Позиция Верховного Суда РФ по вопросу осуществления
налоговыми органами мероприятий по контролю за соблюдением Федерального
закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники
при осуществлении наличных денежных расчетов
и (или) расчетов с использованием платежных карт",
изложенная в постановлении от 24 июля 2009 г. N 46-ад09-1
Как следует из материалов дела, должностными лицами налогового органа проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
В результате проверки установлено, что на автостоянке указанного предприятия при оплате услуги за парковку автомобиля сторож не применил контрольно-кассовую машину и не выдал чек, что является нарушением требований ст. 2 и 5 указанного Федерального закона.
По факту выявленного правонарушения в отношении директора Общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление о привлечении директора Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа.
Решениями районного и областного судов названное постановление налогового органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, директор Общества просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений, считая их незаконными.
В соответствии со ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны, в частности, выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Факт совершения директором Общества административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, оцененными налоговым органом в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы директора Общества о том, что в силу Федерального закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка, выявившая факт продажи товаров без применения контрольно-кассовой машины, относится к числу оперативно-розыскных мероприятий, которые сотрудники налоговых органов проводить не вправе, основанием к отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении постановлений служить не может.
Из положений названного Федерального закона (ст. 1, 2, 6, 7) следует, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся только в целях выявления, предупреждения и пресечения уголовных, но не административных правонарушений.
В данном случае налоговые органы, осуществившие контрольную закупку, действовали в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Данный Федеральный закон не содержит каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением, в том числе запрета на осуществление контрольной закупки.
Постановление о привлечении директора Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, установленного ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено налоговым органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено директору Общества в пределах, установленных санкцией ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом вышеизложенного, Верховный Суд РФ поддержал позицию налогового органа и оставил постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, без изменения, жалобу директора Общества - без удовлетворения.
Т.Иванова,
начальник правового отдела
"Налоговый Вестник Оренбургской области", N 9, сентябрь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый Вестник Оренбургской области"
Журнал зарегистрирован Поволжским межрегиональным территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Регистрационный номер ПИ N 7-0617 от 07.05.2001 г.
Адрес редакции:
ООО "Каталоги Справочники Путеводители",
Лицензия ИД N 03579 от 19.12.2000 г.
460021, г. Оренбург, ул. Восточная, 42/1, секция 2
Тел. (3532) 58-18-42, 707-505
E-mail: ksp@mail.esoo.ru
Председатель общественного редакционного совета Г.В.Кузнецов
Члены общественного редакционного совета:
Г.В.Гармаш / С.А.Киселев / В.В.Семенов / Т.Н.Свиридова /
Т.Н.Кулакова / Н.П.Шевченко
Главный редактор журнала "Налоговый Вестник Оренбургской области" О.Г.Репников
Зам. главного редактора журнала "Налоговый Вестник Оренбургской области" Н.Х.Сафронова
Подписка на издание доступна в полном объеме в любом почтовом отделении, в редакции, через наших агентов или в заочном порядке.
Подписной индекс издания в каталоге "Почта России" - 14860.