Об общедоступных критериях самостоятельной оценки
рисков для налогоплательщиков
В целях ведения открытого диалога с налогоплательщиками, направленного в первую очередь на предупреждение налогового нарушения, а не применение к ним фискальных мер Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее по тексту - Управление) предлагает налогоплательщикам Оренбургской области систематически проводить самостоятельную оценку рисков по результатам ведения своей финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с "Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок", подготовленными на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333.
На текущий момент общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок являются:
1) налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
2) отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
3) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
4) опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
5) выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
6) неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
7) отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
8) построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
9) непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
10) неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами);
11) значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
12) ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Подробно с указанными Общедоступными критериями можно ознакомится на официальном сайте Управления в сети Internet, в программных комплексах "Консультант плюс", "Гарант" и "Кодекс".
Приказом ФНС России от 14.10.2008 г. N ММ-3-2/467@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок" добавлен 12 общедоступный критерий самостоятельной оценки рисков "Ведение финансово - хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском".
У налогоплательщиков, обнаруживших при самостоятельной оценке высокий уровень рисков согласно 12 критерию, имеется возможность их снизить или полностью исключить. Для этого налогоплательщики должны, во-первых, исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период, во-вторых, уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков. Согласно указанной Концепции уведомление о мерах, предпринятых налогоплательщиками для снижения рисков, производится путем подачи в налоговый орган по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Подача налогоплательщиком уточненной налоговой декларации рассматривается налоговыми органами как инструмент снижения или исключения налоговых рисков. То есть такая декларация будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик, возможно, усмотрел в своих действиях признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды или какие-то недоработки при документальном оформлении финансовых операций. Присутствие этих признаков не носит системного характера и не связано с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду. Налогоплательщик может откорректировать сомнительные суммы и провести уточненный расчет налоговых обязательств за соответствующий период.
Одновременно с уточненной налоговой декларацией, представленной в связи выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, налогоплательщикам предлагается представлять пояснительную записку к данной декларации по форме, рекомендуемой Федеральной налоговой службой, согласно приложению N 5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 г. N ММ-3-06/333@ (с изменениями от 14.10.2008).
При проведении камеральных налоговых проверок уточненных деклараций с пояснениями дополнительные документы налоговые органы у плательщика не требуют. Если камеральная проверка подтвердит, что уточненные декларации достоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность и не являются формальными, это, как правило, исключает вероятность назначения выездной налоговой проверки. А при соблюдении условий оплаты налоговых платежей по рискам налогоплательщик полностью освобождается от ответственности. Однако необходимо отметить, что сам факт представления налогоплательщиком уточненной декларации не гарантирует стопроцентный отказ от мероприятий налогового контроля. В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с нарушениями налогового законодательства принимается решение о выездной налоговой проверке только по согласованию с Федеральной налоговой службой.
Таким образом систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщикам не только своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства, но и исключить вероятность проведения выездной налоговой проверки.
Л.Негодяева,
начальник контрольного отдела
"Налоговый Вестник Оренбургской области", N 8, август 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый Вестник Оренбургской области"
Журнал зарегистрирован Поволжским межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Регистрационный номер ПИ N 7-0617 от 07.05.2001 г.
Адрес редакции:
ООО "Каталоги Справочники Путеводители",
Лицензия ИД N 03579 от 19.12.2000 г.
460021, г. Оренбург, ул. Восточная, 42/1, секция 2
Тел. (3532) 58-18-42, 707-505
E-mail: ksp@mail.esoo.ru
Председатель общественного редакционного совета Г.В.Кузнецов
Члены общественного редакционного совета:
Г.В.Гармаш / С.А.Киселев / В.В.Семенов / Т.Н.Свиридова /
Т.Н.Кулакова / Н.П.Шевченко
Главный редактор журнала "Налоговый Вестник Оренбургской области" О.Г.Репников
Зам. главного редактора журнала "Налоговый Вестник Оренбургской области" Н.Х.Сафронова
Подписка на издание доступна в полном объеме в любом почтовом отделении, в редакции, через наших агентов или в заочном порядке.
Подписной индекс издания в каталоге "Почта России" - 14860.