Постановление апелляционной инстанции
Арбитражного суда Оренбургской области
от 9 июля 2004 г. N А47-351/04-12ГК
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2004 г. N Ф09-3312/04ГК настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации, г. Москва в лице Управления Федерального казначейства МФ РФ по Оренбургской области, г. Оренбург на решение арбитражного суда Оренбургской области от 26.04.2004 г. по делу N А47-351/04-12ГК по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, г. Оренбург к Финансовому управлению Администрации Оренбургской области, г. Оренбург, заявителю жалобы, с участием третьих лиц - Государственного предприятия "Облжилкомхоз", г. Оренбург, Главного управления социальной защиты населения Оренбургской области, г. Оренбург, открытого акционерного общества "Оренбургоблгаз", г. Оренбург, Муниципального учреждения по сбору коммунальных платежей, г. Оренбург о взыскании солидарно с ответчиков 2000075 руб. 05 коп., арбитражный суд установил:
Решением от 26 апреля 2004 г. заявленные требования удовлетворены. С Министерства Финансов Российской Федерации г. Москва за счет казны Российской Федерации и Финансового управления Администрации Оренбургской области, г. Оренбург за счет средств бюджета области солидарно взысканы убытки в сумме 2000075 руб. 05 коп.
Заявитель жалобы не согласен с принятым решением, ссылаясь на нарушение судом материальных норм права.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке, установленном главой 34 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, истец в 2002 г. - январе 2003 г. предоставлял льготы по оплате за пользование газом инвалидам. Считая, что в результате предоставления 50% скидки по оплате за пользование газом инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.95 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", у него образовались убытки, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга обратилось в арбитражный суд Оренбургской области с иском о взыскании 2000075 руб. 05 коп.
Списки лиц, пользующихся льготами с указанием адресов, даты рождения, документов, подтверждающих право на льготы, и суммы предоставленных льгот имеются в материалах дела.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что некомпенсированные из бюджета соответствующего уровня расходы истца на предоставление льгот составляют его убытки (п. 2 ст. 15 Гражданского Кодекса РФ), которые, будучи причиненными противоправными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации (ст. 1069 Гражданского Кодекса РФ).
Министерство Финансов Российской Федерации не согласилось с принятым решением в части солидарного взыскания с него убытков, связанных с предоставлением льгот, ссылаясь на то, что льготы предоставлялись инвалидам, проживающим в домах, не находящихся в федеральной собственности, а запланированная в федеральном бюджете сумма на реализацию данного вида льгот Оренбургской области стороной выделена полностью. Кроме того, в соответствии со ст. 15.6 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" возмещение льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и заслушав объяснения сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии со статьями 15, 16 Гражданского кодекса РФ убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также размер убытков.
Статья 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации относит финансирование расходов в сфере социальной защиты населения к совместному ведению Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.95 г. "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством РФ.
Пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901, предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов РФ, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления.
На основании Федерального закона от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Оренбургской области выделено на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" из средств Фонда компенсаций в 2002 г. 181,9 млн. руб., которые в течение 2002 г. поступили в полном объеме.
Постановлением Администрации Оренбургской области от 10.02.2001 г. N 12-П "О порядке возмещения расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", и финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, осуществляется ГП "Облжилкомхоз" на договорной основе с Главным управлением социальной защиты населения Оренбургской области.
В разделе 2 приложения N 6 к постановлению Администрации от 10.02.2001 г. N 12-П указано, что финансирование и возмещение расходов, произведенных в связи с предоставлением льгот по 50% скидке на оплату жилищно-коммунальных услуг, осуществляется Главным управлением социальной защиты населения Оренбургской области за счет средств федерального и областного бюджета.
Во исполнение указанного акта, 10 апреля 2004 г. между истцом и ГП "Облжилкомхоз" заключен договор о возмещении расходов, связанных с реализацией льгот по Федеральным законам "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которым ГП "Облжилкомхоз" осуществляет в 2002 году финансирование расходов Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, связанных с реализацией указанных льгот, в пределах полученных на эти цели бюджетных средств от Главного управления социальной защиты населения Оренбургской области.
Согласно имеющемуся в материалах дела акту сверки расчетов по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов" между Главным управлением социальной защиты и ГП "Облжилкомхоз" населения Оренбургской области по состоянию на 1 января 2003 г. задолженность в пользу последнего составила 91512564 руб. 30 коп. В соответствии с актом сверки расчетов между истцом и ГП "Облжилкомхоз" по состоянию на 01 апреля 2004 г. задолженность последнего составила 28114376 руб. 92 коп.
Таким образом, финансирование Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга не покрывает его расходов, связанных с реализацией указанных льгот.
Принимая во внимание, что действующим законодательством допускается предоставление льгот, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" как за счет средств федерального бюджета" так и за счет средств субъекта РФ (п. "ж" ч.1 ст. 72 Конституции РФ, статьи 7, 85 Бюджетного кодекса РФ, п. 3.1 Постановления Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 г, "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ", Постановление Администрации Оренбургской области от 10.02.2001 г. N 12-П "О порядке возмещения расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ"), а также учитывая то, что из федерального бюджета выделены средства в значительной мере меньше, чем фактически понесенные расходы, а из областного бюджета вообще не выделялись денежные средства на данные цели, является обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о необходимости взыскания убытков от предоставления льгот по оплате услуг за пользование газом на основании положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" за счет средств казны Российской Федерации и бюджета Оренбургской области.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованном солидарном взыскании убытков не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в результате бездействия Министерства финансов РФ и уполномоченных органов государственной власти Оренбургской области, не определивших доли финансирования в полном объеме расходов по компенсированию соответствующих льгот, истцу причинены убытки.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно применительно к статье 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскал убытки солидарно с Министерства финансов РФ и Финансового управления Администрации Оренбургской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене судебного акта апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по оплате госпошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривается, поскольку заявитель жалобы от ее уплаты освобожден на основании п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине".
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение арбитражного суда Оренбургской области от 26.04.2004 г. по делу N А47-351/04-12ГК оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 июля 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 9 июля 2004 г. N А47-351/04-12ГК (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании