Постановление апелляционной инстанции
Арбитражного суда Оренбургской области
от 8 июня 2005 г. N А47-15285/2004АК-27
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2005 г. N Ф09-4239/05-С1 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Дзержинскому району г.Оренбурга на решение от 25.03.2005 по делу N А47-15285/2004АК-27 по заявлению закрытого акционерного общества "Оренбургнефтехиммонтаж", г.Оренбург о признании недействительными Решений налогового органа N 03-31/27658 от 17.06.2004 и N 03-31/40734 от 30.08.2004, установил:
Закрытое акционерное общество "Оренбургнефтехиммонтаж", г.Оренбург (далее: ЗАО "ОНХМ") 16.03.2004 представило в Инспекцию ФНС РФ по Дзержинскому району г.Оренбурга уточненные декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1998-2000 годы. Одновременно налогоплательщиком подано заявление о возврате переплаты по указанному налогу в размере 3416861 руб. 63 коп.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленных налоговых деклараций, по результатам которой вынесено Решение N 03-31/17203 от 14.05.2004 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Указанным решением на лицевом счете налогоплательщика восстановлена сумма налога на пользователей автомобильных дорог в размере 2832287 руб. 11 коп. (за 1998 год, I квартал 1999 года, I полугодие 1999 года, 9 месяцев 1999 года, 1999 год, I квартал 2000 года, I полугодие 2000 года, 9 месяцев 2000 года. В качестве оснований для восстановления в бюджет сумм налога за указанные периоды, налоговый орган указал на пропуск заявителем трехлетнего срока, предусмотренного для подачи заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Решение N 03-31/17203 от 14.05.2004 изменено Решением налогового органа от 17.06.2004 N 03-31/27658, в соответствии с которым обществу дополнительно начислены 662413 руб. - подлежащие восстановлению в бюджет. По мнению налогового органа, основанием для указанных действий явилось установление Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 15.02.1995 N 4-ПЗС ставки налога, подлежащего к зачислению в территориальный фонд в размере 1,25 процента, что противоречит Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1998 год", согласно которого данная ставка установлена в размере 2 процента.
Поскольку суммы налога, указанные в вышеназванных решениях налогового органа не соответствуют суммам налога, заявленным к возврату по уточненным декларациям, общество дополнительно (02.06.2004) представило в налоговый орган налоговые декларации за I полугодие 1998 года, 9 месяцев 1999 года, 9 месяцев 2000 года и за 2000 год. Решением налогового органа от 30.08.2004 N 02-31/40734 обществу доначислен налог на пользователей автомобильных дорог за указанные периоды в сумме 1370035 руб. 50 коп. Основанием для доначисления налога налоговый орган посчитал пропуск трехлетнего срока для возврата излишне уплаченного налога и несоответствия федеральному законодательству применяемой налогоплательщиком нормы регионального нормативного акта.
Не согласившись с решениями налогового органа, ЗАО "ОНХМ" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением, в котором просило решения налогового органа признать незаконными и отменить.
Решением суда первой инстанции от 25.03.2005 по делу N А47-15285/2004АК-27 решения налогового органа об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности в части доначисления налога на пользователей автомобильных дорог за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2000 года и 2000 год в размере 1377706 руб. 39 коп. признаны недействительными. В удовлетворении остальной части требований отказано. При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что требования о возврате налога за 2000 год являются обоснованными, поскольку налогоплательщик в 2000 году производил расчет и уплачивал за тот период налог на пользователей автомобильных дорог по ставке 2% при установленной ставке 1,25%. При этом, суд первой инстанции указал на то, что требования о возврате налога за 2000 год заявлены в пределах трехлетнего срока, установленного статьей 87 Налогового кодекса РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 78 НК РФ
Законность и обоснованность принятого решения проверяются судом в порядке, установленном главой 34 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, основанием для представления предприятием уточненных налоговых деклараций и обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога явилось ошибочное исчисление в 1998-2000 годах налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, по ставке 2 процента, в то время как пунктом 1 постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 15.02.1995 г. N 4-ПЗС (в редакции Постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 08.07.1997 N 107/11-ПЗС) ставка указанного налога установлена в размере 1,25 процента.
Статьей 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" (в редакции от 26.05.1997 г.) была установлена ставка федерального налога на пользователей автомобильных дорог в размере 2,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), с зачислением по 1,25% соответственно в Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды. Пунктом 2 ст. 5 указанного Закона было предоставлено право органам субъектов РФ с учетом местных условий повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 08.07.1997 г. "О внесении изменений в Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 15.02.1995 г. N 4-ПЗС "Об утверждении ставок налога на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств" была установлена ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, в размере 1,25%.
Статьей 78 Федерального Закона "О федеральном бюджете на 1998 год", вступившего в силу 30 марта 1998 года предусматривалось сокращение с 1 апреля 1998 года размера отчислений в Федеральный дорожный фонд с 1,25% до 0,5% и увеличение размера отчислений в территориальные дорожные фонды с 1,25% до 2%, при этом было подтверждено право субъектов РФ как применять новую ставку (2 процента), так и изменить ее.
Поскольку в Постановлении Законодательного Собрания Оренбургской области от 08.07.1997 г., которым была установлена ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, в размере 1,25% от полученной выручки, не оговаривалось, на какой срок вводится эта ставка, то следовательно она должна применяться впредь до введения иного ее размера субъектом РФ. Данная позиция подтверждается Определениями Конституционного Суда РФ от 10.04.2002 г. по жалобам КАБ "Банк Сосьете Женераль Восток", граждан Э. Баражуана и В.В. Живого и от 6.11.2003 г. по жалобе ОАО "Илецксоль" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" и п. 1 постановления Законодательного Собрания Оренбургской области "Об утверждении ставок налога на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств". Конституционно-правовое истолкование правовых норм, данное Конституционным Судом РФ является общеобязательным в соответствии с ч.2 ст. 74, ст. 3, 6, 36, 79, 85, 86, 87, 96 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ".
Поскольку, вышеназванная ставка налога была изменена только Законом Оренбургской области N 549/131-ОЗ от 08.06.2000 г., следует признать правомерным исчисление налога на пользователей автомобильных дорог, подлежащего зачислению в территориальный дорожный фонд, в 1998-2000 годах по ставке 1,25%, решение суда в этой части является законным и обоснованным.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе обратиться за возвратом только в пределах трех лет со дня уплаты указанной суммы налога.
Налогоплательщик с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за 1998 - 2000 годы обратился в налоговый орган 16.03.2004.
Исследовав материалы дела, принимая во внимание статьи 55 и 87 Налогового кодекса РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности вывода суда первой инстанции о том, что ЗАО "ОНХМ" пропущен срок для обращения с заявлением о возврате сумм налога, уплаченного за 1998 и 1999 годы. Так же обоснованным является вывод суда первой инстанции о наличии обоснований для возврата сумм налога за 2000 год.
Учитывая, что ЗАО "ОНХМ" фактически налог за 2000 год уплачен, что подтверждено материалами дела и не отрицается налоговым органом, а так же принимая во внимание наличие соответствующего заявления налогоплательщика, следует признать обоснованным требование ЗАО "ОНХМ" о возврате 13777706 руб. - излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 год.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по госпошлине по жалобе относятся на заявителя жалобы, который от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.03.2005 по делу N А47-15285/2004АК-27 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2005 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 июня 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 8 июня 2005 г. N А47-15285/2004АК-27 (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании