Решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 20 марта 2006 г. N А47-17979/2005-11ГК
(извлечение)
Иск заявлен Прокуратурой Оренбургской области в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ о признании недействительным (ничтожным) договора N 3 ф/к от 21.07.2003 г. о предоставлении бюджетного кредита, как не соответствующего требованиям бюджетного законодательства.
Представитель Прокуратуры Оренбургской области в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, считает договор N 3 ф/к от 21.07.2003 г. о предоставлении бюджетного кредита недействительным ввиду его ничтожности, как не соответствующий требованиям частей 6, 12 статьи 76 Бюджетного кодекса РФ.
Представители первого ответчика и третьего лица в заседании суда исковых требований не признали, указали, что срок возврата ранее представленных бюджетных кредитов был отсрочен до 01.09.2003 г., таким образом, на момент заключения оспариваемого договора просроченной задолженности у ООО "Каргалинская МТС" не было.
Представители второго ответчика в судебное заседание не явились, запрошенных судом документов не представили, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон и третьего лица, судья установил, что на основании решения Совета депутатов муниципального образования "Оренбургский район" N 262 от 17.04.2003 г. "О выдаче кредита и гарантий хозяйствам района по заключенным договорам" и Распоряжения Главы муниципального образования "Оренбургский район" N 1547-р от 03.07.2003 г. между муниципальным образованием администрации Оренбургского района и ООО "Каргалинская МТС" заключен договор о предоставлении бюджетного кредита N 3-ф/к от 21.07.2003 г., согласно которому ООО "Каргалинской МТС" предоставлен бюджетный кредит в сумме 250000 руб. на проведение весенне-полевых работ со сроком возврата до 01.11.2003 г., что подтверждается платежным поручением N 252 от 23.07.2003 г., пунктом 1.3 договора N 3-ф/к от 21.07.2003 г. предусмотрено, что бюджетный кредит предоставляется на условиях срочности, платности, возвратности и обеспеченности. Обязательства по договору о предоставлении бюджетного кредита обеспечены залогом, согласно заключенному между сторонами договору залога имущества с оставлением его у залогодателя от 21.07.2003 г., предметом которого является пшеница 3 класса в количестве 100 тонн по цене 2500 руб. за тонну.
Администрацией Оренбургского района указано, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, так как согласно определению арбитражного суда от 22.04.2005 г. по делу N А47-16953/2004-14ГК требования администрации муниципального образования "Оренбургский район" об установлении кредиторской задолженности в размере 14203240 руб. 28 коп. признаны обоснованными, в том числе и по договору N 3-ф/к от 21.07.2003 г. и включены во вторую часть третьей очереди реестра требований кредиторов.
Решением арбитражного суда Оренбургской области от 21.06.2005 г. по делу N А47-16953/2004-14ГК ООО "Каргалинская МТС" признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства. В соответствии с частью 1 статьи 126 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Таким образом, исковое заявление Прокуратуры Оренбургской области подлежит рассмотрению судом в общем порядке искового производства, без учета возбужденного дела о банкротстве.
Согласно частям 1, 2 статьи 76 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита; бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.
В силу частей 6, 12 статьи 76 Бюджетного кодекса РФ обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом; бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Однако администрацией муниципального образования "Оренбургский район" бюджетный кредит по договору N 3-ф/к от 21.07.2003 г. выдан в нарушение требований бюджетного законодательства, так как не была произведена проверка финансового состояния юридического лица - ООО "Каргалинская МТС", сторонами в материалы дела документы, подтверждающие проведение проверки не представлены. Кроме того, истцом указано, что на момент выдачи бюджетного кредита по договору N 3-ф/к от 21.07.2003 г. у ООО "Каргалинская МТС" имелась задолженность по ранее выданным бюджетным кредитам, согласно договору N 5-ф/к от 20.03.2001 г. о предоставлении бюджетного кредита в размере 3300000 руб. со сроком возврата до 20.09.2001 г. и договору N 20-ф/к от 21.06.2001 г. о предоставлении бюджетного кредита в размере 2000000 руб. со сроком возврата до 01.11.2001 г. Согласно письму Финансового управления администрации муниципального образования "Оренбургский район" N 05/07 от 07.12.2005 г. задолженность по бюджетным кредитам, выданным ООО "Каргалинская МТС" по состоянию на 21.07.2003 г. составляет 2873294 руб. 28 коп. по договору N 5-ф/к от 20.03.2001 г. и 2000000 руб. по договору N 20-ф/к от 21.06.2001 г.
В соответствии с дополнительными соглашениями от 08.10.2003 г. к договорам о предоставлении бюджетного кредита N 5-ф/к от 20.03.2001 г. и N 20-ф/к от 21.06.2001 г. срок пользования бюджетными кредитами продлен до 15.09.2004 г. включительно, данные дополнительные соглашения не приняты судом во внимание, так как они заключены после предоставления бюджетного кредита по оспариваемому договору N 3-ф/к от 21.07.2003 г.
Первый ответчик, возражая на доводы Прокуратуры Оренбургской области, указал, что согласно Положению о порядке предоставлении бюджетных кредитов из бюджета Оренбургского района, утвержденного решением Совета депутатов N 25 от 21.02.2001 г. бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе (пункт 4.9 статьи 4); решением Совета депутатов N 102 от 26.09.2001 г. внесены изменения в статью 5 Положения "О порядке предоставления бюджетных кредитов из бюджета Оренбургского района", которая дополнена пунктом 5.5 предусматривающим, что в случаях возникновения у предприятий и организаций временных финансовых трудностей из-за непредвиденных обстоятельств, глава района после согласования с постоянной комиссией по бюджетной, налоговой и финансовой политике, собственности и экономическим вопросам Совета депутатов муниципального образования "Оренбургский район" может предоставить отстрочку погашения бюджетного кредита на срок до 12 месяцев под повышенные проценты, что предусматривается дополнительным соглашением к договору о предоставлении бюджетного кредита по отсрочке долгов. Согласно решению постоянной комиссии по бюджетной, налоговой и финансовой политике, собственности и экономическим вопросам и по агропромышленному комплексу от 02.10.2002 г. ООО "Каргалинская МТС" предоставлена отсрочка по задолженности основного долга 11 млн. 441,1 тыс.руб. до 01.09.2003 г., на основании решения от 02.10.2002 г. данной комиссии между муниципальным образованием "Оренбургский район" в лице Главы администрации и ООО "Каргалинская МТС" заключено дополнительное соглашение к договорам о предоставлении бюджетного кредита (по отсрочке долгов) от 04.10.2002 г., согласно пунктам 1.1, 2.1 которого администрация муниципального образований "Оренбургский район" предоставляет ООО "Каргалинская МТС" отсрочку по бюджетному кредиту, полученному в 2001 - 2002 г. г. по договорам N 31ф/к от 03.09.2001 г., N 23ф/к от 05.07.2001 г., N 25ф/к от 13.07.2001 г., N 26ф/к от 13.07.2001 г., N 22ф/к от 28.08.2001 г., N 5ф/к от 20.03.2001 г., N 4ф/к от 29.01.2002 г. в размере 11441064 руб. 21 коп. на срок до 01.09.2003 г.
При принятии решения довод первого ответчика об отсутствии просроченной задолженности у ООО "Каргалинская МТС" на момент заключения договора N 3ф/к от 21.07.2003 г. не принят судом во внимание, поскольку дополнительным соглашением от 04.10.2002 г. о предоставлении отсрочки по выплате долгов по предоставленным бюджетным кредитам администрацией муниципального образования "Оренбургский район" отсрочка по бюджетному кредиту, выданному в размере 2000000 руб. по договору N 20ф/к от 21.06.2001 г. не предоставлена, согласно пункту 2.1 договора N 20ф/к от 21.07.2001 г. бюджетный кредит предоставлен на срок до 01.11.2001 г.
Таким образом, администрацией муниципального образования "Оренбургский район" кредит в размере 250000 руб. по договору N 3ф/к от 21.07.2003 г. выдан без проверки финансового состояния заемщика ООО "Каргалинская МТС" и при существующей задолженности по прежним бюджетным кредитам, что противоречит частям 6, 12 статьи 76 Бюджетного кодекса РФ и влечет несанкционированное расходование бюджетных средств.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ недействительной (ничтожной) признается сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, учитывая, что договор о предоставлении бюджетного кредита N 3ф/к от 21.07.2003 г., заключенный между муниципальным образованием администрации Оренбургского района и Обществом с ограниченной ответственностью "Каргалинская МТС" не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ (частям 6, 12 статьи 76), исковые требования являются основательными и подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине относятся на второго ответчика в полном размере, в связи с тем, что первый ответчик освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
Признать договор о предоставлении бюджетного кредита N 3ф/к от 21.07.2003 г. недействительным ввиду его ничтожности.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Каргалинская МТС", ст.Каргала г.Оренбург в доход федерального бюджета РФ 2000 руб. государственной пошлины.
3. Исполнительный лист выдать Межрайонной ИФНС России N 7 по Оренбургской области, г.Оренбург в порядке статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию в течение месяца, с даты принятия решения (изготовления решения в полном объеме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 марта 2006 г. N А47-17979/2005-11ГК (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Оренбургской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании