Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 10 ноября 2005 г. N А47-9723/2005АК-32
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 марта 2006 г. N Ф09-1267/06-С7 настоящее решение оставлено без изменения
Муниципальное предприятие "Сервис" Муниципального образования "Оренбургский район" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 о признании недействительным решения налогового органа от 10.06.2005 г. N 16-14/14170.
Отводов составу суда и ходатайств сторонами не заявлено.
Ответчик требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
При рассмотрении спора судом установлено следующее:
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2004 г., представленной заявителем в Инспекцию 04.03.2005 г.
По результатам проверки налоговым органом составлена докладная записка и вынесено решение N 16-14/14170 от 10.06.2005 г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным выше решением Муниципальному предприятию "Сервис" Муниципального образования "Оренбургский район" доначислен налог на имущество в размере 1392396 руб., начислена пеня в размере 72023 руб., а также налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 276929 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения явился довод налогового органа о том, что заявитель необоснованно воспользовался льготой по налогу на имущество, а именно по п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ и п.6 ст.10 Закона Оренбургской области N 613/70-III-ОЗ от 27.11.2003 г. "О налоге на имущество организаций" (с учетом изменений и дополнений), так как, по мнению налогового органа, объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, состоящие на балансе налогоплательщика, не финансируются за счет средств бюджетов субъектов и (или) местных бюджетов. Тем самым, по утверждению Инспекции, налогоплательщиком был занижен налог на имущество за 2004 г., подлежащий уплате в бюджет, в сумме 1392396 руб.
Заявитель просит суд признать оспариваемое решение недействительным, считая, что льгота применена им правомерно, поскольку организация финансируется из бюджета МО "Оренбургский район" в виде субсидий на покрытие убытков организации (возмещения разницы в тарифах), которые направляются на содержание объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Налоговый орган требования заявителя не признает, считая, что вынесенное им решения является законным и обоснованным, так как заявитель не имеет права на льготу, в связи с чем, просит суд в удовлетворении требований заявителю отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя и возражения ответчика, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п.1 ст.374 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Статьей 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ч.1 ст. 56 НК РФ).
Согласно ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности оспариваемого решения возлагается на орган, который принял акт.
Налоговым органом выявлено неправомерное заявление льготы по налогу на имущество в соответствие с п.6 ст.381 НК РФ, так как налогоплательщик не финансируются за счет средств бюджетов субъектов и (или) местных бюджетов, а возмещение из бюджета разницы в тарифах за оказанные услуги не может признаваться финансированием на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п.6 ст.381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Из содержания указанной нормы следует, что данной льготой могут воспользоваться организации независимо от организационно-правовой формы, на балансе которых находятся названные объекты. Условием предоставления льготы является выделение из соответствующего бюджета финансирования на содержание этих объектов, при этом объем и доля финансирования значения не имеют.
Факт нахождения на балансе МП "Сервис" МО "Оренбургский район" объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса налоговым органом не оспаривается.
Согласно статье 1 Закона РФ от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" недвижимость в жилищной сфере - недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее в том числе сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.
При этом жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, а также иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ в понятие "инженерная инфраструктура" включается комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования. Следовательно, под инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса следует понимать комплекс сооружений и коммуникаций инженерного оборудования, используемый для оказания жилищно-коммунальных услуг.
Исходя из толкования вышеуказанных правовых норм, к расходам на содержание указанных объектов следует относить расходы, связанные непосредственно с обеспечением сохранности этих объектов и поддержанием их в эксплуатационном состоянии.
В соответствии с Уставом МП "Сервис" МО "Оренбургский район" основным видом деятельности налогоплательщика является предоставление населению коммунальных, бытовых услуг (водоснабжение, отопление, канализация).
Тарифы на услуги МП "Сервис" устанавливаются органами местного управления.
Решением Совета депутатов МО "Оренбургский район" от 20.01.2004 г. N 307 был установлен уровень платежей граждан по затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги в 2004 году в размере 70%.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" от 02.08.1999 г. N 887, Постановлением Администрации Оренбургской области от 16.01.2003 г. N 6-п "Об утверждении порядка предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на территории Оренбургской области", Постановлением Администрации Оренбургской области от 30.12.2003 г. N 734 и Законом Оренбургской области "Об областном бюджете на 2004 год" финансирование расходов по субсидиям организациям ЖКХ на покрытие убытков от предоставления населению жилищно-коммунальных услуг осуществляется в виде разницы в тарифах, утвержденных органом местного самоуправления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 30 декабря 2003 г. N 731 "О Законе Оренбургской области "Об областном бюджете на 2004 год"
Согласно положениям статей 15.2, 15.3, 15.6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" за счет федерального бюджета оказывается финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение расходов организаций ЖКХ на содержание, ремонт жилья и оплату коммунальных услуг в части, не покрываемой за счет вносимой гражданами платы за жилье и коммунальные услуги, статьей 15.3 указанного Закона также установлено, что такое возмещение осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления межбюджетных трансферт в форме субвенций на финансирование расходов на оплату жилья и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан; субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ на предоставление отдельным категориям граждан субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; субвенций на возмещение расходов на предоставление отдельным категориям граждан субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; дотаций на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства, переданных в ведение органов местного самоуправления.
В силу ст.6 Бюджетного кодекса РФ субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Как следует из материалов дела, заявитель в 2004 году в соответствии с договором N 6/04 от 01.05.2004 г., заключенным между МП "Сервис" МО "Оренбургский район" и Администрацией МО "Оренбургский район", а также с договором N 62 от 01.05.2004 г., заключенным между заявителем и ГУП "Облжилкомхоз", получал возмещение разницы в оплате жилья и коммунальных услуг, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основании Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе героев СССР, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы", Указа N 431 от 05.05.92 г. "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Кроме того, в материалы дела заявителем представлены письмо Финансового управления администрации МО "Оренбургский район, согласно которому в 2004 г. заявителю было перечислено 3891 тыс. руб. на покрытие убытков от предоставления населению Оренбургского района жилищно-коммунальных услуг, а также платежные поручения, согласно которым МП "Сервис" получало от Администрации МО "Оренбургский район" субсидии по разделам 1201, 1202 с указанием кода экономической классификации - 130130 (согласно решения депутатов МО "Оренбургский район" N 306 от 20.01.2004 г.).
Таким образом, поскольку основной деятельностью заявителя является предоставление коммунальных услуг населению и данная деятельность связана с расходами на содержание жилого фонда и поддержанием инженерной инфраструктуры в надлежащем эксплуатационным состоянии, а также, учитывая, что заявителю производится возмещение убытков за счет средств местного бюджета в виде субсидий, которые направляются на содержание инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (что подтверждается материалами дела), налогоплательщик правомерно воспользовался льготой по налогу на имущество, установленной п. 6 ст. 381 НК РФ и ст. 10 Закона Оренбургской области "О налоге на имущество организаций", и, следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления налога на имущество, исчисления пени, а также для привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Исходя из вышеизложенного, с учетом положений ст.75 НК РФ, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на налоговый орган в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взысканию не подлежат в силу ст.333.37 Налогового кодекса РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Требования Муниципального предприятия "Сервис" Муниципального образования "Оренбургский район" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Оренбургской области от 10.06.2005 г. N 16-14/14170, как несоответствующее п.6 ст.381 НК РФ, ст.75 НК РФ.
3. Обязать Межрайонную ИФНС РФ N 7 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
4. Госпошлину в размере 2000 руб. возвратить заявителю, выдав справку после вступления решения в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10 ноября 2005 г. N А47-9723/2005АК-32 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании