Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 13 сентября 2004 г. N А47-7415/2004-19ГК
(извлечение)
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Оренбургэнерго", г. Оренбург в лице Оренбургского городского отделения Обособленного подразделения "Энергосбыт", г. Оренбург обратилось с иском к Товариществу собственников жилья "Мир", г. Оренбург об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 89523, от 04.02.2004 г. На рассмотрение суда переданы разногласия по пункту 5.3. договора.
Отводов составу суда и ходатайств в судебном заседании не заявлено.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Истец предлагает принять пункт 5.3. договора N 89523, от 04.02.2004 г. в следующей редакции: "Оплата за электроэнергию производится в следующие периоды платежа:
- плановые платежи за потребление электроэнергии - до 15 числа расчетного месяца на основании договорных величин;
- окончательный расчет до 10 числа месяца, следующего за расчетным, по показаниям приборов учета, переданных в соответствии с п. 3.1.2., с исключением суммы планового платежа".
Основанием для принятия пункта 5.3. в предложенной им редакции, истец считает ст. 2 Федерального закона N 41-ФЗ, от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", которой установлено, что оплата электрической энергии производится потребителями до 15 числа текущего месяца. Необходимость оплаты плановых платежей обусловлена тем, что расчеты по обязательствам перед поставщиками топлива, оборудования исполняются на условиях предоплаты или плановых платежей (копии договоров представлены в материалы дела). Плановые платежи потребителей обеспечивают возможность ОАО "Оренбургэнерго" приобретать природный газ (топливо), необходимый для производства энергии, у ООО "Оренбургрегионгаз", так как поставка последнего производится на условиях 100% авансирования платежей. Отсутствие плановых платежей от потребителей электрической энергии может привести к невозможности Энергоснабжающей организации приобретать необходимое топливо для производства энергии.
Также свою редакцию истец обосновывает ст. 544 Гражданского кодекса РФ, согласно которой оплата за электроэнергию производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 294, от 04.04.2000 г. и утвержденным им "Порядком расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ", оплата энергии производится юридическими лицами с применением авансовых платежей, за исключением бюджетных организаций, деятельность которых финансирует из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, а также казенных предприятий. Учитывая, что истец не относится к перечисленным категориям юридических лиц, ответчик считает, что основания для неприменения авансовых платежей отсутствуют.
В соответствии со ст. 478 Гражданского кодекса РФ, аванс определяется как полная или частичная предоплата товара, в данном случае частичная, так как часть товара (энергии) ответчиком к 15 числу месяца, уже потреблена.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 487 ГК РФ
Срок для окончательного расчета - до 10 числа месяца, следующего за расчетным - предложенный истцом, также соответствует пункту 2.4. Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ N 1099, от 26.09.2004 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого постановления следует читать как "от 26.09.1994 г."
Ответчик предлагает принять пункт 5.3. договора N 89523, от 04.02.2004 г. в следующей редакции:
"Оплата производится в следующие периоды платежей:
10 числа следующего за расчетным месяца на основании фактического сбора средств за отпущенную электрическую энергию мест общего пользования населения;
- окончательный расчет - в течение 3 дней, после поступления бюджетных ассигнований по возмещению затрат ТСЖ от предоставления льгот".
Таким образом, ответчик, соглашаясь с применением плановых платежей, возражает в части сроков их внесения.
Свою редакцию ответчик обосновывает тем, что договор энергоснабжения N 89523, от 04.02.2004 г. является договором по подаче электрической энергии в места общего пользования жилых домов, находящихся на балансе ТСЖ "Мир". Оплата электроснабжения мест общего пользования в жилых домах входит в статью технического содержания жилья и производится жильцами, до 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 2.4. Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1099, от 26.09.2004 г.). Поэтому срок внесения планового платежа, предложенный истцом, ответчиком отклоняется.
Также ответчик ссылается на то, что сбор средств населения производится с предоставлением льгот установленным категориям граждан, при этом возмещение названных затрат для ТСЖ "Мир" производится не всегда своевременно (документы в подтверждение несвоевременности компенсации произведенных затрат ответчиком в материалы дела представлены).
Истец считает, что пункт 5.3. в редакции ответчика не следует принимать, так как в соответствии с ним окончательный расчет за использованную электрическую энергию не конкретизирован (при компенсации льгот законом установлены только источники финансирования, но срок оплаты не установлен), что противоречит ст. ст. 314, 486 Гражданского кодекса РФ. Предложенный ответчиком срок внесения планового платежа предполагает 100% кредитование ответчика, что ставит в неравное и убыточное положение истца.
Суд принимает редакцию пункта 5.3. что договора энергоснабжения N 89523, от 04.02.2004 г. в редакции истца по следующим основаниям.
Основную нормативно-правовую базу, регулирующую порядок расчетов за потребленную энергию составляют статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 "Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ", Федеральный закон N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Однако это правило носит диспозитивный характер и действует лишь в том случае, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Аналогичная норма содержится в статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 г. N 294 предусмотрена форма оплаты в виде авансовых платежей, если иное не установлено договором энергоснабжения.
Следовательно, стороны договора вправе предусмотреть любую из форм расчетов, установленных действующим законодательством.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации условие договора, по которому у сторон имеются разногласия, определяется в соответствии с решением суда.
При рассмотрении спора, суд, в соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса РФ, исходит из основных начал гражданского законодательства, основывающихся на равенстве участников, регулируемых гражданским правом отношений.
Спорный пункт 5.3. предусматривает порядок расчетов за электроэнергию. В силу п. 2. статьи 544 Гражданского кодекса РФ порядок оплаты энергии может устанавливаться соглашением сторон, законом и иными правовыми актами. Пункт 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04.04.00 г. N 294, предусматривает оплату энергии юридическими лицами с применением авансовых платежей, за исключением бюджетных организаций, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы расходов и доходов, и казенных предприятий. Поскольку истец таковым не является, основания для неприменения авансовых платежей отсутствуют.
В части сроков внесения платежей, редакция, предложенная истцом, соответствует в полном объеме ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", устанавливающей оплату электрической энергии до 15 числа текущего месяца.
При этом судом не может быть признана обоснованной редакция ответчика в части указания на внесение планового платежа на основании фактического сбора средств за отпущенную электрическую энергию мест общего пользования населения, так как, названное условие противоречит статье 544 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, Уставом ответчика предусмотрена деятельность, предполагающая получение прибыли (продажа, сдача в аренду фондов товарищества, предоставление в пользование объектов общего имущества, продажа недвижимого имущества), и последним не представлено доказательств ее неосуществления.
В части внесения окончательного срока платежа, судом установлено, что названная редакция соответствует пункту 2.4. Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1099, от 26.09.2004 г., а также ст. 314, 486 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, судом принимается во внимание, что договор энергоснабжения относится к категории публичных договоров, регулируемых ст. 426 Гражданского кодекса РФ, которой установлено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Судом признается необоснованным включение в условие пункта 5.3. договора предложенное ответчиком правило об осуществлении окончательного расчета "после поступления бюджетных ассигнований по возмещению затрат ТСЖ от предоставления льгот, так как в соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса РФ, существенными условиями без которых договор не считается заключенным, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные для данного вида договоров, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Однако, исходя из содержания ст. 445 Гражданского кодекса РФ, суд не вправе включить в публичный договор условие, не названное в законе или ином нормативно-правовом акте как существенное, по которому стороны не достигли соглашения.
Дополнение пункта 5.3., на котором настаивает истец (окончательный расчет после поступления бюджетных ассигнований по возмещению затрат ТСЖ от предоставления льгот), не является существенным для договора энергоснабжения, в связи с тем, что ст. 544 Гражданским кодексом РФ определено, что оплата производится за фактически принятое количество энергии в соответствии с данными приборов учета.
Таким образом, позиция сторон в части внесения авансовых платежей не имеет разногласий, и может быть принята судом. В части сроков внесения платежа, суд руководствуется нормами закона - ст. 2 Федерального закона N 41-ФЗ, от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пунктом 2.4. Правил предоставления коммунальных услуг., утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1099, от 26.09.2004 г.
Учитывая изложенные обстоятельства, носящие объективный характер, руководствуясь статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктом 2.4. Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ N 1099, от 26.09.2004 г., пункт 5.3. договора энергоснабжения N 89523, от 04.02.2004 г. принимается судом в редакции истца: "Оплата за электроэнергию производится в следующие периоды платежа:
- плановые платежи за потребление электроэнергии - до 15 числа расчетного месяца на основании договорных величин;
- окончательный расчет до 10 числа месяца, следующего за расчетным, по показаниям приборов учета, переданных в соответствии с п. 3.1.2., с исключением суммы планового платежа".
Госпошлина, подлежащая уплате по делу относится на ответчика и взыскивается в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 167-170, 173, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Принять пункт 5.3. договора энергоснабжения N 89523, от 04.02.2004 г в редакции Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Орсибургэнерго", г. Оренбург:
"Оплата за электроэнергию производится в следующие периоды платежа:
- плановые платежи за потребление электроэнергии - до 15 числа расчетного месяца на основании договорных величин;
- окончательный расчет до 10 числа месяца, следующего за расчетным, по показаниям приборов учета, переданных в соответствии с п. 3.1.2., с исключением суммы планового платежа".
2. Взыскать с Товарищества собственников жилья "Мир", г. Оренбург в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.
3. Исполнительный лист выдать Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Центральному району города Оренбурга, г. Оренбург, после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с момента изготовления решения в полном объеме.
Резолютивная часть решения объявлена 9 сентября 2004 г.
Решение изготовлено в полном объеме 13 сентября 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13 сентября 2004 г. N А47-7415/2004-19ГК (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании