Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 5 апреля 2005 г. N А47-16855/2004АК-31
(извлечение)
Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г.Орска Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Мирам", г. Орск Оренбургской области о взыскании налоговой санкции в сумме 100 рублей по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 год.
Определением от 21.01.2005 г. в связи с реорганизацией налоговых органов в порядке процессуального правопреемства на основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена заявителя на его правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области.
На основании положений ст.ст. 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил. Судебный акт, направленный по последнему известному суду адресу считается доставленным на основании п.3 ч.2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Отводов составу суда и ходатайств не заявлено.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ответчика к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, явилось непредставление им в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 год.
В соответствии со ст. 240 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
Согласно п.7 ст.243 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент исполнения ответчиком обязанности по представлению налоговой декларации) налогоплательщики представляют налоговую декларацию по единому социальному налогу по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, на основании указанных выше норм, ответчик должен был представить налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2003 год в срок не позднее 30 марта 2004 года. Фактически декларация была представлена 21.04.2004 г. (дата отправки по почте), то есть с нарушением установленного срока, что подтверждается отметкой налогового органа о дате принятия на экземпляре декларации ответчика и оттиском почтового штемпеля на конверте о дате отправки организацией данной налоговой декларации.
Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г.Орска по факту нарушения ответчиком установленного срока представления налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 год была составлена докладная записка о налоговом правонарушении б/н от 25.06.2004 г., рассмотрев которую заместитель руководителя вынес решение от 25.06.2004 г. N 06-37/153 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 рублей.
На основании указанного выше решения о привлечении к налоговой ответственности ответчику было отправлено требование N 101 от 25.06.2004 г. об уплате налоговой санкции. В указанном требовании налогоплательщику предлагалось в добровольном порядке в срок до 27.05.2004 г. уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
Указанное требование об уплате налоговой санкции в добровольном порядке не было исполнено, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно п.1 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту уче та, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Факт допущенного ответчиком налогового нарушения документально подтвержден и его следует считать доказанным в соответствии с требованиями ст. ст. 65 -71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Нарушение, допущенное ответчиком, правомерно квалифицировано заявителем по п.1 ст. 119 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания налоговой санкции). Указанный срок является пресекательным и не подлежит восстановлению.
Учитывая, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено составление акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, срок давности с учетом характера совершенного правонарушения следует исчислять со дня обнаружения правонарушения.
Как следует из п. 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
При применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях НК РФ предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1).
Учитывая, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Как следует из материалов дела, датой представления ответчиком налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 год, отраженной налоговым органом на экземпляре самой декларации, является дата ее отправки ответчиком почте - 21.04.2004 г., что соответствует положениям п.2 ст.80 Налогового кодекса РФ и подтверждается оттиском почтового штемпеля о дате отправки на конверте. Согласно отметке налогового органа на почтовом конверте, данное почтовое отправление было им получено 29.04.2004 г.
Таким образом, о нарушении ответчиком срока представления налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 год налоговому органу стало известно - в день ее фактического получения 29.04.2004 г. В связи с этим заявление о взыскании сумм налоговых санкций за данное правонарушение могло быть предъявлено в суд не позднее 29.10.2004 г. Фактически это было сделано 03.12.2004 г. (дата отправки в арбитражный суд), в арбитражный суд заявление и приложенные к нему документы поступили 07.12.2004 г., что подтверждается штампом арбитражного суда о принятии.
При таких обстоятельствах материалами дела подтверждается, что заявителем при подаче заявления в арбитражный суд нарушен установленный п.1 ст.115 Налогового кодекса РФ срок давности взыскания налоговых санкций, который является пресекательным и восстановлению не подлежит.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать по мотиву пропуска пресекательного срока давности взыскания налоговой санкции, установленного п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ.
Вопрос о распределении расходов по оплате госпошлины судом не рассматривается, поскольку налоговый орган (заявитель по делу) от ее уплаты освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 5 апреля 2005 г. N А47-16855/2004АК-31 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании