Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 11 августа 2005 г. N А47-3763/2005АК-30
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Концерн Оренбургмолоко", г.Оренбург обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г.Оренбурга о признании незаконными действий налогового органа по выставлению инкассовых поручений N N 15604 от 21.02.2005 г. и N 15605 от 21.02.2005 г.
Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Права и обязанности участникам процесса разъяснены.
Отводов суду не заявлено.
Заявителем подано письменное ходатайство об уточнении предъявленных требований и признании незаконными действий налогового органа по выставлению инкассовых поручений N N 15604 от 21.02.2005 г. и N 15605 от 21.02.2005 г. и недействительным решения N 1285 от 08.04.2005 г. о приостановлении операций по счетам ОАО "Концерн Оренбургмолоко".
Ходатайство заявителя об уточнении предъявленных требований удовлетворить.
Как установлено в заседании, Инспекцией МНС РФ по Промышленному району г.Оренбурга проведена выездная налоговая проверка Открытого акционерного общества "Концерн Оренбургмолоко" (далее по тексту - ОАО "Концерн Оренбургмолоко") по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.11.2001 г. по 01.10.2003 г., по результатам которой составлен акт выездной проверки N 02-42/9-164 дсп от 14.04.2004 г. и вынесено решение N 02-42/9-5878 от 12.05.2004 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 1787533 руб. 40 коп., также обществу предложено уплатить доначисленный налог на добавленную стоимость в размере 8937667 руб. и начисленную сумму пени за неисполнение обязанности по уплате налога - 1938773 руб. 93 коп.
На основании вынесенного налоговым органом решения от 12.05.2004 г. заявителю было выставлено требование об уплате налога N 10908 от 16.05.2004 г. на сумму доначисленного налога и пени.
Данное требование в установленный срок заявителем не исполнено, в связи с чем, инспекцией вынесено решение N 59 от 08.06.2004 г. о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках.
На основании данного решения от 08.06.2004 г. налоговым органом выставлены инкассовые поручения N 498 от 10.06.2004 г. и N 499 от 10.06.2004 г. на бесспорное взыскание сумм налога на добавленную стоимость и пени за счет денежных средств ОАО "Концерн Оренбургмолоко" на счетах в банках.
Налогоплательщиком обжаловано решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности в судебном порядке, с одновременной подачей заявления о принятии мер по обеспечению иска. В связи с принятием мер по обеспечению иска, инкассовые поручения N 498 от 10.06.2004 г. и N 499 от 10.06.2004 г. были отозваны налоговым органом из банка.
Решением суда первой инстанции по делу N А47-7268/04АК-22 от 03.09.2004 г. решение ИМНС РФ по Промышленному району г.Оренбурга N 02-42/9-5878 от 12.05.2004 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности было признано недействительным в части штрафных санкций в размере 149787 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 748937 руб. и в части пени пропорционально удовлетворенным требованиям.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 12.01.2005 г. решение суда первой инстанции по делу N А47-7268/04АК-22 от 03.09.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2004 г. оставлены без изменений.
На основании требования об уплате налога N 10908 от 16.05.2004 г., 31.01.2005 г. инспекцией выставляются инкассовые поручения N 15602 и N 15603 на сумму налога на добавленную стоимость в размере 8937667 и пени в размере 175810 руб. 29 коп., что явилось предметом рассмотрения в арбитражном суде по делу N А47-1920/05АК-28.
Однако, письмами от 21.02.2005 г. инкассовые поручения N 15602 и N 15603 отозваны инспекцией из банка. Производство по делу N А47-1920/05АК-28 прекращено, в связи с отсутствием предмета спора на момент рассмотрения дела по существу.
09.02.2005 г. инспекцией выносится постановление N 4 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации).
21.02.2005 г. ИФНС по Промышленному району г.Оренбурга выставляет на расчетный счет заявителя инкассовые поручения N 15604 на сумму налога на добавленную стоимость в размере 7223780 руб. 02 коп. и N 15605 на сумму пени в размере 1758130 руб. 29 коп.
В связи с невыполнением обязанности по уплате налога налоговым органом вынесено решение N 1285 от 08.04.2005 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Заявитель считает решение N 1285 от 08.04.2005 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке недействительным, а действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений N 15604 и N 15605 от 21.02.2005 г. незаконными, как не соответствующее ст. 46, 69, 70, 71 НК РФ и нарушающее права и законные интересы.
Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Пункт 1 статьи 45 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.п.3 п.1 ст.45 НК РФ).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, в адрес заявителя было направлено требование об уплате налогов N 10908 по состоянию на 16.05.2004 г. Ответчиком был установлен в требовании срок уплаты налога. Однако, заявителем данная обязанность не выполнена.
Согласно п.1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.
08.06.2004 г. налоговым органом вынесено решение N 59 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках на сумму налога на добавленную стоимость в размере 8937667 руб. и сумму пени - 1938773 руб. 93 коп.
На основании решения N 59 налоговым органом были выставлены инкассовые поручения на расчетный счет заявителя, на списание суммы налога на добавленную стоимость и пени.
В связи с обжалованием решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности от 12.05.2004 г. и принятием мер по обеспечению иска судом первой инстанции в форме запрета налоговому органу совершать действия по взысканию с ОАО "Концерн Оренбургмолоко" сумм налога на добавленную стоимость и пени, инкассовые поручения, выставленные на основании решения N 59 были отозваны из банка.
Решение ИФНС по Промышленному району г.Оренбурга N 02-42/9-5878 от 12.05.2004 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности было признано недействительным в части штрафных санкций в размере 149787 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 748937 руб. и в части пени пропорционально удовлетворенным требованиям.
Решение Арбитражного суда, с учетом постановления апелляционной инстанции, вступило в законную силу 16.11.2004 г.
Налоговый кодекс предусматривает, что налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, отсутствии информации о счетах налогоплательщика (п.7 ст.46 НК РФ).
Руководствуясь названной нормой Налогового кодекса, инспекция выносится постановление N 4 от 09.02.2005 г. о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации).
21.02.2005 г. ИФНС по Промышленному району г.Оренбурга выставляет на расчетный счет заявителя инкассовые поручения N 15604 на сумму налога на добавленную стоимость в размере 7223780 руб. 02 коп. и N 15605 на сумму пени в размере 1758130 руб. 29 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Согласно пункту 5 указанной статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из пункта 6 статьи 75 НК РФ следует, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном в статьях 46 - 48 Кодекса.
Пунктам 1 и 3 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Кодекса (пункт 7 статьи 46 Кодекса).
Положения названной статьи применяются при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46 Кодекса).
Из названных норм следует, что применение порядка принудительного взыскания недоимки по налогам и пеням непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога (пеней).
Согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Иных сроков для предъявления требования о взыскании пеней, в том числе в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога и пеней за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога и пеней. Исковое заявление о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика может быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При определении предельных сроков взыскания недоимок по налогам необходимо учитывать совокупность сроков, установленных статьей 70 НК РФ, а также статьей 48 НК РФ, в толковании, которое дается в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Срок, установленный статьей 70 НК РФ, не является пресекательным. Однако, суд считает, что сроки, содержащиеся в статьях 52, 57, 70 НК РФ, определяют период времени, в пределах которого налоговый орган выполняет предусмотренные налоговым законодательством обязанности, и имеют определенные последствия. С момента направления требования у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога, а у налогового органа - право требовать исполнения указанной обязанности в точном соответствии с законом. Законодатель не придал этим срокам пресекательный характер, допуская тем самым некоторые отступления от них. Вместе с тем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ требование налоговым органом налогоплательщика о сумме налога, подлежащего уплате, осуществление мер по взысканию неуплаченного налога должно производиться в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки, с учетом принципа разумности. В связи с этим недопустимо направление требования об уплате налога в срок, в несколько раз превышающий срок оформления требования.
Довод заявителя о том, что действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений N 15604 и N 15605 незаконны, в связи с тем, что выставлены на основании требования N 10908 от 16.05.2004 г., которое утратило силу с принятием решения арбитражного суда от 03.09.2004 г., необоснован по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 71 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов по уплате налога и сбора изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику или плательщику сборов уточненное требование.
При этом изменение обязанности, а также возникновение и прекращение согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации связано с наличием оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным законодательным актом о налогах и сборах.
Однако, суд считает, что вынесенные по делу N А47-7268/04АК-22 судебные акты устанавливают только неправомерность начисления конкретных сумм налога в той части, в которой решение налогового органа признано недействительным, и не свидетельствуют об изменении или прекращении обязанности по уплате налогов, а, следовательно, правовых оснований для выставления уточненного требования в адрес налогоплательщика у инспекции не имелось.
Кроме того, инкассовые поручения N 15604 и N 15605 выставлены на суммы налога и пени, уменьшенные с учетом решения суда по делу N А47-7268/04АК-22 и частичной оплаты.
Также, общество считает, что налоговой инспекцией не соблюден предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срок для принятия решения о приостановлении операций по счетам организации.
В соответствии со ст.76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.
Из материалов дела видно, что налоговая инспекция обоснованно с учетом требований статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приняла решения о приостановлении операций по счетам предприятия.
Данный довод заявителя не принимается судом во внимание, т.к. при обжаловании решения налогового органа от 12.05.2004 г. о привлечении к налоговой ответственности, судебными инстанциями были приняты меры по обеспечению иска в форме запрета ответчику совершать действия по взысканию сумм налога на добавленную стоимость и пени.
Срок, в течение которого действовало определение суда о принятии обеспечительных мер, не включается в установленный названной нормой срок на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий (пункт 10 постановления N 5 от 28.02.2001 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Решение N 59 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках на сумму налога на добавленную стоимость в размере 8937667 руб. и сумму пени - 1938773 руб. 93 коп. вынесено 08.06.2004 г., а решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке - 08.05.2005 г.
С учетом принятых судебными инстанциями обеспечительных мер, судом установлено, что налоговым органом допущено нарушение срока вынесения решения о приостановлении операций по счетам на 27 дней.
Однако, суд считает, что данное нарушение срока вынесения оспариваемого решения о приостановлении операций по счетам заявителя не повлекло нарушений прав и законных интересов общества, поскольку до настоящего времени налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налога на добавленную стоимость.
Таким образом, в удовлетворении требований заявителю следует отказать, действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений N 15604 и N 15605 от 21.02.2005 г. и решение N 1285 от 08.04.2005 г. считать законными и обоснованными.
Расходы по государственной пошлине в размере 1000 руб. возвратить заявителю, выдав справку на возврат после вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
1. Ходатайство заявителя об уточнении предъявленных требований удовлетворить.
2. В удовлетворении требований Открытому акционерному обществу "Концерн Оренбургмолоко", г.Оренбург отказать.
3. Расходы по государственной пошлине в размере 1000 руб. возвратить заявителю, выдав справку на возврат после вступления решения в законную силу.
4. Меры по обеспечению заявления отменить после вступления решения в законную силу.
Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11 августа 2005 г. N А47-3763/2005АК-30 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании