Я, Главный государственный санитарный врач по Оренбургской области Н.Е. Вяльцина, проанализировав результаты надзорной деятельности за организацией санитарно-защитных зон на промпредприятиях области в соответствии с Законом N 52-ФЗ от 30.03.99 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отмечаю, что состояние организации санитарно-защитных зона предприятиях Оренбургской области продолжает оставаться неудовлетворительным. Общее количество населения, проживающего в санитарно-защитных зонах 42737 человек, что составляет 2,0% от всего населения области. Наибольшее количество населения проживает в санитарно-защитных зонах промпредприятий в г. Новотроицка - 23000 человек, г. Орска - 12220 человек, г. Оренбурга - 5095 человек. Вместе с тем работы по отселению жителей из санитарно-защитных зон за последние 10 лет не проводились.
Более 200 предприятий области не имеют организованных санитарно-защитных зон; 51 предприятие действует без проекта организации санитарно-защитных зон, в том числе: в г. Новотроицке: ОАО "Новотроицкий комбинат хлебопродуктов", ООО "ПИТ", ООО "Новотроицкий мясокомбинат"; в г. Орске: ОАО "Орскнефтеоргсинтез", ОАО "Комбинат Южуралникель", Орская ТЭЦ; в г. Медногорске: ООО "Медногорский медно-серный комбинат", в г. Оренбурге: ОАО "Опытно-промышленный нефтемаслозавод", АООТ "Радиатор", ЗАО "Оренбургрезинотехника", ЗАО "Силикатный завод", в г. Бузулуке: ОАО "Бузулукский завод тяжелого машиностроения", ООО "Нефтяной мир"; в г. Бугуруслане - ОАО "Бугурусланский завод "Радиатор"; в г. Кувандыке - ОАО "Долина"; в г. Сорочинске - ООО "Мясокомбинат "Сорочинский". Только 5 предприятий имеют проекты организации санитарно-защитных зон, согласованные в установленном порядке.
Сложившаяся в области ситуация, связанная с загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния промышленных предприятий на территории санитарно-защитных зон продолжает оказывать вредное воздействие на состояние здоровья населения.
По исполнение# Письма Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 0100/4317-06-32 от 17.04.2006 г. "Об организации санитарно-защитных зон на территории Российской Федерации" в области начата работа по отселению граждан за пределы санитарно-защитных зон. В г. Орске на уровне муниципального образования решен вопрос по отселению населения, проживающего в 1-километровой санитарно-защитной зоне ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (ОАО "ОНОС") с общим количеством 8000 человек, подготовлено распоряжение мэра города Орска N 537-р от 15.02.2008 "О создании комиссии по вопросу благоустройства и организации территории санитарно-защитной зоны ОАО "ОНОС", принято решение муниципального образования г. Орск совместно с руководством предприятия о выносе в 2009 году за пределы жилой застройки асфальто-бетонного завода с санитарно-защитной зоной 300 м в промышленную зону города, в г. Медногорске начаты работы по проведению натурных измерений для обоснования размеров санитарно-защитной зоны одного из крупнейших предприятий области Медногорского медно-серного комбината с последующей разработкой проекта обоснования СЗЗ в 2009 году.
В 2007 году по сравнению с прошлым годом, количество населения, проживающего на территориях санитарно-защитных зон предприятий области, уменьшилось на 5718 человек (с 48455 до 42737 человек) за счет ликвидации, перепрофилирования, сокращения ряда предприятий, в том числе в г. Орске - на 1800 человек, в г. Оренбурге - на 1312 человек, в г. Кувандыке - на 470 человек, в Саракташском районе - на 100 человек, в Сакмарском районе - на 300 человек, в Соль-Илецком районе - на 80 человек.
С марта 2008 года Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации N 74 от 25.09.2007 г. введена в действие новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". Новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработана в связи с необходимостью введения в документ новой процедуры установления размеров и границ санитарно-защитных зон в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. N 1009.
При обосновании размеров санитарно-защитных зон для предприятий 1 и 2 классов опасности введено обязательное проведение оценки риска для здоровья населения. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных предприятий и производств или промышленных узлов (комплексов), в состав которых входят объекты 1, 2 и 3 классов опасности, а также имеющие в составе выбросов вещества 1 и 2 классов опасности.
В связи с изложенным проблема обеспечения безопасности здоровья населения, проживающего в зоне неблагоприятного воздействия выбросов вредных веществ промышленных предприятий, остается наиболее приоритетной в области.
В целях предупреждения вредного воздействия промышленных предприятий на здоровье населения и исполнения требований Федеральных законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г, ст. 12(2), 20(3), "Об охране окружающей среды" от 10.01.02 N 7-ФЗ, ст. 44 Федерального закона Российской Федерации "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.99 N 96-ФЗ, ст. 16, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.2.1/2.1.1.-2361-08 "Изменения N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест" постановляю:
1. Рекомендовать главам муниципальных образований городов области:
1.1. Рассмотреть вопрос об организации (пересмотре, уточнении границ) санитарно-защитных зон на существующих промпредприятиях, с заслушиванием руководителей предприятий, не выполняющих требования санитарного и природоохранного законодательств в части переселения жителей с территории санитарно-защитных зон.
1.2. Разработать или внести коррективы в городские целевые экологические программы, предусмотрев в них осуществление практических мероприятий по организации санитарно-защитных зон на промышленных предприятиях, с отселением проживающего на территории СЗЗ населения.
1.3. Рассмотреть вопрос выполнения промпредприятиями требований действующего законодательства в части организации санитарно-защитных зон с принятием соответствующих решений в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в новой редакции.
2. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области:
2.1. Потребовать от руководителей предприятий разработки проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон, включая мероприятия по переселению жителей.
2.2. Предъявлять требования к руководителям предприятий по организации производственного контроля за качеством атмосферного воздуха, факторов химического и физического воздействия на границе санитарно-защитных зон.
2.3. Ужесточить требовательность к руководителям предприятий по обеспечению переселения жителей из санитарно-защитных зон, организации, благоустройству, озеленению их территории, шире практиковать передачу дел в судебные органы.
3. Главному врачу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области" Н.Н. Верещагину обеспечить организацию лабораторного и инструментального контроля в городах и районах за качеством атмосферного воздуха, почвы и вредным воздействием физических факторов от промпредприятий, в том числе на границе санитарно-защитных зон.
4. Юридическим и физическим лицам, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией промышленных объектов, являющихся источниками выбросов вредных веществ в атмосферу:
4.1. Обеспечить выполнение требований законодательных и нормативных актов в части организации санитарно-защитных зон предприятий, имеющих выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.
4.2. 0рганизовать обязательное проведение производственного лабораторного контроля за состоянием атмосферного воздуха в зоне влияния предприятий, на границе санитарно-защитных зон и на границе ближайшей жилой застройки (при необходимости) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в новой редакции.
4.3. Обеспечить в течение 2008-2010 годов проектирование санитарно-защитных зон промпредприятий с обоснованием размеров, проведением систематических натурных наблюдений.
4.4. Использовать оценку риска для здоровья населения при проектировании и обосновании размеров санитарно-защитных зон промпредприятий 1 и 2 классов опасности.
5. Информацию о ходе работ по организации санитарно-защитных зон, в том числе по переселению жителей и принимаемых мерах начальникам территориальных отделов представлять в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области ежегодно к 1 июля и к 1 февраля.
6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области Т.М. Макарову.
Главный государственный санитарный врач |
Н.Е.Вяльцина |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Оренбургской области от 19 мая 2008 г. N 8 "О неотложных мерах по организации санитарно-защитных зон на промышленных предприятиях области"
Текст постановления официально опубликован не был