Постановление апелляционной инстанции
Арбитражного суда Оренбургской области
от 22 апреля 2005 г. N А47-17149/2004АК-31
(извлечение)
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Тоцкого регионального отделения Оренбургской региональной организации "Братство" Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане, с. Тоцкое Оренбургской области (далее - организация) на решение арбитражного суда Оренбургской области от 02.03.2005 г. по делу N А47-17149/2004АК-31, принятое судьей Малышевой И.А., по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Тоцком районе Оренбургской области (далее - ГУ УПФ РФ в Тоцком районе) о взыскании с заявителя жалобы недоимки по страховым взносам в сумме 634251 руб. 00 коп. и пени в размере 60029 руб., установил:
ГУ УПФ РФ в Тоцком районе Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Тоцкому районному отделению Оренбургской региональной организации "Братство" Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 634251 руб. 00 коп. и пени в размере 60029 руб.
Решением от 25.02.2005 г. заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, организация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение.
Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и ст. 239 НК РФ.
По мнению заявителя, организация имела в 2004 году льготы по уплате единого социального налога, в том числе освобождена от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ не может отменять льготы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу УПФ РФ в Тоцком районе Оренбургской области доводы заявителя жалобы признало необоснованными и просило оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представители организации поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований заявителя жалобы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования УПФ РФ в Тоцком районе руководствовался нормами Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также Федеральным Законом от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах". При этом суд исходил из того, что объект налогообложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ являются объектом налогообложения и налоговой базой по единому социальному налогу, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации. Однако совпадение категорий плательщиков и объекта обложения не является основанием для признания страховых взносов частью единого социального налога. Вышеназванным Законом вводятся новые обязательные платежи - страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за счет которых будет частично финансироваться выплата пенсий. Поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ не предусматривает льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как это предусмотрено частью второй Налогового кодекса Российской Федерации в отношении уплаты единого социального налога, то организация не может быть освобождена от уплаты указанных взносов по тем основаниям, что является общественной организацией инвалидов, и не должна уплачивать единый социальный налог.
С 01.01.2001 обязательные платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации объединены в единый социальный налог, который уплачивался в порядке, установленном частью второй Налогового кодекса Российской Федерации.
15.12.2001 принят Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", который в соответствии со статьей 34 вступил в силу со дня его официального опубликования (20.12.2001).
В соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2002 Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в главу 24 "Единый социальный налог". Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Согласно статье 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, содержащееся в заявлении организации инвалидов утверждение о том, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации организации, производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в составе единого социального налога и поэтому они освобождены от уплаты единого социального налога, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не основано на нормах главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Ссылка представителей заявителя жалобы на то, что статья 239 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая льготу по уплате единого социального налога для общественных организаций инвалидов, применима к этим организациям и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, является ошибочной.
В статье 239 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляются льготы по единому социальному налогу отдельным категориям налогоплательщиков, но не страхователям, обязанным в силу статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, Закон N 167-ФЗ не содержит. Следовательно, статья 239 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая льготы по единому социальному налогу, на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" введены новые обязательные платежи - страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, за счет которых будет частично финансироваться выплата пенсий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персональным целевым назначением на обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, законодатель фактически вывел страховые взносы из системы налоговых платежей, как они определяются в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления прав и обязанностей субъектов обязательного пенсионного страхования, льготы и освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации налоговым законодательством не регулируются, а определяются в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" налоговым законодательством регулируются только правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой.
Таким образом, с 01.01.2002 платежи на обязательное пенсионное страхование вносятся отдельно в форме страховых взносов согласно статьям 22 - 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и в форме единого социального налога, уплачиваемого в федеральный бюджет, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Плательщик единого социального налога в соответствии со статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшает сумму налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за тот же период.
Учитывая индивидуальную возмездную природу страховых взносов, размер получаемой пенсии зависит от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, и, следовательно, при отсутствии платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование работники общественной организации инвалидов не будут иметь на своих индивидуальных счетах средства на страховую и накопительную части пенсии, что приведет к нарушению государственных гарантий их пенсионного обеспечения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался, так как заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 2258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 258 АПК РФ
Решение арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2005 по делу N А47-17149/2004АК-31 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тоцкого районного отделения Оренбургской региональной организации "Братство" Общероссийской организации инвалидов войны в Афганистане - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в двухмесячный срок.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2005 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 22 апреля 2005 г. N А47-17149/2004АК-31 (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании