Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 22 марта 2005 г. N А47-1174/2005АК-27
(извлечение)
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности предпринимателя Каримовой Х.З. по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ за нарушение обязательных требований государственных стандартов, выразившегося в хранении с целью реализации пищевых продуктов (пельменей замороженных), не соответствующих техническим условиям и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам по микробиологическим показателям.
Предпринимателем Каримовой Х.З. письменный отзыв по существу заявления административного органа не представлен.
Лицам, участвующим в судебном заседании разъяснены их права, закрепленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Отводов составу суда, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Вменяемое нарушение было установлено при проверке пельменного цеха предпринимателя Каримовой Х.З., расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Яицкая, 15, и проводимой на основании Распоряжения руководителя административного органа N 194 от 11.01.2005 г.,
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", предприниматель Каримова Х.З. была ознакомлена с Распоряжением о проверке, что подтверждается ее подписью в соответствующей графе данного документа. В соответствии со ст. 9 вышеуказанного закона, по результатам проверки составлен Акт N 1 от 27.01.2005 г.
В присутствии работника предпринимателя - зав. производством Абусовой Г.Р. - по Акту от 12.01.2005 г. произведен отбор образцов продукции (пельмени из мяса говядины и свинины замороженные) из партии в количестве 42 кг (фасованные в полиэтиленовые пакеты по 0,450 кг) и предназначенной для реализации. Лабораторное испытание отобранных образцов, проведенное аккредитованной испытательной лабораторией ФГУ "Оренбургский ЦГСЭН" (Протокол испытаний N 332 от 20.01.2005 г.) показало превышение предельно допустимых норм по микробиологическим показателям.
По данному факту должностным лицом административного органа составлен Протокол об административном правонарушении N 1 от 27.01.2005 г. в отношении предпринимателя Каримовой Х.З. Копия протокола и вышеуказанного акта проверки получены предпринимателем, что подтверждается подписью Каримовой Х.З. в соответствующих графах указанных документов.
Согласно объяснений, данных предпринимателем в протоколе об административном правонарушении, она признает совершение правонарушения, случившееся поясняет ослаблением контроля за происходящем на производстве ввиду своей болезни. Аналогичные показания Каримова Х.З. устно дала и в судебном заседании.
Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов.
В соответствии с п. п. 2, 5 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 2 ст. 15 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Материалами дела подтверждается, а также не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, факт хранения с целью реализации продукции не соответствующей норме по микробиологическим показателям (СанПиН 2.3.2.1078-1). Указанное составляет объективную сторону правонарушения, выразившегося в нарушении обязательных требований государственных стандартов и ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду СанПиН 2.3.2.1078-01
Субъективная сторона правонарушения выражена виной предпринимателя Каримовой Х.З. в форме неосторожности. Как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в виде изготовления пищевых продуктов (т.е. требующих особого технологического контроля за соблюдением санитарных норм и правил), она могла и должны была предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае отсутствия контроля за качеством изготавливаемой продукции.
В соответствии с п. 66 ч. 2 ст. 28.3. КоАП РФ, должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по составам, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч. ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ. В соответствии с п. 2.3. Перечня должностных лиц Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (приложение к приказу указанного ведомства N 246 от 17.11.2004 г.), к должностным лицам отнесены также иные должностные лица данного административного органа.
Исходя из изложенного, суд считает установленным наличие события административного правонарушения, доказанность факта его совершения предпринимателем Каримовой Х.З., наличие у административного органа и его должностных лиц оснований и полномочий для составления протокола об административном правонарушении.
Административная ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена ч. 1 ст. 19.19 в виде штрафа от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения. Обстоятельств исключающих привлечение предпринимателя Каримовой Х.З. к административной ответственности или смягчающих ее вину, судом не установлено.
Исходя из существа, субъектного состава и характера совершенного правонарушения, данное деяние относится к правонарушениям касающимся прав потребителей. Срок давности привлечения к ответственности (ст. 4.5. КоАП РФ) по данной категории дел составляет один год.
С учетом того, что правонарушение совершено по неосторожности, угрожало, но не повлекло причинения вреда личности, обществу и государству, суд полагает возможным привлечь предпринимателя Каримову Х.З. к административной ответственности применив минимальную санкцию, установленную за совершение данного правонарушения.
Конфискация предметов административного правонарушения не производится, поскольку административным органом не приняты обеспечительные меры по административному производству, вследствие чего местонахождение данных предметов на дату вынесения решения не установлено, со слов предпринимателя Каримовой Х.З., некачественная продукция уничтожена.
Суд также обращает внимание, что предприниматель Каримова Х.З. привлекается к административной ответственности за нарушение обязательных требований государственных стандартов, выразившегося в хранении продукции, не соответствующей санитарным нормам. Реализация продукции с нарушением санитарных правил, влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.4. КоАП РФ (штраф от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой).
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.7, 29.10, 29.11, 30.1-30.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и ст. ст. 167-170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать индивидуального предпринимателя Каримову Хадичу Зиятовну виновной в нарушении требований государственных стандартов (санитарно-эпидемиологических правил и нормативов) при хранении пищевых продуктов.
Привлечь индивидуального предпринимателя Каримову Хадичу Зиятовну к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ в виде штрафа в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, что составляет 500 (пятьсот) рублей.
Исполнительный лист выдать заявителю в порядке ст. ст. 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Решение изготовлено в полном объеме 25 марта 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22 марта 2005 г. N А47-1174/2005АК-27 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании