Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 27 апреля 2005 г. N А47-15517/2004АК-30
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 октября 2005 г. N Ф09-4748/05-С7 настоящее решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "Автотрак", с.Сакмара обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании частично недействительным постановления N 60 от 12.10.2004 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Оренбургской области.
Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Права и обязанности участникам процесса разъяснены.
Отводов суду не заявлено.
Заявителем подано письменное ходатайство об уточнении предъявленных требований и признании недействительным постановления N 60 от 12.10.2004 г. о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации) в части обращения взыскания пени в сумме 288860 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 1995 г., пени в сумме 41089 руб. 67 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 1999 г.
Ходатайство заявителя об уточнении предъявленных требований удовлетворить.
Как установлено в заседании, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 18 по Оренбургской области выставлено требование об уплате налога N 12132 по состоянию на 06.07.2004 г.
Данное требование в установленный срок заявителем не исполнено, в связи с чем, инспекцией вынесено решение N 6987 от 27.07.2004 г. о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках на сумму 345675 руб. 95 коп.
На основании данного решения налоговым органом выставлены инкассовые поручения на бесспорное взыскание сумм пени за счет денежных средств ООО "Автотрак" на счетах в банках.
12.10.2004 г. инспекцией выносится решение N 6987 от 27.07.2004 г. и постановление N 60 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации).
Заявитель считает постановление N 60 от 12.10.2004 г. о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации) в части обращения взыскания пени в сумме 288860 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 1995 г., пени в сумме 41089 руб. 67 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 1999 г. недействительным, как не соответствующее ст. 46, 47, 48, 79, 87, 113 НК РФ, ст.ст. 2, 25 Закона РФ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании".
Требования заявителя о признании недействительным постановления N 60 от 12.10.2004 г. о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации) в части обращения взыскания пени в сумме 288860 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 1995 г., пени в сумме 41089 руб. 67 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 1999 г. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Автотрак" создано путем реорганизации Сакмарского Арендного автотракторного предприятия в форме преобразования и является правопреемником реорганизованного предприятия. ООО "Автотрак" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.03.2004 г. Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 18 по Оренбургской области (свидетельство о государственной регистрации серии 56 N 001058657).
Пункт 1 статьи 45 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.п.3 п.1 ст.45 НК РФ).
Согласно представленному в материалы дела акту сверки расчетов плательщика страховых взносов с Пенсионным фондом РФ по состоянию на 01.01.2001 г. задолженность по пени в сумме 288860 руб. за несвоевременную уплату взносов в Пенсионный фонд РФ сформировалась в 2000 г., задолженность по страховым взносам в сумме 97130 руб. погашена в 2000 г. (л.д. 34).
Пеня в размере 45534 руб. начислена Сакмарскому Арендному автотракторному предприятию за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 1999 г. на сумму недоимки в размере 69393 руб., погашение которой произведено предприятием в 2000 г.
В соответствии с представленным в материалы дела передаточным актом от 30.03.2004 г., ООО "Автотрак" является полным правопреемником Арендного предприятия "Сакмарское арендное автотракторное предприятие" и принимает на себя все (как имущественные, так и неимущественные) права и обязанности реорганизованного юридического лица - Арендного предприятия, в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, в адрес заявителя, реорганизованного предприятия ООО "Автотрак" было направлено требование об уплате налогов N 12132 по состоянию на 06.07.2004 г. Ответчиком был установлен в требовании срок уплаты налога. Однако, заявителем данная обязанность не выполнена.
Согласно п.1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.
27.07.2004 г. налоговым органом вынесено решение N 6987 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках на сумму 345675 руб. 95 коп. с указанием наименования платежа - пени.
На основании решения N 6987 налоговым органом были выставлены инкассовые поручения на расчетный счет заявителя, на списание суммы пени по налогу на добавленную стоимость в размере 45534 руб. 18 коп. и суммы пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 288860 руб. 88 коп.
Налоговый кодекс предусматривает, что налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, отсутствии информации о счетах налогоплательщика (п.7 ст.46 НК РФ).
Налоговым органом не доказан факт и не представлены надлежащие доказательства отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика.
Позднее, 12.10.2004 г. инспекцией принято решение N 61 от 12.10.2004 г. и постановление N 60 от 12.10.2004 г. о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации) на взыскание за счет имущества ООО "Автотрак" суммы пени в размере 336115 руб. 12 коп. и суммы налога в размере 77 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Согласно пункту 5 указанной статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из пункта 6 статьи 75 НК РФ следует, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном в статьях 46 - 48 Кодекса.
Пунктам 1 и 3 статьи 46 Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Кодекса (пункт 7 статьи 46 Кодекса).
Положения названной статьи применяются при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46 Кодекса).
Из названных норм следует, что применение порядка принудительного взыскания недоимки по налогам и пеням непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога (пеней).
Согласно пункту 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Иных сроков для предъявления требования о взыскании пеней, в том числе в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога и пеней за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога и пеней. Исковое заявление о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика может быть подано в суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
При определении предельных сроков взыскания недоимок по налогам необходимо учитывать совокупность сроков, установленных статьей 70 НК РФ, а также статьей 48 НК РФ, в толковании, которое дается в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Срок, установленный статьей 70 НК РФ, не является пресекательным. Однако, суд считает, что сроки, содержащиеся в статьях 52, 57, 70 НК РФ, определяют период времени, в пределах которого налоговый орган выполняет предусмотренные налоговым законодательством обязанности, и имеют определенные последствия. С момента направления требования у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога, а у налогового органа - право требовать исполнения указанной обязанности в точном соответствии с законом. Законодатель не придал этим срокам пресекательный характер, допуская тем самым некоторые отступления от них. Вместе с тем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ требование налоговым органом налогоплательщика о сумме налога, подлежащего уплате, осуществление мер по взысканию неуплаченного налога должно производиться в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки, с учетом принципа разумности. В связи с этим недопустимо направление требования об уплате налога в срок, в несколько раз превышающий срок оформления требования.
С учетом изложенного суд считает, что сроки, предусмотренные статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней; истечение этих сроков лишает налоговый орган права осуществлять принудительные процедуры по взысканию налога и пеней.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суд установил, что сумма задолженности, на которую Обществу начислены спорные суммы пеней, возникла за периоды с 1992-1995 г. г. и за 4 квартал 1999 г.
Судом не принимается во внимание довод ответчика о том, что срок исковой давности начинает течь с момента регистрации преобразованного юридического лица, т.е. с 30.03.2004 г. по следующим основаниям:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотрак" является правопреемником реорганизованного предприятия - Сакмарского Арендного автотракторного предприятия и принимает на себя права и обязанности реорганизованного юридического лица Арендного предприятия в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства.
Задолженность по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 1999 г. и недоимка по страховым взносам за 1992-1995 г. г. была погашена Сакмарским Арендным автотракторным предприятием в 2000 г. Следовательно, срок выставления и направления требования об уплате налога следует исчислять с отчетного периода уплаты суммы налога, в связи с чем, суд полагает, что срок, установленный ст.70 НК РФ для направления требования в адрес налогоплательщика налоговым органом не соблюден.
Требование об уплате налога по состоянию на 06.07.2004 г. с указанием суммы пени в размере 288860 руб. и 45534 руб. 18 коп., начисленной на задолженность по страховым взносам и по налогу на добавленную стоимость за период с 1992-1995 г. и 4 квартал 1999 г. соответственно, не содержит сведений о периоде начисления пеней, о сумме задолженности по налогам, на которую начислены пени и сроках ее уплаты, что не позволяет налогоплательщику проверить правильность начисления пеней исходя из периода просрочки и суммы задолженности, налогоплательщику - Сакмарскому арендному автотракторному предприятию налоговым органом не направлялось.
Кроме того, суд считает, что включение в требование об уплате налога от 06.07.2004 г. задолженности за периоды с 1992-1995 г. г. и за 4 квартал 1999 г. является неправомерным, в силу того, что налоговым органом пропущен трехгодичный срок давности.
Довод ответчика о том, что срок давности не ограничивается тремя годами, судом отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Следовательно, ссылка ответчика в оспариваемом постановлении N 60 от 12.10.2004 г. о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика на требование от 06.07.2004 г. неправомерна.
Требования заявителя о том, что налоговые органы не имеют право взыскивать задолженность по пени по взносам в Пенсионный фонд, в силу ст.34 Закона РФ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", судом во внимание не принимаются, т.к. они основаны на неверном толковании норм права.
Таким образом, постановление N 60 от 12.10.2004 г. о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области в части обращения взыскания пени в сумме 288860 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 1995 г., пени в сумме 41089 руб. 67 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 1999 г. противоречит налоговому законодательству (ст.ст. 46, 47, 48, 70, 87, 113 НК РФ) и его следует признать недействительным.
Расходы по государственной пошлине возложить на ответчика, однако, взыскание не производить в силу ст.333.37 НК РФ.
Расходы по государственной пошлине в размере 1000 руб. возвратить заявителю, выдав справку на возврат после вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
1. Ходатайство заявителя об уточнении предъявленных требований удовлетворить.
2. Требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным постановление N 60 от 12.10.2004 г. о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации) в части обращения взыскания пени в сумме 288860 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 1995 г., пени в сумме 41089 руб. 67 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 1999 г., вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области, как не соответствующее ст.ст. 46, 47, 48, 70, 87, 113 Налогового кодекса РФ.
3. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
4. Госпошлину по рассмотрению дела 1000 руб. возвратить заявителю из федерального бюджета РФ, выдав справку после вступления решения в законную силу.
5. Меры по обеспечению заявления отменить после вступления решения в законную силу.
Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27 апреля 2005 г. N А47-15517/2004АК-30 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании