Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 14 июня 2005 г. N А47-17846/2004АК-27
(извлечение)
ООО "Флагман" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным Решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Оренбурга N 08-28/7479 от 05.04.2004 г. в части отказа в проведении зачета в счет предстоящих платежей по налогу на имущество излишне уплаченных сумм по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2000 г.
Свои доводы о незаконности оспариваемого решения заявитель мотивирует тем, что в 1998, 1999, 2000 годах им ошибочно исчислялся и уплачивался налог на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд по ставке 2 процента. В то же время пунктом 1 Постановления Законодательного собрания Оренбургской области от 15.02.1995 г. N 4-ПЗС (с изменениями и дополнениями) ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный фонд, установлена в размере 1,25 процентов.
Кроме того, заявитель просит взыскать с налогового органа судебные расходы, понесенные им по делу в виде оплаты услуг адвоката в размере 6000 руб.
В судебном заседании представителям сторон разъяснены их права и обязанности, закрепленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ, отводов составу суда, секретарю судебного заседания, а также ходатайств не заявлено.
В открытом судебном заседании представителями ООО "Флагман" заявлено письменное ходатайство о замене ответчика по процессуальному правопреемству ввиду его реорганизации, а также уточнены требования: по ранее заявленным правовым основаниям ООО "Флагман" просит признать незаконными действия (бездействие) налогового органа, выразившихся в отказе проведения зачета суммы излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в части территориального дорожного фонда Оренбургской области за 2000 г. (извещение Инспекции МНС РФ по Ленинскому р-ну г. Оренбурга N 08-28/7780 от 08.04.2004 г.) на общую сумму 564225 руб. и обязать налоговый орган провести зачет указанных сумм в счет предстоящих платежей по транспортному налогу.
Представитель налогового органа по существу заявленных ходатайств не возражает. По результатам их рассмотрения, ходатайства судом удовлетворены на основании ст. ст. 48, 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
По существу заявленных требований ООО "Флагман", налоговым органом письменного отзыва не представлено. В судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал, мотивировав это следующим.
Налогоплательщиком для проведения зачета поданы два заявления: от 23.03.2004 г. N 21 - о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по налогу на имущество, и от 22.06.2004 г. N 48 - об оставлении без исполнения предыдущего заявления и с ходатайством о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по транспортному налогу. Таким образом, по заявлению от 23.03.2004 г. у налогового органа отсутствовали правовые основания для проведения зачета ввиду его отзыва налогоплательщиком, а заявление от 22.06.2004 г. подано за пределами трехлетнего срока, установленного законом для зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога. В части отнесения на него судебных издержек, ответчик возражает из-за несоразмерно большого, по его мнению, вознаграждения адвоката ввиду небольшой сложности спора и сложившейся единообразной практике их разрешения по аналогичным делам.
Заслушав пояснения и оценив доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов. На основании ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка.Имеется в виду п. 5 ч. 1 ст. 32 НК РФ
В силу п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно материалам дела (копия письма заявителя с отметкой (штампом) налогового органа в приеме заявления), ООО "Флагман" обратилось в налоговый орган 23.03.2004 г. с письмом исх. N 21, к которому прилагались уточненные расчет и декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1998 г., 1999, 2000 г.г. Исходя из представленных расчета и деклараций, налогоплательщиком излишне уплачен налог в указанные периоды в размерах 111014 руб., 428982 руб. и 564226 руб. соответственно.
Помимо уточненных расчета и деклараций, в налоговый орган было представлено заявление о зачете сумм излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в размере 1104222 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на имущество.
Налог на пользователей автомобильных дорог, в силу подпункта "м" пункта 1 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (действовавшем в период, подвергнутый камеральной проверке), относится к федеральным налогам.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по ставке 2,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), либо 2,5% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. При этом налог перечисляется каждым налогоплательщиком раздельно на счета Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов по ставке 1,25% в каждый фонд.
Согласно п. 2 ст. 5 названного Закона, законодательные органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50% от ставки федерального налога.
Постановлением Законодательного собрания Оренбургской области от 08.07.1997 г. N 107/11-ПЗС "О внесении изменений в Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 15.02.1995 г. N 4-ПЗС "Об утверждении ставок налога на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств", ставка налога на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемого в территориальный дорожный фонд установлена в размере 1,25%.
Статьей 78 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", вступившего в силу 30 марта 1998 г. (со дня официального опубликования), предусматривалось, что в 1998 году впредь до внесения изменений в Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" средства федерального налога на пользователей автомобильных дорог зачисляются в Федеральный дорожный фонд по ставке 0,5% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а в территориальные дорожные фонды - по ставке 2%, но при этом сохранялось право законодательных органов субъектов Российской Федерации повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды. Соответствующая норма в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" была внесена Федеральным законом от 27.06.1998 г. N 93-ФЗ.
Несмотря на изменение ставок на федеральном уровне, законодательные органы Оренбургской области изменили размер ставки налога, зачисляемый в территориальный дорожный фонд, увеличив ее до 2% только Законом Оренбургской области N 549/131-ОЗ от 08.06.2000 г., опубликованным 16.06.2000 г.
Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Поскольку Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налоговый период по налогу на пользователей автомобильных дорог не определен, то в силу ст. 55 Налогового кодекса РФ налоговым периодом в данном случае является календарный год. Следовательно, Закон Оренбургской области N 549/131-ОЗ от 08.06.2000 г., изменяющий ставку налога в сторону повышения вступил в силу с 01.01.2001 г.
При таких обстоятельствах, за период 1998-2000 годов у налогоплательщика существовала обязанность исчислять и уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд исходя из ставки налога в размере 1,25 процента, а не 2 процента.
Вышеуказанное толкование норм права подтверждено позицией Конституционного Суда РФ по данному вопросу, в частности Определениями Конституционного суда Российской Федерации:
- от 10.04.2002 г. N 83-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Коммерческого акционерного банка "банк Сосьете Женераль Восток", граждан Э. Баражуана и В.В. Живого на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", статьи 78 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и Законов города Москвы от 19 марта 1997 года, от 3 февраля 1999 года и от 31 мая 2000 года о ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды";
- от 06.11.2003 г. N 422-О по жалобе открытого акционерного общества "Илецксоль" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и пунктом 1 постановления Законодательного Собрания Оренбургской области "Об утверждении ставок налога на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств".
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации (Определения N 422-О, N 424-О от 06.11.2003 г.) пришел к выводу, что поскольку в Законе города Москвы от 09.07.1997 г., которым ставка федерального налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд города Москвы, устанавливалась в размере 1,25 процента от полученной выручки, не оговаривалось, на какой срок вводится эта ставка, то, следовательно, она и должна была применяться впредь до введения иного ее размера законом города Москвы.
Данный вывод Конституционный Суд Российской Федерации в полной мере распространил на соответствующие положения Постановления Законодательного Собрания Оренбургской области "Об утверждении ставок налога на пользователей автомобильных дорог и с владельцев транспортных средств" (Определение от 30.09.2004 г. N 309-О).
В то же время, в соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Как уже отмечено выше, уточненные расчет и декларации представлены 23.03.2004 г. по сроку представления до 01.04.2004 г. Налоговым периодом по налогу на пользователей автодорог является календарный год, т.е. 2003 год - год проведения проверки. Таким образом, по получении уточненных деклараций, налоговый орган вправе был проверить деятельность заявителя за 2002, 2001, 2000 годы.
Возможность представления налогоплательщиком уточненных деклараций за более ранние периоды сделала бы невозможной осуществление контроля со стороны фискальных органов за соблюдением публичных интересов, выраженных в конституционно закрепленной обязанности каждого платить законно установленные налоги.
Из материалов дела следует, что по представленной заявителем уточненной налоговой декларации за 2000 г. (как и за 1998, 1999 г.г.) налоговая проверка не проводилась. На письмо ООО "Флагман" были даны письменные ответы:
- N 08-28/7479 от 05.04.2004 г. - о невозможности возврата (зачета) сумм излишне уплаченного налога за 1998, 1999 г.г.;
- N 08-28/7780 от 08.04.2004 г. - о невозможности возврата (зачета) сумм излишне уплаченного налога за 2000 г.
Вышеуказанные действия (бездействие) налогового органа заявитель оспаривает в части отказа в проведении зачета сумм излишне уплаченного налога за 2000 г. Данные требования являются обоснованными, поскольку материалами дела подтверждено наличие у заявителя переплаты по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 564226 руб. (по уточненной декларации (ставка 1,25%) подлежащая уплате сумм налога 452659 руб. (IV квартал 2000 г.) - фактически уплачено (платежное поручение N 314 от 29.03.2001 г.) 1016885 руб.).
Вышеуказанная сумма подлежит возврату (зачету) в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Довод налогового органа об отсутствии у него правовых оснований для проведения зачета ввиду отзыва ООО "Флагман" своего первоначального заявления, судом отклоняется как несостоятельный.
В соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ, налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Таким образом, произвести зачет сумм излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог ответчик должен был до 07.04.2004 г., т.е. до поступления письма заявителя от 22.06.2004 г. N 48.
Кроме того, указанное письмо не содержит отказ от проведения зачета, а содержит просьбу о направлении подлежащих зачету сумм в счет иного налога (транспортного), нежели указанного ранее (на имущество).
При таких обстоятельствах, действия налогового органа, выразившиеся в отказе проведения зачета сумм излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 г. в размере 564226 руб., о чем заявитель был уведомлен извещением налогового органа N 08-28/7780 от 08.04.2004 г., следует признать незаконными и несоответствующими ст. ст. 78, 80 Налогового кодекса РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на налоговый орган; взысканию не подлежат в силу п/п 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 2 вышеуказанной процессуальной нормы, расходы на оплату услуг представителя заявителя подлежат взысканию с налогового органа. Факт несения ООО "Флагман" таких расходов в заявленной сумме - 6000 руб., подтверждается материалами дела (Соглашение об оказании юридической помощи, платежное поручение N 540 от 23.09.2004 г.).
Учитывая характер заявленного спора и степень сложности, количество судебных заседаний, объем доказательств, собранных и представленных представителем заявителя, суд считает затраты ООО "Флагман" на оплату услуг адвоката по настоящему делу в сумме 6000 руб. (или 1,06% от оспариваемой суммы) разумными, документально подтвержденными и вызванными объективной необходимостью. При этом, налоговым органом не представлено доказательств чрезмерности таких расходов.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 48, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
1. Ходатайства заявителя о замене ответчика в порядке процессуального правопреемства и уточнении требований удовлетворить. Ответчиком по делу считать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга.
2. Требования Общества с ограниченной ответственностью Флагман" удовлетворить.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга, выразившиеся в отказе проведения зачета сумм излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 г. в размере 564226 рублей.
3. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя путем проведения зачета сумм излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 г. в размере 564226 рублей в счет платежей по транспортному налогу.
4. Государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную заявителем по платежному поручению N 793 от 28.12.2004 г., возвратить заявителю из федерального бюджета после вступления решения в законную силу.
5. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга за счет федерального бюджета судебные издержки в размере 6000 рублей в пользу заявителя.
Исполнительный лист выдать заявителю в порядке ст. ст. 180, 318, 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Полный текст решения изготовлен 24 июня 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14 июня 2005 г. N А47-17846/2004АК-27 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании