами" (далее по тексту Закон Оренбургской области) при пользовании водными объектами без соответствующий лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
Заявитель в период с января по март 2001 года самостоятельно исчислял и уплачивал за пользование водными объектами пятикратную ставку платы. В период с 01 апреля по 20 декабря 2001 года общество применяло ставку 14,4 рублей за 1 тыс. м3, т.е. не увеличенную в пять раз.
На основании ст. 28 и 46 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 года N 167-ФЗ права пользования водными объектами приобретается на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Согласно ст. 50 Водного кодекса РФ лицензия вступает в силу только после ее регистрации.
Лицензия на водопользование серии ОРБ N 00082 ТРЭВК выдана ООО "Медногорский медносерный комбинат" 21 декабря 2002 года со сроком действия до 31.12.2002 года (л.д. 97).
Налоговый орган пятикратный размер платы за пользование водными объектами применил за период с апреля по 03.09.2001 года, с учетом того, что 4 сентября 2001 года заявитель согласовал лимит сброса сточных вод с Федеральным государственным учреждением "Оренбургский территориальный фонд геологической информации" (л.д. 45-46).
На основании изложенного, суд считает, что налоговый орган правомерно доначислил платеж за пользование водными объектами за период с 1 апреля по 3 сентября 2001 год в размере 3580 рублей, применив пятикратную ставку платы.
Довод заявителя, что оснований для увеличения ставок платы в пять раз за период с 01.04.2001 года по 03.04.2001 года не было, так как обществом 26 апреля 2001 года были сданы документы на получение лицензии в лицензирующий орган - Комитет природных ресурсов по Оренбургской области и в августе 2001 года комбинат был включен в график на получение лицензии судом не принимается, как основанный на неверном толковании норм.
Согласно ст.1 Закона РФ от 21.02.92 г. N 2395-1 "О недрах" отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В силу ст.122 Водного кодекса Российской Федерации пользование водными объектами является платным, кроме случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
На основании ст. 28 и 46 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 года N 167-ФЗ права пользования водными объектами приобретается на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Согласно ст.1 Федерального закона от 06.05.98 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащие лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ст.2 данного Федерального закона объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, в целях осуществления забора воды из водных объектов.
В соответствие с ч.6 ст.4 Федерального закона от 06.05.98 г. N 71-ФЗ при пользовании водными объектами без соответствующий лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения). Настоящее положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
В силу абзаца 3 ч. 3 ст.4 Федерального закона от 06.05.98 г. N 71-ФЗ до утверждения законодательными органами субъектов РФ ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные постановлением Правительства РФ от 28.11.01 г. N 826. Данным постановлением установлена минимальная ставка за 1 тыс. куб. метров забора воды по подземным водным объектам в бассейне реки Урал в размере 298 руб., которая подлежала применению в 2002 г. до внесения изменений в Закон Оренбургской области от 19.02.99 г. N 200/33-ОЗ "О ставках платы за пользование водными объектами", в соответствие с которыми ставка установлена в размере 321 руб.
Исходя из вышеизложенного, доводы заявителя, что общество не является плательщиком платы за пользование водными объектами, так как у общества отсутствовала лицензия на водопользование, а геологическое изучение и добыча подземных вод не является объектом платы, установленным статьей 2 ФЗ-71 от 06.05.1998 г.; что ставка платы за пользование водными объектами из подземных водных объектов не была законом установлена, судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Учитывая, что на момент вынесения решения, а именно на 31.10.2003 года платеж за пользование водными объектами в размере 72896 рублей не уплачен, налоговый орган правомерно привлек заявителя к ответственности за неуплату платежа по п.1 ст. 122 НК РФ.
На основании ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Суд считает начисление пени со срока уплаты до 31.10.2003 г. в размере 21681 рубля 67 копеек правомерным.
Таким образом, требования заявителя в части признания решения недействительным по платежам за пользование водными объектами в размере 72896 рублей, в т.ч. за 2001 год - 3580 рублей, за 2002 год - 69316 рублей, пени в размере 21681 рубля 67 копеек и привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 8940 рублей удовлетворению не подлежат.
Требования заявителя о признании недействительным оспариваемого решения в части налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год, пени и штрафа подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
На основании статьи 13 Федерального Закона от 08.08.2001 года N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных видов актов законодательства Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 года N 57-ФЗ) в отношении полезных ископаемых, добытых до 1 января 2002 года, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до 1 января 2002 года, не зависимо от даты поступления денежных средств за реализованную продукцию.
Заявитель в третьем квартале 2002 года исчислил ОВМСБ в размере 564526 рублей по полезным ископаемым, добытым до 1 января 2002 года и отгруженным с 1 января по 30 июня 2002 года.
Требование налогового органа о включении суммы отчислений на ВМСБ в размере 564526 рублей, исчисленной по полезным ископаемым, добытым до 01.01.2002 года, но отгруженным за период с 01.01.2002 года по 30.06.2002 года, в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых в третьем квартале, суд считает не законным, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 340 главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации сумма косвенных расходов, к которым на основании ст. 264 и 318 НК РФ относятся суммы налогов и сборов, начисленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
Таким образом, требование налогового органа о включении суммы отчислений на ВМСБ в размере 564526 рублей, исчисленной по руде добытой в 2001 году в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого в 2002 году, не правомерно.
Следовательно, не правомерно, начисление налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год в размере 44698 рублей, пени в размере 4351 рубля 78 копеек и неправомерно привлечение к ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ виде штрафа в размере 8940 рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Взыскание с ответчика госпошлины не производить в силу ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Требования Общества с ограниченной ответственностью "Медногорский медносерный комбинат" удовлетворить частично.
Признать частично недействительным Решение "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 31.10.2003 года N 06-06\225, вынесенного Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Оренбургской области, а именно п.п. 2.1.2 пункта 2.1 резолютивной части решения, п.п. 2.2.1 "б" пункта 2.2 резолютивной части решения в части налога на добычу полезных ископаемых за 2002 год в размере 44698 рублей и п.п. 2.2.1 "в" пункта 2.2. в размере пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 4351 рубля 78 копеек
2. В остальной части отказать.
3. Возвратить заявителю из федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей, выдав справку после вступления решения в законную силу.
4. Меры по обеспечению иска отменить, после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Решение изготовлено полностью 20 апреля 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14 апреля 2004 г. N А47-12542/03АК-29 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании