Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 17 марта 2004 г. N А47-11663/2003АК-29
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 августа 2004 г. N Ф09-3426/04АК настоящее решение оставлено без изменения
Заявителем проведена выездная налоговая проверка соблюдения ответчиком налогового законодательства (по вопросам правильности и своевременности исчисления и уплаты налоговым агентом налога на добавленную стоимость за 2001 г., 2002 г.)
По результатам проверки составлен акт N 07-17/263 от 30.04.03 г. выездной налоговой проверки и вынесено решение N 07-17/267 от 02.06.03 г. о привлечении ответчика к налоговой ответственности по ст.123 НК РФ в виде штрафа в размере 3146 руб. 00 коп. и по ч.1 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 100 руб. 00 коп.
Решение налогового органа в судебном порядке не обжаловано.
Требование N 53123 от 02.06.03 г. об уплате налоговых санкций в добровольном порядке не исполнено.
Изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В результате проведенной проверки налоговый орган установил, что ответчик заключил договор N 1098-ФГП от 16.01.01 г. аренды нежилого недвижимого имущества с Комитетом по управлению государственным имуществом Оренбургской области, договор N 89 от 01.06.01 г. аренды с Департаментом по управлению государственным имуществом Оренбургской области, следовательно, в соответствие со ст.24, 143, 161 НК РФ ответчик как арендатор федерального имущества с 01.01.01 г. признается налоговым агентом, который обязан правильно и своевременно исчислить и перечислить в бюджет суммы НДС из доходов, уплачиваемых арендодателю.
Индивидуальный предприниматель Коломиец С.С. в проверяемый период осуществляла предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации серии ФО 1999 г. N 39 со сроком действия с 11.01.99 г. по 31.12.03 г. На момент рассмотрения дела осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации серии ФО 2003 г. N 548 со сроком действия с 22.12.03 г. по 22.12.23 г.
В соответствие с действовавшим на момент ее регистрации 11.01.99 г. Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость она не являлась.
Согласно ст.9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.95 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.02 N 37-О ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
С введением в действие с 01.01.01 части второй Налогового Кодекса РФ предприниматели - арендаторы объектов муниципального имущества признаны налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость, в связи с чем на них возложены обязанности по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, уплате в бюджет соответствующих сумм налога на добавленную стоимость (ч. 3 ст. 161 НК РФ), что ухудшает условия хозяйствования субъектов малого предпринимательства, поскольку на них возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и покупок).
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 168 НК РФ налог на добавленную стоимость предъявляется дополнительно к цене оказываемых услуг (в данном случае дополнительно к арендной плате), то есть уплачивается за счет средств арендатора, что увеличивает расходы предпринимателя по аренде имущества.
В связи с этим, положения ч. 3 ст. 161 НК РФ ухудшают условия хозяйствования для ответчика.
Таким образом, обязанности налогового агента по налогу на добавленную стоимость у Индивидуального предпринимателя Коломиец С.С. до истечения четырех лет с момента государственной регистрации, то есть до 11.01.03 г., отсутствуют.
Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
За неправомерное не перечисление сумм НДС заявитель неправомерно привлек к ответственности ответчика по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 3146 руб.
В соответствии с ч.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.
Согласно ч.1 ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
В ходе проведения выездной проверки ответчику было направлено требование от 03.02.03 г. о представлении документов, которое получено ответчиком 03.02.03 г., что подтверждается подписью в получении. Ответчик запрашиваемые документы представил не в полном объеме, а именно непредставлены книга продаж и журнал выставленных счетов-фактур.
Согласно ч.2 ст.93 НК РФ отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Заявитель привлек ответчика к налоговой ответственности по ч.1 ст.126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений и документов в виде штрафа в размере 100 руб. неправомерно, так как ответчик не является налогоплательщиком (налоговым агентом) по НДС, соответственно не обязан вести книгу продаж и журнал выставленных счетов-фактур.
Довод ответчика о пропуске заявителем срока обращения в суд отклоняется, как основанный на неверном толковании норм налогового законодательства, в частности ст.70, ст.115 НК РФ.
Расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, но в силу ст.5 Закона РФ "О государственной пошлине" не подлежат взысканию.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
В удовлетворении заявленных Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г.Орска Оренбургской области требований о взыскании с Индивидуального предпринимателя Коломиец Светланы Станиславовны налоговых санкций в размере 3246 руб. 00 коп., отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Решение изготовлено в полном объеме 23 марта 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17 марта 2004 г. N А47-11663/2003АК-29 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании